|
Между гиперинфляцией и дефляцией |
|
Первый этап глобального экономического кризиса заканчивается, начинается следующий. Пожарные меры центробанков и правительств ведущих мировых держав, принятые ими после начала финансового кризиса, спасли мировую экономику от краха, однако впереди возникла перспектива выбора между долгими годами нулевого роста ВВП и гиперинфляцией.
Напуганные перспективой новой Великой депрессии, Федеральная резервная система США, а вслед за ней и центробанки других стран залили мировую экономику деньгами, снизив ставки по предоставляемым ими кредитам до минимального уровня и выкупая "плохие" активы в огромных масштабах. Это спасло положение, но дало и негативный эффект: деньги в значительной степени пошли не в реальный сектор, а на финансовые рынки, что привело к росту цен нефти, недвижимости и акций, не соответствующему степени восстановления экономики. В результате все вернулось на круги своя: возникли новые пузыри на рынке активов, а долги правительств многих стран выросли до угрожающих размеров.
От тихой гавани к carry trade.
В начале 2009 года состояние мировой экономики было неопределенным и американская валюта укреплялась по отношению к евро и многим другим валютам, так как инвесторы переводили свои средства в доллары, используя эту валюту как тихую гавань на время финансового шторма.
Начиная со II квартала положение изменилось на противоположное. Появились признаки оздоровления экономики, и склонность инвесторов к риску возросла. Кроме того, благодаря почти нулевым ставкам по кредитам в США стало выгодно проводить операции с долларами США в рамках стратегии carry trade, одалживая средства в долларах и размещая их в других странах по более высоким ставкам. Эти причины привели к росту курса евро/доллар с марта по декабрь почти на 20%.
Давление на доллар оказывали и постоянные разговоры о необходимости введения новых резервных валют и принципов организации валютного рынка, а также решения проблемы дефицита бюджета и государственного долга США, размеры которых достигли просто устрашающих масштабов.
Дефицит бюджета США в 2009 финансовом году, окончившемся 30 сентября, достиг рекордного уровня - 1,42 трлн. USD, то есть около 10% от ВВП страны. И это при том, что доходы центрального бюджета составили 2,1 трлн. USD. В результате государственный долг США достиг 12,1 трлн. USD.
Серьезность проблем признал и президент США Барак Обама в своем выступлении 15 мая в Рио-Ранчо. "Мы не можем просто продолжать заимствовать у Китая или у других стран. Нам приходится выплачивать проценты по этому долгу, и это означает, что мы оставим в наследство нашим детям все растущие задолженности. Кроме того, может случиться так, что в какой-то момент эти страны перестанут скупать наши долговые обязательства. Тогда нам придется повышать доходность, чтобы продолжать занимать. А это в итоге приведет к росту процентных ставок для всех".
Рост процентных ставок может оказаться губительным для экономики США, так как многие должники просто не смогут рассчитаться по кредитам, как это и произошло в 2008-2009 гг. на рынке ипотеки США.
В декабре 2009 года ситуация вновь изменилась. Экономика США восстановилась до такой степени, что появились основания для снижения объемов ее поддержки со стороны правительства и повышения ставки ФРС. К тому же отдельные страны Европы, в частности Греция, по уровню государственного долга по отношению к ВВП даже обогнали США, а у Дубайского эмирата возникли проблемы с расчетами по долгам. Все это привело к оттоку средств с рискованных рынков в долларовые активы и некоторому укреплению курса американской валюты по отношению к евро.
В результате после всех колебаний курс евро/доллар за 2009 год к рождественским праздникам вырос всего примерно на 2%.
Перспективы доллара туманны.
В 2010 году возможно повторение истории 2009 года, то есть после некоторого укрепления американская валюта может вновь ослабеть, хотя мнения экспертов по этому поводу расходятся.
Как полагают специалисты Bank of Tokyo - Mitsubishi, в 2010 году доллар будет укрепляться и курс евро/доллар может достичь уровня 1,35 USD/EUR. В опубликованном в декабре 2009 года отчете банка сказано, что сейчас на зарубежных валютных рынках существует чрезвычайная степень пессимизма относительно доллара, которая изменится, как только ВВП США начнет расти.
Впрочем, согласно прогнозу 47 экономистов, опрошенных информационным агентством Bloomberg, к концу 2010 года доллар опустится по отношению к евро до отметки 1,48 USD/EUR. Специалисты инвестиционного банка UBS полагают, что к концу 2010 года курс евро/доллар окажется на уровне 1,5 USD/EUR, а к завершению 2011 года - 1,6 USD/EUR. Таким образом, какого-либо глобального обвала курса доллара большинство экспертов в ближайшие год-два не ожидают. Однако подобные прогнозы не учитывают возможность возвращения экономического кризиса.
Бывший глава ФРС Алан Гринспен в декабре 2009 года вновь заявил о существовании угрозы нового беспрецедентного финансового кризиса в США. По его мнению, она вызвана ростом внешнего долга страны. Можно отметить, что к увеличению долга привела политика, проводимая А. Гринспеном в то время, когда он руководил ФРС, однако надо отдать ему должное: еще несколько лет назад он начал говорить, что США в начале 10-х годов XXI века ждет кризис вследствие огромного дефицита бюджета. Время предсказываемых им неприятностей приближается.
А. Гринспен будет выступать в качестве эксперта на предстоящих слушаниях комитета национальной безопасности сената США по проблеме внешнего долга.
Варианты выхода из кризиса: плохой и еще хуже.
Пока безболезненных способов решения этой проблемы не видно. Некоторые экономисты, к числу которых относится профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф, полагают, что необходима инфляция на уровне около 6% в год на протяжении нескольких лет. "Есть триллионы долларов долга, ипотечного долга, потребительского долга, госдолга. Вопрос в том, как снизить его объемы. Готовы вы пройти через длительный период низких темпов роста, высоких сбережений и множества юридических проблем или вы готовы принять более высокую инфляцию?" - задает он непростой вопрос.
Но в случае роста инфляции существует риск того, что удержать цены в установленных рамках не удастся и инфляция станет двузначной, а это нанесет удар по экономике США. Поэтому данный вариант решения проблемы долга довольно рискован и правительство США принять его пока явно не готово.
Альтернатива инфляции кажется ничуть не лучше. Государственный и частный долг можно снизить, сокращая расходы бюджета США и увеличивая нормы сбережения населения. Но это приведет к дефляции и нулевому росту или даже падению ВВП на протяжении нескольких лет. Нечто подобное было в Японии, когда ее Центробанк скупал долги корпораций и правительства. А это означает снижение уровня жизни населения в США, что чревато возникновением социальной нестабильности.
Правительству США предстоит как-то провести экономику между инфляционным и дефляционным сценариями развития. Если ставки ФРС будут и дальше сохранятся на низком уровне, то это может привести к гиперинфляции, а если ФРС будет повышать ставки, то вырастут расходы на уплату процентов по долгам, что чревато новым экономическим спадом.
По мнению большинства экспертов, ситуация еще далека от критической. Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service 8 декабря выпустило доклад, в котором было отмечено, что кредитные рейтинги США и Великобритании оцениваются как вполне жизнеспособные, но могут приблизиться к границам максимального рейтинга "ААА". По мнению экспертов агентства, жизнеспособность будет проверена в ближайшие 2 года. "Увеличение задолженности и затрат на оплату процентов по долгам может подвергнуть испытанию нынешнюю оценку рейтингов в рамках некоторых сценариев, но это произойдет не сразу", - полагает главный аналитик Moody's Стивен Гесс.
Барак Обама борется с "жирными котами".
Президент США пока решает текущие проблемы, вызванные финансовым кризисом, возникшем в позапрошлом году. Причем делает это старым испытанным способом, который и привел к возникновению кризиса, - посредством предоставления новых кредитов.
На встрече с банкирами в Белом доме, состоявшейся в декабре, он призвал их увеличить объемы кредитования малого бизнеса. Тем самым он пытается протолкнуть средства, выделенные правительством банкам, в реальный сектор. Дело в том, что вместо предоставления кредитов финансовые организации США просто "сидят" на своих деньгах. По некоторым оценкам, избыточные резервы банков США в конце 2009 года составляли 1,1 трлн. USD.
В связи с этим в отношениях Белого дома с крупными банками возникла некоторая напряженность. В интервью телекомпании Си-би-эс в декабре 2009 года Б. Обама заявил, что кое-кто с Уолл-стрит все еще не понимает, что во многом именно спекулятивные операции банков привели к финансовому кризису, вызвавшему глубочайший экономический спад, в результате чего работы сейчас не имеют свыше 15 млн. американцев. "Я не для того боролся за Белый дом, чтобы оказывать помощь кучке банкиров - "жирных котов" с Уолл-стрит", - заявил Б. Обама в интервью. Столь резкие высказывания президента указывают на серьезность положения в финансовом секторе страны.
Владимир ТАРАСОВ
Еженедельник "Белорусы и рынок", №1 от 04.01.2010
Источник "Белорусы и рынок", №1 от 04.01.2010
|
|
|