Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  На краю кризиса
 
В отличие от многих других стран Беларусь сравнительно безболезненно пережила период 2008–2010 гг. — без банкротств, обвалов фондового рынка и прочих атрибутов мирового кризиса. Это создало иллюзию, что с восстановлением конъюнктуры внешних рынков большинство проблем благополучно разрешится. Поэтому план реформ для бизнеса был составлен лишь в I квартале текущего года, тогда как в программах на пятилетку не были учтены проблемы, давно зародившиеся в экономике страны. Теперь вместо бурного роста следует подумать о том, как хотя бы не допустить масштабного обвала.
На расширенном заседании Правления Национального банка, где обсуждались итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики республики в I квартале 2011 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации, было признано ухудшение финансово-экономических показателей: ускоренный рост инфляции, отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами, обусловивший снижение международных резервных активов. Остановить эти негативные тенденции Нацбанк пытается мерами по ужесточению денежно-кредитной политики, в т.ч. повышая ставки рефинансирования и ставки по инструментам, а также путем изменения условий функционирования внутреннего валютного рынка и снижения спроса на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения, а также повышения конкурентоспособности белорусского экспорта. Для этого будет продолжено проведение жесткой монетарной политики. Кроме того, Нацбанк с учетом динамики инфляции планирует реализацию мер, направленных на поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, способствующих формированию сбережений в национальной валюте и формированию адекватных активов. Чтобы сохранить доверие клиентов и контрагентов к банковскому сектору, Нацбанк призывает поддерживать положительные реальные процентные ставки по депозитам в белорусских рублях и сохранять возможности вкладчиков беспрепятственно распоряжаться своими денежными средствами в валюте вклада. Актуальность этой задачи трудно переоценить — массовое изъятие гражданами денег стало бы катастрофой для банков. Зато вложение сбережений населения в экономику сразу стабилизировало бы ситуацию. Так, председатель Мингорисполкома Николай Ладутько, выступая 1 мая на митинге ФПБ в Минске, напомнил, что у белорусов, по разным оценкам, имеется 12–14 млрд. USD. Впрочем, замечу, властям придется немало потрудиться, чтобы люди поверили в доходность и надежность инвестирования в белорусские предприятия.

По сути, Нацбанк стремится обеспечить то самое таргетирование (выбор целевых показателей инфляции и мер для контроля и управления ею), к которому нас призывает МВФ. Но в мировой практике успех того или иного режима инфляционного таргетирования предполагает выполнение целого ряда условий. Среди них — наличие реальной независимости центрального банка от правительства в вопросах денежной эмиссии и поддержания устойчивости национальной валюты, а правительства — от эмиссионного дохода, минимизация предоставляемых правительству ссуд центральным и коммерческими банками, научно обоснованные и взвешенные подходы к определению и выбору целевых ориентиров инфляции для достижения текущих и стратегических целей в стабильном росте экономики. Кроме того, требуется наличие развитого фондового рынка как наиболее оперативного и эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования экономики, наличие подлинно плавающего валютного курса, макроэкономической устойчивости и целевых ориентиров, позволяющих определять влияние монетарных методов регулирования на инфляцию и рост национального дохода. У нас же только предстоит определить новые показатели денежно-кредитной политики, поскольку жизнь опровергла все утвержденные Указом от 19.11.2010 № 597 цифры. Инфляция уже вышла за рамки планировавшихся 7–8,5% в год, ставку рефинансирования вместо заданных 8–10% годовых пришлось повышать. Соответственно, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору в размере 11–13% годовых и по новым срочным рублевым депозитам в банках — 9–11% явно никого не устроят. Выполнение остальных показателей также представляется сомнительным. Видимо, пора пересмотреть принятые программы и признать наличие кризисных проявлений в экономике страны.

Проблема в том, что во всем мире кризисы последних лет являются следствием основного экономического фактора — конечный потребитель не имеет достаточных средств, чтобы оплатить производимый валовой продукт. Но чем дороже становятся сырьевые ресурсы, тем меньше денег остается в распоряжении потребителей — это мировая тенденция. В 2009 г. белорусские власти сделали ставку на стимулирование внутреннего спроса, а в 2010 г. усугубили положение неоправданно высоким ростом зарплат, льготных кредитов и т.п. Однако стремление повышать свое благосостояние путем накачивания экономики товарно необеспеченными деньгами, вбрасываемыми через кредиты, как предприятиям, так и населению, никогда не проходит даром. В рыночной экономике подобные кризисы разрешались путем банкротств и дефолтов, в ходе которых право на потребление, переданное в качестве кредитов, утрачивалось или приводилось в равновесие путем государственных денежных вливаний, масштаб которых в последние годы был рекордным. Но если, скажем, в ЕС для этого были внутренние ресурсы, то Беларусь пошла по пути наращивания внешнего долга. К тому же у нас институт банкротства для многих предприятий госсектора подменяется списанием их долгов за счет бюджета, а практика раздачи льготных кредитов продолжается. В придачу социальные обязательства государства оказались ему не под силу. Согласно докладу по отдельным вопросам экономики Беларуси, подготовленному экспертами МВФ, в нашей стране предоставляется слишком много субсидий в виде прямых и косвенных трансфертов, когда цена определенных товаров и услуг удерживается на заниженном уровне с помощью бюджетных средств. В совокупности эти субсидии достигают 14% ВВП, полагают эксперты фонда, и слишком дорого обходятся бюджету, поскольку предоставляют поддержку по всему диапазону распределения доходов. Выход МВФ видит в большей адресности помощи, что позволило бы сократить субсидии, сохраняя защиту граждан с низкими доходами. Но такой вариант не устроит отраслевых лоббистов, привыкших к спокойной жизни под прикрытием государства.

Чем больше кредитов выдается сегодня, тем вернее дорога к кризису и тем дольше он будет. Остановить этот процесс позволяет дефолт, но лишь на время, если страна не научится жить по средствам.



"Экономическая газета", №33 от 06.05.2011




Источник "Экономическая газета", №33 от 06.05.2011
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio