|
Правительство Беларуси ужесточило лицензионные требования к антикризисным управляющим |
|
Соответствующим постановлением Совета министров впервые установлен конкретный и довольно внушительный перечень нарушений управляющих, за которые может быть аннулирована их лицензия. Напомним, что в соответствии с Декретом президента №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» любая лицензия может быть аннулирована в случае, если соответствующим контролирующим органом выявлено грубое нарушение лицензиатом законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности. Конкретный перечень «грубых нарушений» каждому виду лицензионной деятельности устанавливает Совмин. Между тем такого перечня для деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) до последнего времени не было.
В соответствующем постановлении правительства было лишь указано, что грубыми нарушениями являются невыполнение временным (антикризисным) управляющим обязанностей, предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве). Сейчас же постановлением Совмина №218 в эту норму внесены существенные изменения в части изложения конкретных нарушений, за которые лицензирующий орган (Минэкономики) может аннулировать у управляющего лицензию.
Так, отныне грубым нарушением будет считаться, если в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) управляющим не проведен или ненадлежащее проведен «анализ финансового состояния и платежеспособности должника, повлекшее искажение выводов о его платежеспособности (неплатежеспособности)».
Аналогично будут трактоваться действия управляющего, который не провел анализ или ненадлежащее провел анализ банкрота на предмет наличия «признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору в случае, если это привело к неверным выводам о наличии (отсутствии) у должника указанных признаков».
В процедуре защитного периода в деле об экономической несостоятельности грубым нарушением отныне будет считаться, если управляющий не принял мер «по обеспечению сохранности имущества должника, в результате чего ему причинен ущерб», по завершении защитного периода не представил в хозяйственный суд заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника и отчета о своей деятельности (не предоставил такой отчет) либо этот отчет содержал недостоверные сведения.
В процедуре конкурсного производства, в том числе санации, и в ликвидационном производстве грубым нарушением управляющего будет считаться непринятие им «в ведение имущества и дел должника, необеспечение сохранности его имущества, а также непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, в том числе находящегося у третьих лиц».
Кроме того, аннулировать лицензию Минэкономики сможет, если собранию кредиторов в установленный срок не предоставлен план санации либо если этот план не предоставлен хозяйственному суду. Аналогичные последствия повлечет действия управляющего, который незаконно не признает требования кредиторов либо включит в реестр требований кредиторов документально не подтвержденные требования.
Важное место отведено и процедуре санации должника. Поэтому отдельно по этой процедуре грубыми нарушениями управляющего будет считаться продажа имущества должника при отсутствии протоколов собрания (комитета) кредиторов (когда такое собрание необходимо), продажа предприятия или части имущества должника без проведения торгов, продажа предприятия должника без проведения повторных торгов и без согласия собрания (комитета) кредиторов.
В процедуре ликвидационного производства управляющий может лишиться лицензии в случае невыполнения плана ликвидации должника и освобождения его долгов в случае отсутствия документального обоснования причин их невыполнения, если имущество должника продано без проведения торгов, когда такие торги должны быть проведены.
Также Минэкономики может аннулировать лицензию, если управляющий не имеет договор (полис) обязательного страхования гражданской ответственности антикризисных управляющих, заключенный в соответствии с Указом президента от 15 октября 2007 г. № 505 «Об обязательном страховании гражданской ответственности антикризисных управляющих».
Надо отметить, что все эти нарушения были включены в перечень отнюдь не случайно. В последнее время к антикризисным управляющим Беларуси как никогда много претензий. По мнению экспертов, они ведут себя слишком вольно и часто открыто действуют в интересах определенных лиц, а не доверенного им предприятия. Это касается и действий без санкции собрания кредиторов, и включения в перечень должников сомнительных лиц, и других нехороших дел.
О том, что требования к деятельности антикризисных управляющих пора ужесточить, уже несколько лет говорят и в Минэкономики, и в правоохранительных органах, и в правительстве. Но сделано это было только сейчас.
Александр Мишин
Белорусская интернет-газета "Ежедневник", 22 февраля 2010 года
Источник "Ежедневник", 22 февраля 2010 года
|
|
|