|
Почему этим летом банкротятся крупные турфирмы |
|
Вслед за операторами «Лужники Тревел» и «Скайтур» могут закрыться еще несколько компаний. Лето — традиционно сезон высоких сборов для туристического бизнеса. Но главной новостью сезона 2011 года стали банкротства двух туроператоров. Компания «Скайтур» 5 августа заявила о том, что не может выполнить обязательства перед туристами «по объективным причинам». Спустя четыре дня о приостановке деятельности объявила компания «Лужники Тревел».
Получить комментарии в обеих компаниях не удалось. Телефон в офисе «Лужников Тревел» отключен с пятницы. По указанному на сайте номеру для пострадавших туристов дозвониться так же не получилось. Номер, указанный на сайте «Скайтура», хронически занят.
Это не первый случай банкротства на российском туррынке. В 2010 году с рынка ушли две туристических компании из Санкт-Петербурга — «Август» и «Эллада» (о своей несостоятельности они тоже объявили в августе). В апреле 2011-го банкротом был признан первый крупный туроператор — «Капитал Тур». Тогда пострадали тысячи туристов, большинство из которых не получили компенсации до сих пор. В этом году в апреле уже разорился специализирующийся на Таиланде оператор «Сизонс».
Почему же банкротятся турфирмы?
— У нас отсутствуют письменные объяснения от компании. Фактические причины могут варьироваться от банального мошенничества руководства до обстоятельств, связанных с невыполнением своих обязательств контрагентами туроператора или непреднамеренными ошибками в управлении компании, — говорит директор департамента урегулирования убытков имущественного страхования компании «АльфаСтрахование» Борис Осипов (в этой компании застрахована ответственность оператора «Скайтур»).
Представители отрасли согласны, что к банкротству привело стечение сразу нескольких факторов.
— Это и ошибки в планировании (переоценили спрос, не рассчитали свои возможности и выкупили слишком много мест на чартерах и в отелях), и общая ситуация на рынке. Этот сезон был очень тяжелым, — объясняет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
До 2008 года рентабельность турбизнеса в России составляла 2%. Проблемы отрасли начались после кризиса 2008 года. С тех пор рентабельность турсектора была отрицательной. Исключением стал 2009 год, когда, несмотря на снижение турпотока на 15,5% (по сравнению с 2008 годом), доходность турбизнеса приблизилась к 5%.
— Все дело в том, что туркомпании скорректировали свои планы и заказали ровно столько чартеров и гостиниц, сколько было нужно, — поясняет замдиректора московского филиала компании «Нева» Светлана Дроздова.
Зато затем турфирмы ринулись отыгрывать потери и слепо верили любым позитивным прогнозам. Поэтому, несмотря на рост турпотока (в 2010 году он вырос на 32%), операторы несли убытки. Если 2010 год считался неудачным, то 2011-й вообще грозит стать провальным.
— Мы рассчитывали, что турпоток увеличится, и под это заказывали кучу самолетов. В итоге получился переизбыток предложения, и компаниям пришлось со страшной силой демпинговать, — рассказывает Дроздова.
При этом платежеспособность российского туриста снизилась. Многие россияне готовы потратить на отдых максимум 20 тыс. рублей и ждут «горячих туров».
В июне, например, можно было улететь практически в любом направлении, купив билет ниже себестоимости. Сайты турфирм пестрили предложениями отправиться на семь дней в Италию за €180, в Чехию — за €250, в Турцию — за €200.
В итоге гонку за покупателями смогут выдержать не все. На рынке поговаривают о грядущей эпидемии банкротств. Но в Ростуризме в такой сценарий не верят.
— После «Лужников» и «Скайтура» появились слухи, что это только начало. Это вряд ли состоятельная версия. По крайней мере, пока речь идет об отдельных случаях, совпавших по времени. В отличие «Капитал Тура» данные компании не относятся к числу крупнейших, и у них надежные страховщики, — говорит руководитель пресс-службы ведомства Олег Мосеев.
С регулятором не согласны участники рынка.
— Мы думаем, что осенью на рынке будет сокращение турфирм, прежде всего — второго-третьего эшелонов, — прогнозирует Майя Ломидзе.
— В сентябре мы услышим о еще нескольких туркомпаниях, которые уходят с рынка. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы это предсказывать, — соглашается Светлана Дроздова.
Осенью операторам придется не только возвращать кредиты, но и платить авансы за зимний сезон, что после такого непростого лета и осени сделать смогут далеко не все. В группе риска — небольшие компании, которые появились на рынке несколько лет назад.
Эксперты дают несколько советов, как распознать опасную компанию.
Во-первых, надежные турфирмы не только входят в Единый реестр туроператоров, но и состоят в отраслевых объединениях, таких как АТОР и РСТ (Российский союз туриндустрии).
Во-вторых, если компания в течение долгого времени предлагает путевки по цене ниже себестоимости, это также должно настораживать.
— Могут быть одно-два спецпредложения у турфирмы. Но если туры стоят в разы дешевле, чем у конкурентов, это может оказаться банальной пирамидой, — предупреждает глава службы продвижения «Натали-турс» Геннадий Боровиков.
"Известия", 16 августа 2011 года
Источник "Известия", 16 августа 2011 года
|
|
|