|
Финдиректор Ernst & Young в Беларуси: Важно не что реформировать в экономике, важнее - как это делать |
|
В председательствующей с 1 января 2011 года в ЕС Венгрии, где приватизация и переход к рыночной экономике прошли еще в прошлом веке, сегодня государство вынуждено прибегнуть к новой стратегии. Для выхода из кризиса правительство Виктора Орбана прибегает к непопулярным мерам: жесткий контроль работы частных предприятий, пенсионных фондов и СМИ, вводятся новые налоги. О венгерских реформах и их применимости в белорусских реалиях в эфире TUT.BY рассказала Наталья Никандрова, финансовый директор Ernst & Young в Беларуси, член ряда рабочих групп Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совете министров РБ.
Начнем с истории и постепенно перейдем к нашим дням. Какие наиболее показательные экономические реформы были проведены в Венгрии в начале 1990-х годов после крушения коммунизма?
Следует отметить, что еще до начала 1990-х годов, когда произошло крушение социалистической системы, Венгрия уже была подготовлена к реформам, которые начали происходить позднее. Правительство Яноша Кадара провело достаточно серьезные рыночные реформы, пустив частный сектор в сельское хозяйство и в сферу услуг. Также государственным предприятиям была предоставлена самостоятельность при принятии решений. Таким образом, Венгрия в те годы находилась на достаточно высоком уровне развития экономики по сравнению с другими странами соцлагеря. И уже в 1990-е годы к началу реформ была заложена какая-то основа.
Что касается самих реформ, которые проходили в 1990-е годы, стоит отметить, что первое, что сделала Венгрия, - провела реформу ценообразования и освободила импорт. Был закрыт государственный отдел цен, который регулировал ценообразование, и сформирован новый антимонопольный орган, который смотрел за состоянием рынка. Следующее, что было сделано, - в 1992 году был создан настоящий рынок труда. На рынке труда было полностью исключено государственное регулирование. Венгрия начала проводить приватизацию. Приватизация была массовой. Вплоть до того, что из двух тысяч предприятий, которые на начало 1990-х годов принадлежали государству, к концу 1990-х годов в руках государства осталось порядка двухсот предприятий. В настоящее время приватизация в Венгрии практически завершена. В руках государства сейчас остается около ста предприятий. Причем были приватизированы также так называемые стратегические отрасли. Это транспортировка нефти и газа, энергетический сектор. Полностью были приватизированы фармакологический и химический сектора.
Как можно оценить экономический эффект от приватизации, которая прошла в Венгрии?
Благодаря произошедшей приватизации Венгрия получила высокие оценки в рейтингах западных агентств. Благодаря этому появились приливы инвестиций в страну. Экономика начала усиленно развиваться.
В большинстве случаев переход на рыночные рельсы сопряжен с рядом недоброжелательных социальных последствий. Как Венгрии удалось нивелировать этот аспект?
Конечно, Венгрия столкнулась с социальными проблемами. Стоит отметить, что на сегодняшний день в Венгрии достаточно высокий уровень безработицы. Порядка 10%. Государство пытается с этим бороться. Существует специальная государственная программа. Предприятия, которые создают новые рабочие места, получают налоговые льготы. В частности, в Венгрии есть местный налог на предпринимательство, который выплачивается из прибыли. Так вот за создание одного рабочего места предприятие получает возможность не выплачивать этот налог в размере четырех тысяч евро. В случае если предприятие решает сократить штат более чем на 5%, ставка налога увеличивается. Существует государственная программа, которая выделяет определенные государственные средства предприятиям, которые нанимают персонал и вкладывают деньги в их обучение. Часть этих затрат финансируется государством. Причем даже если такое обучение происходит внутри компании.
Еще в Венгрии существует демографическая проблема. Население стареет, сокращается численность населения. Государство также предпринимает ряд мер. В частности, для повышения рождаемости введена интересная льгота по подоходному налогу на семью, а не на человека, как у нас. При рождении одного ребенка семья получает вычет по подоходному налогу примерно в размере 300 долларов в месяц. Таким образом, семьи, которые имеют трех-четырех детей и у которых доходы невысоки, могут вообще не выплачивать подоходный налог.
Удалось ли пополнить казну благодаря продаже госсобственности? Насколько эффективно она продавалась в Венгрии?
В результате продажи государственной собственности казна пополнилась примерно на 11 млрд долларов.
Это серьезная сумма. И тем не менее глобальный финансовый кризис сильно ударил по венгерской экономике. В отличие, кстати, от белорусской. Может, все-таки какие-то реформы были проведены неправильно или что-то не нужно было проводить? Почему пришли к такому результату?
У меня есть такое мнение. В прессе очень много писалось о мировом финансовом экономическом кризисе. Стоит отметить, что в основном кризис ударил по тем странам, экономика которых была тесно вовлечена в мировую экономику. Поэтому развивающиеся страны получили меньший эффект от этого кризиса. Развивающиеся страны сами находятся в перманентном финансово-экономическом кризисе. Поэтому на них это сильно не сказалось. Здесь нельзя говорить, что это некая заслуга этих стран. Просто это результат того, что их экономика недостаточно вовлечена в мировую.
Но я же не о заслуге говорю. Просто хочу узнать, что явилось причиной такого эффекта? Давайте обрисуем кризисную ситуацию в Венгрии. Каково экономическое положение страны?
Если говорить о том, насколько кризис ударил по Венгрии, то следует сказать, что страна чудом избежала банкротства. Благодаря помощи международных финансовых институтов стране удалось выйти из этой ситуации. В настоящее время Венгрия имеет государственный долг, который составляет порядка 80% ВВП. Это достаточно высокий долг. Его предстоит выплачивать в ближайшем будущем. У Венгрии дефицит бюджета около 9%. Соответственно, новое правительство, которое в апреле 2010 года пришло к власти во главе с премьер-министром Виктором Орбаном, поставило достаточно амбициозные задачи. Оно хочет сократить дефицит бюджета с 9% до 3% и приостановить рост государственного долга, уменьшить его до 70% ВВП.
Какие для этого отводятся временные рамки?
Ближайшие пару лет.
Теперь мы, наконец, пришли к тому, каким образом Орбан это делает?
Конечно, правительство прибегло к не очень популярным мерам. Чтобы покрыть дефицит бюджета, правительство отказалось от дальнейших стабилизационных фондов, от помощи, которая предлагалась международными организациями.
Чтобы не влезать дальше в долги?
Оно решило выходить из этой ситуации собственными средствами. Одна из таких непопулярных мер, которые были приняты, - это фактически национализация частных обязательных пенсионных фондов. Я не знаю, стоит ли подробно останавливаться на пенсионной системе Венгрии. В Венгрии была трехступенчатая пенсионная система. Обязательная часть пенсионной системы включала отчисления в государственный пенсионный фонд. И часть из них шла в частный пенсионный фонд. Человек сам выбирал, в каком фонде размещать свои средства, кому отдавать их в управление.
В общем-то, у нас тоже есть такая альтернатива, но она не очень развита.
У нас это добровольно. А в Венгрии отчисления в частные фонды обязательны. В Венгрии есть еще третья ступень – это добровольное пенсионное страхование. Именно в добровольной форме отчисляются суммы в частный пенсионный фонд. Так вот пенсионные фонды, которые находятся в частном управлении по обязательному страхованию, фактически были национализированы. В случае если граждане хотят оставить свои средства в частных фондах, они должны написать заявление и сообщить об этом. Но частным пенсионным фондам были поставлены такие условия, что фактически их работа не может дальше продолжаться в нормальном порядке. Им прекратили финансирование. Есть ряд проблем. Был введен ряд нормативных актов, которые просто уберут их из рынка.
Таким образом, как я понимаю, у государства появятся свободные средства из этих фондов, которые можно будет на что-то направлять.
Можно будет частично покрыть дефицит бюджета. Вторая непопулярная мера, которая была принята правительством Венгрии, - это введение так называемого кризисного налога. Решение об этом было принято в ноябре 2010 года. Закон вступил в действие с 1 января 2010 года. То есть он имел обратную силу. Этот налог предполагал отчисление определенных сумм банками, предприятиями, которые работают в телекоммуникационном бизнесе, в энергетической сфере и в розничной торговле. Так получилось, что в этих отраслях работает очень много иностранных компаний. Естественно, эти иностранные компании были возмущены. Потому что, работая с начала года, они не закладывали этот налог в цели. Ряд компаний подал жалобу на действия Венгрии в Европейский союз. Она сейчас рассматривается. Если будет решено, что действие венгерского правительства противоречит требованиям ЕС, то вопрос будет ставиться очень жестко.
Стоит еще отметить, что с 1 января Венгрия председательствует в ЕС. Получается забавная ситуация. А что произошло со средствами массовой информации?
Был введен новый закон, который предполагал, что средства массовой информации, освещающие какую-то ситуацию не с разных сторон, а однобоко, могут облагаться определенными грабительскими штрафами. Средства массовой информации возмутились. Потому как каждый имеет право на свою точку зрения, на свое изложение ситуации.
Как разобраться в этой ситуации? Пройден этап реформирования, приватизации частного сектора, отпустили цены, полностью перешли на рыночную экономику. Бац! Кризис – нужно возвращаться к тому, с чего начинали, опять зажимать гайки, возвращать государству пенсионные фонды. Может, не стоило и начинать весь этот процесс? Почему приходится возвращаться?
Конечно, начинать стоило. Я уже упоминала, что кризис – это такая вещь, которой не избежала ни одна развитая страна. Если уж говорить о том, что не стоило начинать реформы, в таком случае нам стоит вернуться на тысячу лет назад. Люди жили в гармонии с природой, они не производили излишков, не потребляли излишнего. Им было достаточно куска хлеба, пары обуви и какой-то рубашки. А сейчас люди смотрят по сторонам. Наше население тоже смотрит на соседние страны. Они понимают, что в той же Литве цены на одежду в два раза ниже, чем у нас. И выбор в десять раз больше. Естественно, они поедут тратить свои деньги туда. Они поедут в Москву и купят технику, которая у нас тоже стоит дороже. Не стоит отделять себя от остального мира. Поэтому, конечно, реформы необходимы.
Интересно, те меры, которые сейчас принимаются, - это временные антикризисные меры? Или это какая-то тенденция, которая будет продолжаться?
Мне кажется, это временные меры. Потому что даже антикризисный налог был принят на период с 2010 по 2012 год. Просто стране необходимо восстановиться после того, что произошло. Пострадала экономика всех стран.
Но все как-то по-разному выходят из кризиса. Только Венгрия пошла таким радикальным путем.
У каждого свои пути и каждый принимает свои решения. Нельзя стричь все страны под одну гребенку. У каждой страны какие-то свои собственные проблемы, нюансы. В каждой стране разная экономика. Поэтому здесь нельзя говорить обо всех.
Давайте все-таки проведем параллели с Беларусью. Наша страна во многом похожа на Венгрию. Как Вы думаете, чего не хватает нашей стране, чтобы дать толчок подобным реформам? Я имею в виду те реформы, которые были в 1990-е годы.
Может, не стоит говорить, что наша страна очень похожа на Венгрию. Все-таки у нас велика доля государственной собственности. Может быть, на Венгрию 20-летней давности. Следует отметить, что любые, какие бы ни проводились, реформы на пути к рынку имеют две составляющие. Одна из этих составляющих – это "что делать?". А вторая – "как делать?". Так вот составляющая "что делать?" практически для всех одинакова. Мировой опыт показывает, что для того чтобы перейти на рыночные отношения, запустить развитие экономики и повысить благосостояние населения, необходимо, во-первых, произвести приватизацию. То есть отдать государственные предприятия в частные руки. Потому что только собственник, частник, движимый собственным корыстным интересом, способен грамотно управлять предприятием.
Государство как управленец несостоятельно, это многие говорят.
Мировой опыт это показывает. Скажем, мы все прекрасно видим, насколько бывшие социалистические страны отстали от Западной Европы за годы социализма. Прошло двадцать лет, и эти страны до сих пор не могут догнать европейские по уровню развития. Даже Венгрия, у которой еще в те времена были развиты некоторые рыночные отношения, и которая была по тем временам богатая. Поэтому приватизация очень важна. Вторая составляющая любых реформ – это односторонняя, однонаправленная либерализация. Страна должна открыться внешнему миру, должна показать себя. Нужно отменить въездные визы для большинства стран. Нужно отменить большинство тарифных барьеров, которые существуют на пути международной торговли. Это очень важно. Третья составляющая любых реформ, проводимых на пути к рынку, - это дерегуляция. Нужно уменьшить воздействие на частный сектор, на экономику. Должны превалировать рыночные отношения. В принципе, это то, чем сейчас занимается наше государство. Как известно, была издана Директива президента №4. Это первый шаг на пути к рынку.
Та самая Директива №4, которая была подписана 30 декабря прошлого года. В общем-то, поддержка субъектов малого и среднего бизнеса – это как раз то самое, чем занимаются в Венгрии по сей день, насколько я знаю. Насколько этот путь действительно может стать толчком к экономическому развитию всей страны?
Я считаю, все предприниматели нашей страны восприняли принятие Директивы №4 положительно. Это директива о намерениях государства что-то улучшить в этой сфере, повернуться по направлению к бизнесу, протянуть ему руку, убрать лишнее регулирование и помочь ему развиваться. Я считаю, это очень важный документ.
Но если сравнивать с поддержкой предпринимательства в Венгрии, чего в нем не хватает?
Конечно, нам еще предстоит очень многое сделать. Об этом говорит и директива. Начиная с либерализации ценообразования. Нужно убрать тарифную систему оплаты труда и создать нормальный рынок труда. Государство должно перестать вмешиваться в систему стимулирующих выплат. Предприятие должно само решать, каким образом стимулировать сотрудников, какие им выплачивать премии и когда. Известно, что тарифная система только создает лишние препятствия. Насколько я знаю, крупные предприятия нанимают специальный штат бухгалтеров, которые подводят реальную договорную заработную плату под тарифную сетку. Это же безобразие! Это увеличивает себестоимость, создает дополнительные барьеры, бумажную работу.
Нужно создать нормальный институт частной собственности. Нужно сделать так, чтобы у частников не отнимали то, что они заработали своим трудом, вложив в это огромные средства, рискуя, иногда пользуясь кредитными деньгами. Если они получают от этого какую-то прибыль, они должны быть вознаграждены. Это должно быть их, и никто не должен это у них отнимать штрафами. Особенно как было у нас. Штраф за неправильное оформление накладных. Скажите, какой экономический ущерб государству от того, что в накладной неправильно указан адрес банка? Зато какая выгода от штрафов! Поэтому предстоит еще очень много сделать.
Вы входите в состав рабочей группы по созданию плана мероприятий по реализации Директивы №4. Скажите, какие рациональные идеи могут быть реализованы в ближайшие год-два в нашей стране?
Рабочая группа экспертов, которая работает при Министерстве экономики, представляет собой широкие слои бизнес-сообщества. Туда входят партнеры известных юридических компаний, представители бизнес-союзов и ассоциаций. Это те люди, которые напрямую сталкиваются с предпринимателями. Было внесено достаточно много предложений по реализации директивы президента. У нас существует закон о ценообразовании. Он замечательный. Там очень четко прописано, что цены у нас формируются рыночным путем. Точка. Почему этот закон оброс множеством подзаконных нормативных актов, которые стали устанавливать различные индексы изменения цен, надбавки, различные ограничения для государственных и частных предприятий? Представители рабочей группы считают, что нужно внести изменения в закон о ценообразовании и предусмотреть, что другие органы, кроме Совета министров, не имеют права создавать подзаконные акты и ограничивать конкуренцию на рынке.
Рабочая группа пришла к выводу, что стоит оставить регулирование цен в области строительства за счет бюджетных средств, социального строительства жилья. Также оставить регулирование цен на социально значимые товары. Я считаю, что это временная мера. Потому как во всем мире это организовано немного другим образом. Фактически люди получают какие-то дополнительные деньги к пенсиям, если это пенсионеры, либо льготы по подоходному налогу, если это работающий гражданин. За этот счет они могут компенсировать разницу в ценах. Государство на этом ничего не теряет, потому что более высокая цена предполагает более высокие поступления в бюджет. Пока экономика не войдет в нормальное русло, не разовьется достаточная конкуренция, нельзя будет отменить регулирование цен на социально значимые товары. Только после этого уже можно будет говорить об отмене.
Еще очень важный момент – это создание антимонопольного органа. Так как цены теперь будут формироваться рыночным путем, нужен какой-то орган, который будет производить мониторинг рынка и наблюдать за добросовестностью конкуренции. Он должен будет отслеживать демпинг. Этот орган должен быть организован на достаточно высоком уровне. Там должны работать достаточно квалифицированные специалисты. Не знаю, есть ли у нас сейчас в стране такие специалисты. Нужно обучить людей. Возможно даже, отправить куда-то на стажировку или использовать современные технологии и как-то изучить антимонопольное законодательство других стран, чтобы принести в нашу страну лучший опыт. Это что касается ценообразования. Что касается развития института защиты частной собственности, предлагается уменьшить срок исковой данности по сделкам о приватизации до трех лет. Чтобы по истечении трех лет никто не мог конфисковать то, что ты приобрел. Есть еще ряд предложений, которые касаются защиты частной собственности.
Но мы не будем на них подробно останавливаться, потому что у нас заканчивается время. Хочется еще вот что узнать. Как воспринимаются чиновниками Минэкономики, их юристами все предложения, которые исходят от частного сектора? Находите ли вы общий язык? Нужно подчеркнуть, что впервые план мероприятий по реализации директивы рождается действительно в диалоге частного сектора с государственным. Как это происходит?
Все предложения, которые поступили от экспертов, консолидированы в некий единый документ. Конечно, решать, что будет в него включено на финальном этапе, будут чиновники наверху. Но хочется надеяться, что основные моменты все-таки найдут свое отражение в этом документе. Очень важно, чтобы не забыли про международные стандарты финансовой отчетности. Важно для инвесторов и самих предприятий. Существует новый проект закона о бухгалтерском учете и отчетности, который почему-то бродит где-то по кабинетам. В нем описаны принципы международных стандартов. Мы настаиваем на том, чтобы организации, которые имеют общественный интерес, вели отчет по международным стандартам, как это сейчас делают банки. Кроме этого, организации частной формы собственности, иностранные предприятия, которые желают это делать, должны вести отчетность только по МСФО, чтобы не делать двойной работы.
Давайте в заключение вернемся к Венгрии и проведем последнюю параллель. На какие ошибки стоит обратить внимание Беларуси, если следовать путем, который прошла Венгрия? Действительно ли стоит слепо копировать тот путь, которым прошла Венгрия?
Я упоминала, что каждая реформа содержит два элемента: "что делать?" и "как делать?". Так вот элемент "что делать?" обязателен для всех, а элемент "как делать?" имеет сугубо индивидуальные особенности. Каждая страна должна решать для себя сама, как реализовывать приватизацию, дерегуляцию. Страна должна учитывать свою специфику. Поэтому копировать чей-то опыт не имеет смысла. Нужно просто его изучить, проанализировать и понять, что положительное можно использовать, а что не стоит.
Андрей Коровайко
"TUT.BY", 1 февраля 2011 года
Источник "TUT.BY", 1 февраля 2011 года
|
|
|