Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Английская система регулирования несостоятельности
 
Английское право оказало огромное влияние на многие правовые системы, в первую очередь США, Канады, Австралии, В 1543 году в Англии был принят первый закон о банкротстве. В нем главными последствиями банкротства для должника были меры уголовной ответственности. "Современное законодательство Великобритании начало развиваться в XIX столетии, когда в 1825 году было издано два закона о несостоятельности. Впоследствии в течение XIX века примерно через каждые 5-7 лет издавались законы, непосредственно регулирующие конкурсный процесс или вопросы, так или иначе связанные с конкурсным производством".
В 1914 году был принят закон о банкротствах - Bankruptcy Act, в 1976-м - закон о несостоятельности - Insolvency Act (далее - IA). Особенностью английского регулирования несостоятельности в период до 1986 года являлась двойственность регулирования, зависящая от момента инкорпорации юридического лица (до принятия нового закона о компаниях в 1948 году или после). В 1985 году был принят закон о несостоятельности, который, однако, не решил проблем двойственности. И только в 1986-м, после принятия нового закона о несостоятельности, применяется единый порядок регулирования несостоятельности. Следует отметить, что, хотя одним из нововведений английского законодательства является режим управления с целью реабилитации должника, этот режим мало применяется, так как обычно блокируется кредитором, обладающим правом плавающего обеспечения на все активы должника. (Типичным примером соглашения о праве плавающего обеспечения является договор, по которому должник для обеспечения банковского кредита предоставляет все свое имеющееся имущество, а также любое иное послеприобретенное имущество.) Большое значение для регулирования правоотношений, связанных с несостоятельностью, имеет Company Directors Disqualification Act (1986). Традиционно решения судов в Англии имеют большое значение в развитии и применении законодательства о несостоятельности.
В 1985-1986 годах Англия реформировала свое законодательство о банкротстве и компаниях. По новому закону о несостоятельности (IA) 1986 года субъектами процедур несостоятельности (в качестве должника) могут быть физические лица. Процедуры несостоятельности могут применяться к компаниям, зарегистрированным на основании законов о компаниях 1980-1985 годов ("за исключением страховых компаний, правовое положение которых урегулировано законом о страховых компаниях 1982 года, банков или иных банковских институтов, создаваемых и функционирующих в соответствии с законом о банках 1979 года"). Также субъектами несостоятельности могут быть незарегистрированные компании, которые имеют место бизнеса в Англии. В соответствии со статьей 220 IA незарегистрированной компанией считается любой сберегательный банк, действующий на условиях доверительной собственности, любое товарищество независимо от характера ответственности, любая ассоциация или компания, зарегистрированная за пределами Англии (за исключением железнодорожных компаний). В отношении незарегистрированных компаний не может применяться добровольная ликвидация в рамках процедур несостоятельности.
Заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности может быть подано компанией, директорами, кредиторами. Директор обязан инициировать производство, если выяснится, что у компании не имеется реальных возможностей избежать возбуждения производства по делу о несостоятельности. За невыполнение этой обязанности директор компании может быть дисквалифицирован, и, кроме того, его могут заставить возместить ущерб кредиторам.
Для того чтобы предотвратить наступление ответственности, директору достаточно доказать, что единственной целью предпринятых им действий (после того как выяснилось плохое финансовое состояние компании) было минимизировать потери кредиторов.
Заявлять ходатайство о начале производства по делам о несостоятельности имеют право "либо компания, либо директор, либо любой кредитор или кредиторы (включая кредиторов с условными исками), либо вкладчики". В отношении физических лиц кредиторы могут заявлять ходатайство о признании должника банкротом. Кредиторы могут заявлять ходатайство о начале процедур несостоятельности:
если они направили должнику письменный запрос об исполнении обязательств, прошло три недели, требования так и остались неудовлетворенными и их сумма больше 750 фунтов стерлингов;
если предыдущее решение суда (по делу, не связанному с несостоятельностью) осталось неисполненным;
если исполнение решения суда приведет к неплатежеспособности компании;
если в результате исполнения решения суда обязательства должника превысят его активы.
По инициативе суда может быть возбуждено производство по делу о несостоятельности, если компания станет неизбежно неплатежеспособной.
Признание недействительности сделок. Сделки могут быть оспорены в суде по заявлению уполномоченного лица, если:
1. Компания ликвидируется или находится в процедуре управления.
2. Компания совершила действия в определенное время:
а) в случае если действие с предпочтением совершено с лицом, связанным с компанией (кроме трудовых отношений), в течение двух лет до начала неплатежеспособности;
б) в случае если действие с предпочтением совершено с другим лицом в течение шести месяцев до начала неплатежеспособности;
в) в других случаях в течение периода времени между датой подачи заявления и датой вынесения решения.
3. Компания не имела возможности заплатить по своим обязательствам:
а) во время совершения действия, либо
б) в результате его совершения.
4. Суду не запрещается принимать решения по такому действию.
5. Заявление должно быть подано уполномоченным лицом.
Сделка будет рассматриваться как совершенная с предпочтением, если лицо, являющееся стороной по сделке, - это кредитор, или поручитель, или гарант компании и в результате такой сделки это лицо получило больше, чем могло бы получить в случае ликвидации.
Не будут считаться сделками с предпочтением следующие действия:
платеж обеспеченному кредитору в размере, не превышающем стоимость предмета залога, в отношении любого обязательства, появившегося до предоставления обеспечения:
платеж с целью избежать потери активов;
предоставление обеспечения под новую ссуду и другое новое имущество.
Доказывать наличие условий, в связи с которыми можно оспаривать сделку, должно уполномоченное лицо. Если сделка совершена со связанным лицом, то тогда существует презумпция намерения компании совершить сделку с предпочтением. Если сделка совершена по заниженной цене, добросовестность кредитора значения не имеет.
Зачет взаимных требований. Позиции законодательства Англии отличаются тем, что в вопросе применения взаимозачета используется "принцип минимизации потерь для платежеспособной стороны". Когда оцениваются все права требования к имуществу, то в случае наличия у кредитора и должника встречных обязательств учитывается только баланс. Следовательно, использование взаимозачета в Англии обязательно. Однако право на взаимозачет должно существовать до начала производства по делу о несостоятельности. Права кредиторов в вопросе о взаимозачете наиболее сильны в законодательстве Англии.
Отказ от исполнения текущих контрактов. Ликвидатор обязан в течение 28 дней с момента обращения к нему контрагента с требованием обозначить свои намерения в отношении неисполненного контракта. Если по истечении этого срока никаких действий со стороны ликвидатора не было произведено, то он (ликвидатор) теряет право на прекращение контракта односторонним уведомлением, и в дальнейшем возможно только обычное судебное расторжение. Контрагент становится кредитором компании и может принимать участие в ликвидационном производстве. Для договоров купли-продажи земли возможность отказа от исполнения в процедурах несостоятельности не предусмотрена.
Базовая процедура системы регулирования несостоятельности. До предложения комитета Корка (в 1982 году), предусматривающего введение процедуры управления, в английском законодательстве имелось три варианта урегулирования долгов несостоятельного лица (иных, чем конкурсное производство):
добровольное соглашение между компанией и кредиторами (регулируется общегражданским законодательством);
назначение обладателем плавающего обеспечения на все активы специального лица (administrative receivership);
соглашение с использованием голосования по классам, утверждаемое судом и обязывающее участников.
При процедуре добровольного урегулирования долгов назначается куратор. Если его кандидатура одобряется собранием кредиторов, то ему придается статус наблюдателя (supervisor) и его главной обязанностью будет являться надзор за соблюдением установленного плана урегулирования долгов.
Вторым из названных способов являлось назначение обладателем плавающего обеспечения на все активы специального лица (administrative receiver - администратора доходов) для контроля над активами и управления бизнесом должника. Для предотвращения распродажи активов предприятия по частям до реформы 1986 года (Insolvency Act) этот способ имел большое значение (как, впрочем, и после нее), так как назначенный administrative receiver вправе был продать предприятие целиком, если считал такое действие экономически целесообразным.
Последний вариант (соглашение под надзором суда), на который возлагались большие надежды, оказался неэффективным, так как в нем не предусматривался мораторий на действия кредиторов и не приостанавливались взыскания на активы несостоятельного лица, обеспеченные кредиторы могли блокировать попытки достижения соглашения.
Когда комитет Корка в 1982 году делал доклад, посвященный реформированию английского законодательства, для увеличения возможностей по сохранению действующих предприятий было решено разработать новую реабилитационную процедуру (санкционируемую судом процедуру управления компанией, испытывающей финансовые затруднения, - "эту процедуру можно считать одной из версий реорганизации по разделу 11USBC"). Однако и после реформы 1986 года базовой процедурой, позволяющей избежать распродажи действующего предприятия по частям, остается administrative receivership (назначение владельцем права плавающего обеспечения специального лица). Именно это уполномоченное лицо решало, каким образом можно максимизировать активы должника. И если при продаже действующего предприятия целиком можно было выручить больше денежных средств, совершалась сделка купли-продажи или уступки. Таким образом, с одной стороны, сохранялось действующее предприятие, с другой - увеличивался размер активов, предназначенных для распределения среди кредиторов. Кроме того, не нужно было собирать кредиторов для прояснения позиции всех заинтересованных лиц, что, конечно, способствовало оперативности принятия решений. Иными словами, модель, разработанная в первую очередь для поддержания кредитного обращения и, следовательно, защиты кредиторов с правом плавающего обеспечения на активы должника, на определенном этапе оказалась весьма эффективным средством для регулирования несостоятельности и, соответственно, выполнения макроэкономических функций. Следует отметить, что в последнее время активизировалась критика действующей английской системы регулирования несостоятельности. Дело в том, что использование однобокой схемы administrative receivership и блокирование процедуры управления уже не дает максимально эффективной возможности для решения современных макроэкономических задач. И это находит свое отражение в сравнительных результатах экономических показателей, по которым фиксируется отставание английской экономики.
Процедура у правления. После принятия заявления о начале процедуры управления назначается администратор, который контролирует и блокирует все действия руководства, препятствует вынесению судебного решения о начале конкурсного производства, приостанавливает действия обеспеченных кредиторов (кроме плавающего обеспечения) и кредиторов с правом удержания; приостанавливает исполнение судебных решений в отношении имущества несостоятельного лица. В течение трех месяцев администратор должен подготовить предложения по восстановлению платежеспособности, которые обычно сводятся к заключению мирового соглашения. Голосование по этим предложениям происходит на собрании кредиторов.
Новая процедура была предназначена для создания условий возможной реабилитации бизнеса. При использовании процедуры управления имеется много хороших средств, позволяющих максимизировать имущество несостоятельного лица, предотвратить действия кредиторов, проверить деятельность менеджмента и многое другое. Однако главная проблема состоит в том, что эту процедуру легко блокировать обладателю плавающего обеспечения на все активы должника (что часто и происходит). И поэтому на практике она мало применяется.
Заявление о начале процедуры управления может быть подано компанией, директорами, кредиторами. Решение суда о введении процедуры управления может быть принято, если: компания неплатежеспособна; целью управления является реабилитация компании или более выгодная, чем при ликвидации, реализация активов; специальное лицо от обладателя плавающего обеспечения либо не назначено, либо согласно с применением процедуры управления; несостоятельное лицо не является страховой организацией.
Права обеспеченных кредиторов. Права обеспеченных кредиторов зависят от типа применяемых процедур. Следует отметить, что в английской системе регулирования несостоятельности именно принципы обращения с обеспеченными кредиторами отличаются своеобразием.
Если несостоятельная компания ликвидируется, то по английскому праву у кредитора есть четыре варианта действий:
1) отказаться от права обеспечения и участвовать в ликвидационном процессе как необеспеченный кредитор с полной суммой исковых требований (фактически это происходит не часто, в основном когда предмет обеспечения почти ничего не стоит);
2) по соглашению с ликвидатором оценить рыночную стоимость предмета обеспечения и участвовать в ликвидационном процессе как обеспеченный кредитор (на сумму предмета обеспечения) и как необеспеченный (на остальную сумму);
3) реализовать предмет обеспечения самому и затем участвовать в ликвидационном процессе в качестве необеспеченного кредитора с суммой иска, являющейся разницей между полной суммой исковых требований (до реализации предмета обеспечения) и продажной стоимостью предмета обеспечения;
4) если обеспеченный кредитор уверен, что стоимость предмета обеспечения выше, чем корреспондирующие требования, то он может не спешить с реализацией права обеспечения, так как либо сам сможет реализовать предмет обеспечения, либо ликвидатор, если у него появится необходимость в предмете обеспечения, должен будет заплатить кредитору полную сумму иска.
Если подано заявление о введении процедуры управления (administration), то все действия обеспеченных кредиторов (обращение взыскания на предмет обеспечения, продажа предмета обеспечения, назначение специального лица для реализации права обеспечения) приостанавливаются до тех пор, пока суд не отменит этот мораторий. Однако эти правила не относятся к кредиторам с правом плавающего обеспечения на все активы должника. Как уже отмечалось, такие кредиторы могут назначать специальное лицо (administrative receiver) для контроля над активами должника и тем самым блокировать процедуру управления. В большинстве случаев так и происходит, потому что такими кредиторами являются банки, и получение любого кредита обычно обусловливается соглашением о плавающем обеспечении на все активы должника. В случае ликвидации требования кредиторов с плавающим залогом при распределении ранжируются ниже обычных обеспеченных кредиторов.
Несмотря на стремление законодателей к более масштабному использованию процедур, предохраняющих активы должника от распродажи по частям, основными процедурами, как и прежде, остаются ликвидационные. В законодательстве Англии для добровольной ликвидации прямо указан принцип pari passu (каждому достается пропорционально иску). При принудительной ликвидации применяется ранжирование (очередность). Обеспеченные кредиторы могут изъять предмет обеспечения. При ликвидации назначается ликвидатор, кандидатуру которого утверждает собрание кредиторов. Может быть назначен временный ликвидатор. Если кредитор вовремя не успел заявить иск или представить доказательства своего иска, то он лишается права на иск. Эти правила используются для того, чтобы увеличить долю имущества, остающуюся для распределения кредиторам с более низкими приоритетами.
Наравне с обеспеченными кредиторами можно поставить лиц, которые передали имущество в траст должнику, лиц с сохраненным титулом (например, продавец передал вещь, а право собственности зарезервировал за собой до полной оплаты) - они не принимают участия в ликвидационных процедурах, так как в их пользу передается принадлежащее им имущество. Затем из оставшегося имущества погашаются расходы ликвидатора, налоговые и таможенные платежи, долги по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и заработной плате работников.
Оставшееся имущество распределяется между необеспеченными кредиторами. Причем, когда формируется список требований кредиторов в случае встречных обязательств кредитора и несостоятельного лица, учитывается только сальдо. Принцип распределения - пропорционально требованиям. Следует отметить, что долги, которые обеспечиваются неопределенными активами (floating charge), должны оплачиваться после приоритетных требований (налоги, пошлины, заработная плата). Данный подход объясняется тем, что у плавающего обеспечения есть характерная особенность - это инструмент монополистического банковского капитала.
Выводы. Английскую систему регулирования можно охарактеризовать как базирующуюся на защите интересов кредиторов. В основном такой подход связан с традициями экономического и правового регулирования. Это наиболее заметно при обращении с обладателями права плавающего обеспечения на все активы должника. Однако в последнее время все чаще жесткая конструкция английского законодательства критикуется за однобокость и отсутствие гибкости. Одним из проявлений этой критики является введенная в 1986 году процедура управления. Как уже отмечалось выше, это не оказало существенного влияния на систему регулирования несостоятельности.
Анализируя английскую систему, можно сделать вывод, что для выполнения базовой макроэкономической задачи законодатели решили использовать хорошо зарекомендовавшую себя ранее модель administrative receivership, основная идея которой состоит в том, что лучше всего - предоставить представителю владельца права плавающего обеспечения решать, как поступить: продать предприятие целиком, попытаться реабилитировать или распродать по частям. Именно право плавающего обеспечения и вытекающие из него полномочия наряду с добровольными соглашениями являются ключевыми элементами, позволяющими сохранять действующие предприятия, в современной английской системе регулирования несостоятельности. Однако, как показывает практика, этот механизм уже недостаточно эффективен для выполнения базовой макроэкономической задачи.
Среди предложений последнего времени можно увидеть некие аналоги реорганизационной главы 11 US Bankruptcy Code. Однако, так как до настоящего времени английская система основывается на концепции защиты прав обеспеченных кредиторов, пока не произойдет революционного прорыва в макроэкономическом правосознании, английское законодательство будет являться гибридом работающей, но жесткой старой системы и неких вариаций реабилитационных процедур.
Что касается юридико-технических характеристик Insolvency Act, то, как и все английское право, этот нормативный акт отличается неструктурированностью и сложностью для системного восприятия.
Из всех проанализированных систем в английской системе права кредиторов защищены наиболее сильно. При этом среди способов, которые предназначены для сохранения предприятий, базовым способом урегулирования (иным, чем конкурсное производство в виде распродажи имущества по частям) является создание правового механизма по отчуждению всего предприятия с целью сохранения его технологической целостности и рабочих мест. Для этого используется разработанная ранее схема предоставления полного контроля судьбы предприятия обладателю плавающего обеспечения (administrative receivership). Этот механизм позволяет решить проблему сообщества кредиторов, так как представитель владельца плавающего обеспечения действует в интересах всех кредиторов. В результате реформы законодательства была разработана процедура управления (аналог американской процедуры реорганизации), однако в настоящее время она применяется редко из-за того, что ее может легко блокировать владелец плавающего обеспечения. Традиционно большую роль играют различного рода соглашения должника с кредиторами. Несмотря на то что английская система достаточно работоспособна, ее чрезмерно жесткая модель в ряде случаев может приводить к потере эффективности, так как не позволяет использовать весь набор современных правовых технологий системы регулирования несостоятельности.
В. СТЕПАНОВ


Источник «Вестник «ВАС», РФ, 01.1992 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio