|
Особенности возбуждения дел о банкротстве и ликвидации банков |
|
Судебная практика свидетельствует о том, что кризисные явления в экономике Республики Беларусь не обошли и банковскую систему. С момента вступления в действие Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) 2000 года (12 февраля 2001 года) хозяйственными судами (хозяйственным судом города Минска и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь) приняты решения о банкротстве банков "БелБалтия" и "Бел-комбанк" и в настоящее время осуществляется ликвидация банкротов. В апреле 2002 года Национальный банк Республики Беларусь обратился в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь с заявлением о банкротстве Белорусского биржевого банка. В этой связи банкротство банков хозяйственным судам следует воспринимать как проблему не столько теоретическую, сколько практическую. Если идти от практики, то особенности банкротства банков, закрепленные в главе VI Закона, следует учитывать непосредственно с момента разрешения вопроса о возбуждении производства по делу, и касаются эти особенности в основном процедуры возбуждения производства по делу и особенностей ликвидации банка. С заявлением о банкротстве банка в хозяйственный суд вправе обратиться: банк-должник, конкурсный кредитор (за исключением физических лиц), Национальный банк Республики Беларусь, прокурор, налоговый или иной уполномоченный орган - по уплате обязательных платежей, организация, гарантирующая возврат банковских вкладов физическим лицам, - по обязательствам, возникающим у банка перед гражданами из договоров банковского вклада и (или) банковского счета. Особенностью нового Закона является то, что, в отличие от ранее действовавшего Закона, граждане (вкладчики) лишены возможности самостоятельно инициировать судебный процесс о банкротстве банка, непосредственно обращаясь в хозяйственный суд. Основанием для возбуждения дела о банкротстве банка является наличие акта Национального банка Республики Беларусь об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. Поэтому если с заявлением о банкротстве банка обращается Национальный банк Республики Беларусь, он предъявляет в хозяйственный суд соответствующий акт. Другие лица, имеющие право на обращение с заявлением о банкротстве банка, обращаются с заявлением об отзыве лицензии у банка в Национальный банк Республики Беларусь, при наличии достаточных оснований (часть 4 статьи 10 Закона) и приложив документы о наличии денежных обязательств банка и их размере. При неполучении ответа Нацбан-ка в течение двух месяцев указанные лица вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве. В свою очередь, хозяйственный суд до возбуждения производства по делу обращается в Нацбанк Республики Беларусь с предложением о даче заключения о целесообразности отзыва лицензии. При отзыве лицензии дело о банкротстве банка возбуждается, а при неполучении заключения Нацбанка в течение месяца или получении заключения о нецелесообразности отзыва лицензии заявление возвращается кредитору. В случае банкротства банка Законом дополнительно определен круг лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в судебном процессе. Так, помимо лиц, указанных в статье 20 Закона, статья 212 называет участвующими в деле лицами Национальный банк - при возбуждении дела по его заявлению, а также организацию, гарантирующую возврат банковских вкладов физическим лицам, - при возбуждении дела о банкротстве по заявлению этой организации. Среди лиц, участвующих в судебном процессе по делу о банкротстве банка, статья 213 Закона называет, помимо лиц, указанных в статье 21 Закона, Нацбанк Республики Беларусь и организацию, гарантирующую возвраты банковских вкладов, когда заявление о банкротстве подано не этими лицами. При обращении с заявлением о банкротстве банка заявитель обязан приложить, помимо документов, указанных в статьях 23, 24 (для должника) и статьях 25, 27 Закона (для других заявителей), акт Нацбанка Республики Беларусь об отзыве у банка-должника лицензии на осуществление банковских операций. Непредставление копии такого акта Нацбанком Республики Беларусь, отсутствие сведений об обращении заявителя в Нацбанк с просьбой об отзыве лицензии у банка-должника, а также обращение с заявлением до истечения 2-месячного срока после подачи указанного выше заявления в Нацбанк Республики Беларусь являются основанием для возврата заявления. В отличие от общего порядка принятия заявления о банкротстве (статья 31), в статье 216 Закона предусматривается императивная норма об отказе в принятии заявления, если не соблюдено одно из условий, определенных в статье 210. В частности, если с заявлением обращаются лица, не имеющие права на обращение с заявлением о банкротстве, в соответствии со статьей 211 выносится определение об отказе в принятии заявления о банкротстве к рассмотрению. В том случае, если заявление не соответствует требованиям статей 7,10,22 - 30 Закона, а также при несоблюдении условий обращения с заявлением о банкротстве банка (статья 211) такое заявление возвращается заявителю. Специфика деятельности банков и банковской системы, их исключительная важность для всей экономики страны повлияли на объем судебных процедур, применяемых в отношении банков-банкротов. Согласно статье 182 при рассмотрении дела о банкротстве банка не применяются такие процедуры, предусмотренные Законом, как мировое соглашение, защитный период и санация. В силу этого статья 215 Закона предусматривает одновременно с возбуждением дела о банкротстве открытие конкурсного производства. При этом законодатель прямо устанавливает, что при рассмотрении дела о банкротстве в судебном порядке применяется только такая процедура конкурсного производства, как ликвидационное производство. На практике это означает, что оздоровление деятельности банка возможно только во внесудебном порядке до возбуждения дела о банкротстве судом в порядке принятия мер, указанных выше, в частности, улучшения финансового состояния, назначения временной администрации и реорганизации банка. Все эти процедуры и меры осуществляются под непосредственным контролем Национального банка, и в вопросе о возбуждении дела о банкротстве банка Национальный банк играет решающую роль (статья 211 Закона). Особое место в оздоровлении деятельности банка отводится временной администрации по управлению банком, которая является специальным органом управления банком, назначаемым Национальным банком Республики Беларусь на срок до 30 месяцев. При этом полномочия исполнительных органов банка могут быть либо ограничены, либо приостановлены актом Нацбанка Республики Беларусь. В зависимости от наличия (отсутствия) такого акта находится и объем полномочий временной администрации и исполнительных органов банка (статьи 197, 198, 199 Закона). Порядок назначения временной администрации регулируется Правилами назначения и прекращения деятельности временной администрации по управлению банком и небанковской кредитно-финансовой организацией, утвержденными постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 25 января 2001 года № 4. Банк вправе обжаловать решение Нацбанка о назначении временной администрации в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, но обжалование решения Нацбанка не приостанавливает ее деятельность. В случае приостановления полномочий исполнительных органов банка и неисполнения банком обязанности по удовлетворению требований кредиторов и уплате обязательных платежей в течение более 7 дней со дня наступления даты исполнения (абзац 2 части 1 статьи 193 Закона) Нацбанк Республики Беларусь вправе приостановить удовлетворение требований кредиторов банка на срок не более трех месяцев. Последствия такого приостановления регулируются статьей 203 Закона. В частности, в течение срока приостановления не начисляются проценты, неустойки (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение (ненадлежащее исполнение) платежных обязательств; не допускается взыскание по отдельным исполнительным и иным документам на бесспорное (безакцептное) взыскание; запрещается удовлетворение требования учредителя (участника) о выделении ему доли (пая) в уставном фонде в связи с выходом из состава учредителей (участников). Таким образом, еще до возбуждения дела о банкротстве в суде предусматривается возможность "заморозить" размеры гражданско-правовой ответственности с целью улучшения финансового состояния банка. Итогом деятельности временной администрации и принятых Нацбанком Республики Беларусь мер может быть оздоровление финансового состояния банка или отзыв лицензии на осуществление банковских операций. При банкротстве банка управляющим по делу о его банкротстве может быть назначено лицо, имеющее лицензию органа государственного управления по делам о банкротстве, соответствующее квалификационным требованиям, установленным Национальным банком Республики Беларусь, и имеющее дополнительно специальный аттестат управляющего. Таким образом, помимо лицензии органа государственного управления по делам о банкротстве, управляющий по делу о банкротстве банка должен иметь еще и специальный аттестат управляющего при банкротстве банка и небанковской кредитно-финансовой организации. Порядок выдачи и аннулирования такого специального аттестата установлен Правилами выдачи и аннулирования специального аттестата управляющего при банкротстве банка и небанковской кредитно-финансовой организации, утвержденными постановлением Правления Нац-банка от 22 февраля 2001 года № 38 (регистрационный № 8/5188 от 5 марта 2001 года). Для получения специального аттестата индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица, претендующие на получение аттестата, должны пройти специальную аттестацию в Национальном банке. Эти лица должны иметь экономическое или юридическое образование и опыт руководства отделом или иным структурным подразделением банка не менее трех лет из последних пяти. Для суда проблемным практическим вопросом является назначение управляющего по делу о банкротстве, поскольку лиц, которые имеют специальный аттестат управляющего при банкротстве банка и небанковской кредитно-финансовой организации, в Республике Беларусь практически нет. Не случайно управляющим по банкротству банков "БелБалтия" и "Белкомбанк" Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 2001 года № 151 назначен Национальный банк. Поэтому, разрешая вопрос о принятии заявления о банкротстве банка к рассмотрению, целесообразно уточнять мнение Национального банка по кандидатуре управляющего. Таковы некоторые правовые и практические особенности, связанные с возбуждением производства по делу о банкротстве банка. Хотелось бы остановиться и на некоторых особенностях ликвидации банков, поскольку они имеют существенное значение для правильного завершения процедуры банкротства. С момента открытия конкурсного производства управляющий по делу о банкротстве обязан использовать только корреспондентский счет банка, открытый в учреждении Нацбанка Республики Беларусь, и все денежные средства банка-должника, находящиеся на других счетах, перечисляются на этот счет. Контроль за данным требованием осуществляет как Национальный банк Республики Беларусь, так и суд при получении отчета о деятельности управляющего. Объявление об открытии конкурсного производства передается с соблюдением условий, установленных статьей 220 Закона, в печатный орган Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, печатный орган Нацбанка Республики Беларусь или иные республиканские средства массовой информации. При этом следует учитывать местонахождение структурных подразделений банка-должника и при необходимости обеспечивать публикацию об открытии конкурсного производства и в местных средствах массовой информации. Решение об открытии ликвидационного производства принимается не позднее 4 месяцев со дня возбуждения производства по делу. Таким образом законодательно ограничены сроки от момента открытия конкурсного производства до открытия ликвидационного производства. В этой связи при проведении первого собрания кредиторов банка (статья 56 Закона) следует учитывать, что собрание кредиторов банка не вправе принимать решение о санации и утверждать план санации. При банкротстве банка собрание кредиторов может утверждать только план ликвидации. Одной из серьезных практических проблем оказалось проведение первого собрания кредиторов банков, поскольку нередко только кредиторов - физических лиц в разных регионах насчитываются десятки тысяч, и физически невозможно провести общее собрание кредиторов из-за отсутствия помещения и по другим не менее важным причинам. Поэтому на практике такие собрания проводились по регионам, и полномочия для участия в общем собрании делегировались и оформлялись протоколами собраний. Вместе с тем представляется, что такая процедура должна быть закреплена в законе. Управляющий ежемесячно представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемого банка в Национальный банк Республики Беларусь. Суд по своему усмотрению осуществляет контроль за деятельностью управляющего, определяя форму контроля в судебном акте. Управляющий в течение шести месяцев после открытия ликвидационного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, передает его на согласование в Нацбанк Республики Беларусь, который в течение одного месяца представляет хозяйственному суду заключение по балансу. По результатам рассмотрения промежуточного баланса суд выносит определение, которое необходимо для начала производства расчетов с кредиторами (вкладчиками). После завершения ликвидационного производства управляющий составляет ликвидационный баланс, который утверждается Нацбанком Республики Беларусь и хозяйственным судом. В процессе ликвидационного производства из имущества банка вне очереди удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) банковского счета. В этой связи следует отметить, что на практике требования физических лиц удовлетворяются по мере поступления денежных средств от продажи имущества и взысканных с должников пропорционально размерам задолженности. Часть денежных средств используется в соответствии с планом ликвидации на судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, и текущие платежи в процессе конкурсного производства (часть 1 статьи 144 Закона). При осуществлении ликвидации банков возникают проблемы, характерные для ликвидации других должников. В частности, проблемы, связанные с очередностью расчетов, процедурой рассмотрения споров в рамках дела о банкротстве, порядком реализации имущества и др. Представляется, что это - темы для отдельных исследований.
Источник «Вестник ВХС», № 5
|
|
|