Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Совершенное банкротство
 
Проект закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" в целом сохранил основные нормы и структуру действующего одноименного Закона от 18.07.2000 № 423-З. Кроме того, данный законопроект дополнили нормами Указа Президента от 12.11.2003 № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)", Указа Президента Республики Беларусь от 25.06.2010 № 328 "О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)" и внесли в него ряд изменений и дополнений, направленных на усовершенствование действующей ныне процедуры банкротства.
Принципиально новым является создание Единого реестра сведений о банкротстве, в котором будут содержаться сведения о банкротстве должников, в отношении которых возбуждена процедура банкротства. Порядок формирования и ведения реестра, в т.ч. порядок его формирования в электронной форме, порядок и сроки включения управляющими и органом государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) сведений в Единый реестр сведений о банкротстве, порядок их размещения в глобальной компьютерной сети Интернет, периодичность, порядок и срок их опубликования будут устанавливаться Совмином.

В целях исключения необоснованного возбуждения дел о банкротстве несколько усложняется процесс подачи должником и кредитором заявления о банкротстве. Более четко определены требования к составу и содержанию документов, которые необходимо приложить к заявлению как должника, так и кредитора. Среди них, например, бухгалтерские балансы за последние четыре квартала или книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Напомним, теперь согласно ст. 24 Закона № 423-З наряду с иными документами достаточно приложить бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы.

Новой является норма, определяющая, что кредитор имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев с того момента, когда ему стало известно о принятии решения о ликвидации должника. Данная норма призвана предоставить время и возможность ликвидатору (ликвидационной комиссии) выполнить свои обязанности, возложенные на него Гражданским кодексом.

Кроме того, в проекте закона установлено, что вопрос о возврате заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в случае, если данное заявление и приложенные к нему документы не соответствуют установленным требованиям, может разрешаться хозяйственным судом без проведения судебного заседания.

Изменится и порядок представления кандидатуры управляющего и назначения управляющего. Статья 69 проекта закона гласит, что управляющий назначается хозяйственным судом из числа не менее трех кандидатур, соответствующих требованиям, предъявляемым к управляющему, предложенных должником и (или) кредиторами.

Данную статью, по нашему мнению, необходимо дополнить перечнем критериев, по которым судья должен выбрать одного управляющего из числа не менее трех кандидатов. Кроме того, непонятно, какая роль в представлении кандидатуры управляющего и его назначении отведена органу государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).

В проекте закона изменен также срок передачи управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей с трех до десяти дней, что с нашей точки зрения является не совсем оправданным. В данном случае было бы правильнее предоставить хозяйственному суду право при принятии заявления о банкротстве самому определить время, необходимое сторонам для передачи имущества и т.д. без каких-либо ограничений.

Планируется ввести новшества и в очередность удовлетворения требований кредиторов. Так, впервые прописана очередность погашения обязательств, возникших после открытия конкурсного производства. Что касается очередности удовлетворения требований кредиторов, возникших до момента открытия конкурсного производства, то здесь изменения коснулись порядка удовлетворения требований второй и третьей очереди. Так, во вторую очередь будут производиться расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым и гражданско-правовым договорам, обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование, иным платежам в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ. В третью очередь будут удовлетворяться требования по обязательным платежам, а также по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок предъявления требований кредиторов также будет изменен. Это коснется, в свою очередь, документов, прилагаемых к требованию кредитора. Так, документы, подтверждающие предъявленные требования кредиторов, должны быть нотариально заверены либо будут представляться оригиналы документов вместе с их копиями для последующей сверки управляющим. После сверки оригиналов документов с их копиями оригиналы документов будут, возвращаться кредиторам в установленный срок. Таким образом, процедура требований кредиторами усложнится по сравнению с нынешней процедурой, что в свете последних преобразований в сфере упрощения судопроизводства не совсем оправданно.

Планируется также видоизменить и сам реестр требований кредиторов, дополнив его такой информацией, как "основания возникновения требований кредиторов", "процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди", что, на наш взгляд, является не совсем оправданным, поскольку загромождает реестр ненужной информацией, а также нагружает управляющего дополнительной работой.

Есть нововведения в отношении банкротства индивидуальных предпринимателей. Проект закона предусматривает, что в случае трудоустройства должника - ИП после открытия в отношении него хозяйственным судом конкурсного производства зарплата, выплачиваемая ему по месту работы, не включается в состав имущества должника - ИП.

Немаловажным является и то, что в проекте закона предусмотрено продление срока санации при определенных условиях на срок не более пяти лет. Кроме того, в проекте появилась норма, определяющая, что при восстановлении платежеспособности должника, подтвержденной хозяйственным судом, управляющему (по решению хозяйственного суда) может быть выплачена премия в размере до 100 базовых величин за счет средств должника, находившегося в процедуре санации. В настоящее время данная премия составляет 3,5 млн. Br (т.е. те же 100 БВ), что несоизмеримо выполненной управляющим работе по восстановлению платежеспособности должника. По нашему мнению, необходимо увеличить размер данной премии в целях стимулирования деятельности управляющего в процессе санации.

Это лишь некоторые из важнейших новшеств, появившихся в проекте, доселе не применявшихся в процедурах банкротства. В то же время их анализ показывает, что выработка оптимальной правовой нормы, отвечающей интересам всех участников процедуры банкротства, возможна только после адаптации указанного закона на практике.



Сергей ЛЯХ,
судья Хозяйственного суда Гродненской области

Дмитрий МОНТИК,
антикризисный управляющий



"Экономическая газета", №47 от 24.06.2011




Источник "Экономическая газета", №47 от 24.06.2011
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio