Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Чем грозит новый закон о банкротстве физических лиц кредиторам, должникам и коллекторам?
 
Опубликованный Министерством экономического развития РФ законопроект о банкротстве физических лиц вызвал широкую дискуссию в экспертном сообществе. За последние несколько лет министерство опубликовало несколько редакций закона, практически не отличающихся друг от друга. Последняя версия законопроекта утверждена и опубликована на сайте Минэкономразвития 7 апреля 2011 года. Предыдущая версия проекта закона датируется сентябрем 2009 года. Возникает закономерный вопрос: когда будет принят закон и, что самое главное, что ждет кредиторов, должников и коллекторов?
Мы, будучи представителями коллекторского сообщества, безусловно, приветствуем законодательное регулирование взаимоотношений кредиторов и должников. Однако в связи с принятием закона о банкротстве физических лиц изменится порядок работы коллекторских агентств и кредиторов с должниками, которые будут признаны банкротами, когда коллекторские агентства и кредиторы будут вынуждены полностью или частично прекратить взыскание по их долгам.

Еще одна проблема, на наш взгляд, кроется в неоднозначности представленных в законопроекте механизмов банкротства и в необходимости серьезных бюджетных затрат, в частности, на развитие системы арбитражных судов. Хочу напомнить, что такие суды сегодня есть только в крупных городах, поэтому для того чтобы любой гражданин мог воспользоваться своим законным правом на банкротство, необходимо создание дополнительных судебных участков, а это очень серьезные инвестиции, и я не уверены, что они запланированы в текущем бюджете соответствующего ведомства.

В проекте закона, в целом, достаточно четко прослеживается соотношение процедуры банкротства физического лица и процедуры исполнительного производства. В качестве общего правила предусмотрено прекращение взыскания с должника по всем исполнительным документам - с момента открытия конкурсного производства и утверждения плана реструктуризации долгов. Однако есть ряд требований, по которым даже в этом случае не прекращается взыскание - что, несомненно, абсолютно верно. Среди них требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате выходных пособий, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению, о признании права, о взыскании алиментов.

В последней редакции законопроекта появилось уточнение относительно порядка совершения должником сделок: в ходе реструктуризации долга должник может совершать сделки исключительно с согласия финансового управляющего, которое должно быть выражено в письменной форме.

Еще одно интересное дополнение в проекте закона заключается в том, что после завершения конкурсного производства на все неудовлетворенные требования кредиторов арбитражным судом выдаются исполнительные листы, с которыми можно обратиться сразу в Службу судебных приставов. Это, конечно, играет на руку и представителям коллекторского бизнеса, и кредиторам, но кажется довольно странным, не стыкуется с другими положениями законопроекта и противоречит самой логике банкротства физического лица.

Что касается кредитов, обеспеченных залогом, то право обратить взыскание на залог присутствует у кредиторов и сейчас. И я думаю, должникам, например, по ипотечным кредитам закон о банкротстве физических лиц вряд ли даст какие-то послабления. Скорее, он позволит выпутаться из долговой бездны людям, имеющим множественные кредиты, которые берут новые, чтобы гасить старые, и в результате - выстраивается пирамида, которая рано или поздно разрушится.

Важным добавлением в последнюю редакцию закона является пункт об отсрочке, которая предоставляется должнику для внесения средств на выплату вознаграждения конкурсному управляющему. До внесения в законопроект данного изменения многие задавались вопросом, откуда у физического лица-банкрота такие средства. Для сравнения: при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сумма фиксированного вознаграждения может достигать 30 тыс. рублей в месяц (плюс проценты).

Также интересно отметить, что в последней редакции закона появилось уточнение о том, что должник, признанный банкротом, в течение 5 лет с даты признания его банкротом не имеет права принимать на себя обязательства по кредитным договорам и/или договорам займа без указания на свое банкротство.

Важно, чтобы данный закон не стал лазейкой для мошенников, получивших множественные кредиты и формально не владеющих никаким имуществом, которое подлежало бы взысканию в рамках данного закона. И хотя лично мне кажется, что такие случае неизбежны, я все же считаю, что закон необходим, так как он, прежде всего, поможет тем, кто попал в действительно тяжелую ситуацию и, возможно, не видит из нее выхода.



Елена Докучаева,
«Секвойя Кредит Консолидейшн»



"РБК daily", 22 апреля 2011 года




Источник "РБК daily", 22 апреля 2011 года
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio