Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Когда банкротство дышит в затылок
 
Сначала немного статистики. В 1999 году в хозяйственные суды Республики Беларусь поступило 12 156 исковых заявлений, 218 из них - о банкротстве. В 2000 году из поступивших в хозяйственные суды 13 447 заявлений 240 было о банкротстве должников. В минувшем году соответственно /9 794 и 992 были о банкротстве. Рост дел потенциальных банкротов - почти в четыре раза - связан прежде всего со вступлением в силу 12 февраля 2001 года нового Закона о банкротстве.
Впрочем, есть тому и экономические причины. Если на 1 декабря минувшего года убыточными являлись 4160 предприятий республики, что составляло 35,5 процента от их общего числа, то уже на 1 февраля 2002 года их число возросло до 5493 и составило 47,2 процента от общего количества. В Минской, Гомельской, Витебской и Могилевской областях таких крайне неблагополучных в экономическом плане предприятий - более половины. Лучше других работают предприятия Минска - тут убыточных всего было на тот момент 25,3 процента от всех предприятий. Впрочем, в начале декабря минувшего года их было всего 15 процентов.
Конечно, не все убыточные предприятия являются потенциальными банкротами. При определенных условиях многие из них еще могут встать на ноги. Но тем не менее грядущее банкротство сотен субъектов хозяйствования представляет существенную угрозу экономике республики. Тем более что процедура эта еще несколько лет назад практически не применялась. Новый закон о банкротстве и ряд подзаконных актов еще следует обкатать в реальной жизни. И обкатка эта может стоить многого. Ведь среди близких к банкротству предприятий не мало и достаточно крупных производств, где работают тысячи людей, от судеб которых просто так нельзя отмахнуться. В сложном положении, например, находятся Минский часовой завод, трикотажная фирма "Алеся", НПО "Калибр", завод "Оптрон" и многие другие.
Закрыть просто так большинство из них нельзя. И дальше завязывать долговую петлю нелепо. Находить выход из сложившейся трудной ситуации, которая для каждого предприятия имеет свои особенности, и призвано так называемое антикризисное управление. Это своего рода переходное руководство попавшего в беду предприятия, которое назначается как бы извне. Пожалуй, антикризисные управляющие - совершенно новая специальность современных менеджеров, которые, взвалив на свои плечи проблемы чужого предприятия, должны в течение года-двух найти выход и вывести его из прорыва. Так сказать, своего рода спасатели, которые уходят после того, как дело сделано. Таких "спасателей" в Беларуси уже около полутысячи человек - все практически сравнительно молодые люди, многие из которых имеют по два высших образования - кроме юридического еще и экономическое, а также прошедшие специальную подготовку "экономических реаниматоров".
Именно поэтому несколько дней назад в Минске состоялась международная конференция на тему: "Проблемы антикризисного управления в процедуре банкротства". Она была организована Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь совместно с Высшим хозяйственным судом, Минским международным образовательным центром и Белорусским общественным объединением специалистов по антикризисному управлению.
В программе конференции - рассмотрение актуальных вопросов деятельности антикризисных управляющих, а именно: "Практика проведения анализа финансового состояния организаций-должников при рассмотрении дел о банкротстве: точность и объективность диагностики банкротства", "Критерии оценки финансового состояния должника, признаки неплатежеспособности и банкротства в Германии", "Криминальное банкротство", "Роль саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в государственной политике по финансовому оздоровлению и банкротству", "Практика применения законодательства о банкротстве в Республике Беларусь".
Для освещения упомянутых вопросов были приглашены высококвалифицированные специалисты в области антикризисного управления и законодательства о банкротстве: председатель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь В.Каменков, директор Минского международного образовательного центра д-р Байер, первый заместитель руководителя Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению Н.Коцюба, председатель правления банка "Фолькс
унд Райффаизен" г-н Фрай, заместитель директора Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республика Беларусь Н.Мыцких, президент Российской гильдии профессиональных антикризисных управляющих И.Семенов.
Проблематика не ограничивалась рассмотрением практики решения вопросов в нашей стране, а включала в себя подходы и опыт их решения в странах ближнего и дальнего зарубежья (Россия, Германия), что позволит повысить эффективность применения Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" в Республике Беларусь.
Заметим, что сложность вопроса заключается в том, что процедуре санации или банкротства подвергаются предприятия самого разного профиля - от сельскохозяйственных до машиностроительных и банковских. Например, с 1991 года в Беларуси прекратили свое существование более тридцати банков. Часть из них влилась в виде структурных подразделений в более крупные и крепкие банковские учреждения. Около двадцати после неуспешных попыток их возродить были попросту ликвидированы. В результате пострадали тысячи вкладчиков. Возможно, если бы институт антикризисных управляющих начал бы действовать и окреп несколько раньше, пострадавших было бы значительно меньше.
Надо отметить, что банкротство нельзя связывать только с нерадивыми руководителями или крайними неудачниками. Оно может подкрасться и к вполне благополучной фирме, где с полгода до этого даже в дурном сне не могли увидеть такие тяжелые перспективы. Экономика не такая простая вещь, когда, если будешь добросовестно трудиться, у тебя все будет хорошо. Экономика - это формула с многими и многими неизвестными, к сожалению, большая часть которых не зависит от самих субъектов хозяйствования.
Совсем недавно в печати нередко проскакивали сообщения о стремительном развитии и устойчивом положении частного швейного предприятия "Компонент". Его продукцию, недорогую и добротную, носили тысячи женщин и не только у нас в республике, но и в ближнем и дальнем. зарубежье Казалось бы, чего тут проще: покупай оборудование, материалы и шей все, что требуют рынок и мода. Но "Компонент" погубили рост курса доллара и невыносимо высокие ставки арендной платы. Интересно, что от этого не выиграл никто. На фирме резко снизили объемы производства, уволили часть рабочих. В казну стало меньше поступать налогов. А освобожденные производственные площади так и продолжали пустовать долгое время. Здесь уже не выпускали по десять тысяч швейных изделий ежемесячно, а значительно меньше.
В конце минувшего года сам руководитель некогда преуспевающей фирмы, причем производственной, Н.Стержанов отнес в хозяйственный суд заявление с просьбой признать его банкротом. Такое решение было принято. Но оно совсем не означало, что оборудование и материалы продадут с молотка, а коллектив выставят за дверь. На возможную санацию было отведено полтора года, полгода из которых уже прошло. План санации предусматривает разные мероприятия как чисто производственные, так и финансовые. Если фирма "Компонент" опять встанет на ноги, банкротство так и не состоится.
Впрочем, небольшие и средние предприятия, конечно, санировать значительно легче, чем гиганты - градообразующие предприятия. Для их санации закон предусматривает значительно более длительные сроки - до десяти лет. И инвестиции тут потребуются куда более значительные. Именно поэтому будущее таких предприятий более туманно. Здесь уже потребуется серьезная государственная поддержка при, возможно, предоставлении более широкой самостоятельности новому руководству при принятии мер по выходу из кризиса.
Однако процедура банкротства все чаще и чаще имеет уголовный характер. Не успели высохнуть чернила на законодательных актах о банкротстве стран СНГ, как само банкротство стало достаточно эффективным инструментом махинаций. Появился даже специальный термин - "экономика банкротств", который подразумевает создание и применение механизмов преднамеренного банкротства. Суть махинаций при многообразии форм достаточно проста. Интересующие мошенников предприятия образуют под разными предлогами большую кредитную задолженность, которую трудно погасить во время и в нужном объеме. Тогда инициируется процедура банкротства и, как положено, назначается внешнее управление. На место управляющего или группы управляющих назначаются "свои" люди. В России таких примеров - пруд пруди. С помощью лжебанкротства захватываются крупнейшие предприятия и рынки сбыта. В Беларуси пока процесс этот еще не набрал силу, но уже есть первые ласточки. Например, на рынке производства
алкогольной продукции.
Словом, банкротство - дело тонкое. Обанкротить, а затем полностью ликвидировать можно и нормально работающее предприятие, например, с целью убрать конкурента. В то же время явно стагнирующие предприятия могут годами прозябать без каких-либо надежд на светлое будущее.
Интересен в этом отношении богатый многовековой опыт Великобритании. Здесь функционирует специальная служба по несостоятельности, которая является департаментом, подотчетным государственному секретарю торговли, который обязан гарантировать прикрепление физических лиц под юрисдикцию Высокого суда правосудия и местного суда. Такое лицо называется официальным ликвидатором и является штатным государственным служащим.
Частный специалист назначается только в тех случаях, когда имеется достаточно активов для финансирования его вознаграждения. Чтобы пройти квалификацию, он должен иметь действующий залог, то есть гарантию, разработанную для защиты кредиторов в случае своевременного невыполнения обязательств специалистом: общий залог на сумму в 250 тысяч фунтов стерлингов и отдельный залог на каждый проект, на который он назначен, равный стоимости активов до 5 миллионов фунтов стерлингов. В настоящий момент в Великобритании насчитывается около двух тысяч лицензированных специалистов по неплатежеспособности. Большинство из них - дипломированные бухгалтеры и юристы. Для получения лицензии в первый раз все претенденты должны иметь не менее двух лет практического опыта работы с действую-щим лицензированным специалистом. Экзамен проводится раз в год, и несмотря на то, что обучение проводится Национальным институтом, доля успешно сдавших его колеблется от 25 до 30 процентов. Именно поэтому "ликвидаторы" имеют самый высокий статус и несут немалую ответственность. Большинство лицензированных специалистов состоит в Обществе специалистов по несостоятельности. Этим обществом выпускается специальный журнал "Восстановление", который, несомненно, будет интересен белорусским специалистам в этой области, которые пока не имеют достаточного стажа. Вместе с тем, думается, опыт Великобритании может пригодиться и нашим парламентариям, которым, возможно, придется еще много потрудиться над совершенствованием законодательной базы в области санации и банкротства.

Источник Владимир Самойлов
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio