|
Семнадцать возможных способов оценки цивилизованного бизнеса Скажи мне, сколько ты стоишь, и я скажу, кто ты". Эта преисполненная здорового цинизма интерпретация известной поговорки весьма распространена в мире бизнеса, особенно на Западе. С предпринимателем, который не может сказать, сколько стоит его бизнес, невозможно вести серьезные переговоры об инвестициях, кредитовании, осуществлении совместных проектов. Это аксиома. Однако в России до недавнего времени о ней предпочитали не вспоминать - слишком быстро все меняется в нашей стране: богатейшие компании и банки вдруг становятся банкротами, а их место моментально занимают вчера еще никому не известные новички. Какие уж тут объективные оценки! И только совсем недавно российские предприниматели начали понимать, что именно в условиях такой неопределенности особенно важно знать, сколько стоит сегодня и будет стоить завтра их бизнес. Вышедшая недавно книга группы ведущих американских специалистов "Руководство по оценке стоимости бизнеса" как раз рассказывает о семнадцати способах оценки стоимости бизнеса, используемых оценщиками в западных странах. Как отмечают авторы, подходы к оценке стоимости бизнеса, рассматриваемые в книге, в основном ориентированы на оценку бизнеса закрытых компаний, акции которых не продаются на рынке (оценку публичной компании ежеминутно дает биржевой рынок). Сегодняшняя российская действительность такова, что для оценки бизнеса подавляющего числа даже открытых акционерных компаний все равно приходится применять эти же методы, поскольку их акции реально не вращаются на рынке ценных бумаг. Проблема только в том, что западные методики оценки в российских условиях работают не совсем адекватно, поскольку предусматривают необходимость составления прогноза доходности предприятия на несколько месяцев вперед. Например, наиболее распространенным в мире способом оценки активов сегодня является метод дисконтирования денежных потоков. Этот метод, которому посвящен значительный объем "Руководства", основывается на достаточно очевидном факте: рубль, полученный сегодня, стоит дороже, чем рубль, который вам должны заплатить, например, через месяц. Хотя бы потому, что на этот месяц вы можете пустить его в оборот или просто положить в банк, получив за месяц дополнительный доход. Размер этого возможного дохода называется ставкой дисконтирования. "Ставки дисконтирования обычно выводятся кумулятивным методом по общей рыночной информации или на основе данных компаний-аналогов", - любезно уведомляют авторы книги и приводят подробное описание возможных источников информации. К сожалению, исключительно американских. А внимательно вглядевшись в российскую действительность, мы обнаруживаем, что точки отсчета, то есть некоторого эталона стабильной и малорисковой доходности, в России практически не существует. Если на Западе в качестве такого эталона обычно используют доходность по внешним государственным обязательствам, то доходность по нашим евробондам за последние два года изменялась на порядок. Можно применять в качестве эталона надежности и доходности долговые обязательства какой-нибудь крупной и стабильной компании, например "Газпрома". Но, строго говоря, вряд ли может считаться финансово здоровой компания, которая не получает реальных денег за львиную долю реализуемой продукции. А накопленная "Газпромом" задолженность по налоговым платежам отнюдь не является показателем финансовой стабильности и надежности. Так что выбор коэффициента дисконтирования в России остается личным делом самого оценщика, что приводит к весьма высокой степени субъективизма при применении метода дисконтирования денежных потоков. Практически не работает в России и такой распространенный на Западе метод оценки стоимости компаний, как анализ сопоставимых сделок. Как ясно из названия метода, при его применении стоимость актива определяется путем сопоставления с ценами покупок или продаж аналогичных активов на рынке. Обычно этот метод применяется при оценке пакетов акций, но при нашем полупарализованном фондовом рынке стоимость тех или иных акций зачастую является весьма условной величиной. Кроме того, анализ сопоставимых сделок предусматривает существование определенной истории сделок, достаточно хорошо отражающей ситуацию на рынке. В России практически нет рыночной истории, не говоря уже о большом количестве договорных сделок, цены которых не имеют ничего общего с рыночными. Добавьте сюда информационную закрытость российских компаний, и картина будет полной. "Доходы компании-аналога за последние четыре квартала, предшествующие дате оценки, легко определить, получив квартальные отчеты компании", - утверждают авторы "Руководства", и сразу становится понятно, что им никогда не приходилось добывать подобную информацию в России. Правда, среди остальных пятнадцати методов, описанных в книге, встречаются и такие, которые можно использовать в российских условиях. Например, метод исходных активов, который рекомендуется применять, когда "компания не имеет устоявшейся истории доходов и есть сомнения относительно ее способности оставаться действующим предприятием". Это про нас, но, к сожалению, "второстепенные" методы описаны в книге довольно скупо. И приходится утешаться справедливым замечанием авторов: "использование "Руководства по оценке стоимости бизнеса" не заменяет профессионального опыта и здравого смысла". Фишмен Дж., Пратт Ш., Гриффит К., Уилсон К. Руководство по оценке стоимости бизнеса. - М.: Квинто-Консалтинг, 2000. -370с.
Источник «Эксперт», 21 августа 2000 г., № 30
|
|
|