Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Экономический ликбез TUT. Белорусская экономика-2010: игра в "кошки-мышки"?
 
В одном из недавних "экономических ликбезов" мы попытались спрогнозировать положение дел в российской экономике в 2010 году. На сей раз пришло время более подробно остановиться на ситуации в родном отечестве. Благо этому способствовала конференция Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс) "Путь Беларуси в Европе", которая прошла в Минске при участии белорусских и зарубежных экспертов.
Напомним, что по итогам 2009 года белорусская экономика в отличие от экономик других стран региона показала рост ВВП на 0,2%. Подобным положительным достижением может похвастаться только Польша. Директор исследовательского центра Института приватизации и менеджмента (ИПМ) Игорь Пелипась отвел МВФ важнейшую роль в обеспечении макроэкономической стабильности Беларуси в 2009 году. Глава миссии МВФ в Беларуси Крис Джарвис поблагодарил за такую лестную характеристику, однако призвал не преуменьшать заслугу правительства и Нацбанка Беларуси, которые приняли непростые решения. "Власти вынуждены были пойти на разовую девальвацию и жесткую бюджетную политику", - напомнил Джарвис. Впрочем, руководитель Центра Мизеса Ярослав Романчук сравнил сотрудничество правительства Беларуси с МВФ с игрой в "кошки-мышки". "Власти не выполнили ряд ключевых обязательств, в частности, до сих пор не решен вопрос по приватизации, а МВФ на это закрывает глаза. Не кажется ли вам, что до президентских выборов с вами будут играть в "кошки-мышки"? - задался он вопросом.

ВВП

На 2010 год правительство Беларуси запланировало рост экономики на 11-13%. Однако ряд экспертов сомневаются в реальности достижения подобных результатов. Так, постоянный представитель Всемирного банка в Беларуси Иван Велев считает, что в ближайшей перспективе Беларусь не вернется к прежнему уровню роста ВВП. "По прогнозам Всемирного банка, в 2010 году ВВП Беларуси вырастет на 2%, в 2011 году - на 4%, а в 2012-2015 годах рост ВВП составит 6%", - отметил он. В конце января Европейский банк реконструкции и развития повысил оценку роста экономики Беларуси в 2010 году с 0,9% до 3%.

Одним из факторов стимулирования экономического роста Крису Джарвису видится ослабление влияния государства на экономические процессы. "Это позволит провести реформирование финансового сектора. Банки должны принимать решения о кредитовании исходя из доходности, а не из того, что сказали сверху", - заявил глава миссии МВФ.

Белорусский рубль

На 2010 год коридор колебаний курса белорусского рубля по отношению к корзине валют (доллара, евро, российского рубля) установлен в пределах плюс-минус 10%. С начала года курс белорусского рубля к корзине валют укрепился на 0,02%. При этом к доллару - снизился на 1,22%, к российскому рублю - на 1,63%, к евро - укрепился на 2,84%. В конце января председатель правления Национального банка РБ Петр Прокопович заявил, что "по итогам года возможно небольшое укрепление белорусского рубля к корзине валют". На вопрос, за счет чего будет это возможно, П. Прокопович заявил: "Мы надеемся, что ситуация в мировой экономике стабилизируется, как следствие, увеличится наш экспорт. В первую очередь это касается рынков России и наших европейских соседей. К тому же у нас уже есть наработки на рынках Азии, Латинской Америки, Африки". "Кроме того, мы рассчитываем привлечь прямые иностранные инвестиции (на ПИИ отведено 2,7 млрд долларов. - Ред.) и укрепить золотовалютные резервы на 0,5-1,8 млрд долларов", - отметил он.

Впрочем, глава миссии МВФ в Беларуси Крис Джарвис считает, что для белорусской банковской системы будет большим испытанием в текущем году сохранить стабильность национальной валюты. "Невозможно увеличить экспорт, если внешние рынки к этому не готовы", - отметил он. Ведь, по его словам, еще есть страны, где полыхают кризисные очаги, да и восстановление мировой экономики идет вялыми темпами.

ПИИ

По оценкам экспертов исследовательского центра ИПМ, для того чтобы обеспечить запланированный рост инвестиций в основной капитал, в 2010 году Беларусь должна привлечь в виде прямых иностранных инвестиций или же долгосрочных займов дополнительно около 4,5–5 млрд долларов. Аналитики считают, что это вполне возможно. Но для этого, "вероятно, придется активизировать приватизационные сделки, которые, помимо непосредственной платы за приватизацию объектов госсобственности, будут также включать дополнительные условия по привлечению капитала, как это случилось с продажей российскому Сбербанку БПС-банка. Другими источниками иностранного капитала могут стать ресурсы МВФ в рамках новой программы, средства ЕБРР, Всемирного банка (200-250 млн долларов), а также макрофинансовая помощь ЕС и ресурсы экспортно-импортного банка Китая. Однако "искусственное стимулирование инвестиционного роста" видится экспертам ИПМ "неоднозначным, поскольку приведет к сохранению высокого дефицита текущего счета, наращению внешнего долга, дополнительному инфляционному давлению, что ухудшит перспективы долгосрочного роста". Впрочем, по словам представителя Всемирного банка Ивана Велева, рынок Беларуси остается рискованным для инвестиций. "Необходимы структурные реформы. Это единственная жизнеспособная альтернатива для оживления экономики. Пока же белорусская экономика приспосабливается к кризису фискальными методами", - отметил он.

Нефть

Нефтегазовый сектор имеет большое значение для белорусской экономики. Благополучная ситуация, наблюдавшаяся на протяжении последних лет, резко изменилась в начале текущего года. Урезание Россией объемов беспошлинной нефти для Беларуси может больно аукнуться. По оценкам экспертов, потери Беларуси от "нефтяного шока" могут составить 2 млрд долларов. В этой связи белорусское руководство проявило желание заключить новую программу сотрудничества с МВФ.

Возможно ли все-таки, что ситуация изменится и Беларусь договорится с Россией на покупку углеводородного сырья по льготным ценам? Руководитель энергетической программы украинского Центра NOMOS Михайло Гончар посоветовал внимательно читать "Энергетическую стратегию России на период до 2030 года". Там четко указано, что к числу основных проблем относятся "транзитные риски экспорта в Европу". "Отсюда идет и постановка задачи: "стимулирование строительства транспортной инфраструктуры для диверсификации рынков сбыта и направлений экспорта российских энергоресурсов на востоке, юге, северо-западе и севере страны". Как видим, западное направление, то есть Беларусь и Украина, в списке приоритетов отсутствуют", - отметил эксперт.

Глава российского Института энергетической политики Владимир Милов считает, что "есть все основания ожидать продолжения конфликта". По его словам, Россия заинтересована иметь Беларусь в качестве главной опоры влияния на постсоветском пространстве, готова интегрироваться в разные проекты типа Союзного государства, Таможенного союза и т.д. "Но такая политика подразумевает вложение со стороны России ресурсов. Но сюда вмешивается реальность. И решения принимаются не под влиянием каких-то глобальных стратегических соображений, а под влиянием различных групп интересов. Эти кланы влияния не готовы субсидировать белорусскую экономику. Наоборот, они заинтересованы что-то получить", - отметил он.

Первая группа - это "финансовые власти, которые испытывают сложности с дефицитом бюджета". "Нынешние 75 долларов за баррель - это и так много. Но России надо 100 долларов, чтобы бюджет был бездефицитным. Министр финансов Кудрин будет говорить "нет" каждый раз, когда будет вставать вопрос об обнулении пошлин для Беларуси", - заявил эксперт.

Вторая группа - "нефтегазовое лобби, близкое к окружению Путина, которое желает заполучить белорусские активы". "Через 2 года, когда построят БТС-2, у Кремля появится дополнительный рычаг влияния на Беларусь, так как на БТС-2 будут перебрасывать объемы нефти, которые поставляются сейчас в украинские порты и Беларусь", - прогнозирует В. Милов. М. Гончар советует не забывать еще и про помпезно введенную Россией в эксплуатацию трубопроводную систему "Восточная Сибирь - Тихий океан", где "в процессе эксплуатации возникли проблемы. "Эти потери компенсируются за счет Беларуси", - уверен он.

В этих условиях, по словам М. Гончара, приобретает актуальность проект "Одесса - Броды", который имеет достаточную инфраструктуру и возможности для реализации. Но в любом случае понадобится время, чтобы он начал полноценно функционировать.

Газ

Еще одним больным вопросом для Беларуси является рост цен на газ. По оценкам МВФ, в течение 2005-2008 гг. импорт газа вырос с 2,5% до 4,5% ВВП Беларуси (около 2,7 млрд долларов).

С 2011 года Беларусь и вовсе должна перейти на европейские цены на газ. Но официальный Минск заинтересован в том, чтобы продлить переходный период до 2015 года. В нынешнем же году правительство Беларуси рассчитывает сохранить цену на газ на уровне прошлого года (в среднем 166 долларов). В обмен на это "Газпрому" вновь было предложено принять участие в ряде инвестиционных проектов. Однако, как отметил на днях посол России в Беларуси Александр Суриков, "пока реакции нет".

По словам В. Милова, после грядущего в феврале получения 50% акций в "Белтрансгазе" Россия станет и дальше добиваться увеличения цен на газ, поставляемый в Беларусь. При этом он посоветовал белорусам забыть про строительство второй нитки "Ямал - Европа". "Россия планирует строительство газопровода "Северный поток". Однако спрос на российский газ падает. Нам не нужно будет много трубопроводов", - отметил он.

Внешняя торговля

В минувшем году основные проблемы для экономики Беларуси были связаны с падением спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках. Это затронуло значительную часть отраслей промышленности. В результате снизилась экспортная выручка предприятий. Это в свою очередь привело к дефициту на внутреннем валютном рынке и возникновению дисбаланса в денежно-кредитном секторе.

Эксперты исследовательского центра ИПМ одним из возможных решений проблемы видят изменение структуры экспорта. "В последнее десятилетие основными экспортными товарами стали нефтепродукты, калийные удобрения, металлопрокат. Одновременно происходило ослабление экспортных позиций по другим товарным группам, и росла уязвимость экспорта от изменений, происходящих на мировых рынках нефтепродуктов и калия. Глобальный экономический кризис подчеркнул наличие еще одной проблемы - ориентации экспорта промышленных товаров сугубо на российский рынок. Таким образом, Беларуси необходимо провести диверсификацию экспортной корзины в направлении увеличения доли перспективных высокопродуктивных товаров. Кроме того, существуют перспективы наращивания объемов торговли со странами Центрально-Восточной Европы, с которыми сохранились определенные деловые связи с советских времен, и странами Северной Европы - Скандинавии и Германии - которые традиционно заинтересованы в сотрудничестве со странами Балтии и Беларуси", - говорится в докладе ИПМ. Однако для этого, по словам К. Джарвиса, Беларусь должна будет ускоренными темпами проводить реформы, которые страны Центральной и Восточной Европы провели 15-20 лет назад.

По словам представителя Всемирного банка, Беларуси необходимо развивать рынок услуг. "Это даст дополнительный потенциал для развития экономики", - считает И. Велев.



Александр Заяц


"TUT.BY", 12 февраля 2010 года




Источник "TUT.BY", 12 февраля 2010 года
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio