|
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ |
|
Виктор КАМЕНКОВ, заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, кандидат юридических наук Александр МИРОНИЧЕНКО, заведующий сектором управления законодательства и международных отношений Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь В феврале 1995 года в процессе разработки нового законодательства с целью координации деятельности государственных органов Республики Беларусь по созданию и приведению в действие комплекса новых законодательных и иных нормативных актов, регулирующих связанные с банкротством правоотношения в Республике Беларусь, при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь на общественных началах был образован межведомственный координационный совет по датам о несостоятельности и банкротстве. Руководит деятельностью совета, организует и направляет связанные с данной тематикой работы заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председатель названною координационного совета, кандидат юридических паук, Заслуженный юрист Республики Беларусь Виктор Сергеевич Каменков. Продолжение публикуемой статьи,и подготовлено в соавторстве с ним.
5. УСЛОВИЯ ОТКРЫТИЯ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА Ходатайство о начале производства по делу об экономической несостоятельности рассматривается хозяйственным судом только при наличии специальных условий, необходимых для открытия конкурсного производства. Согласно вышеуказанному Закону Республики Беларусь 1991 года такими условиями являются: неспособность субъекта хозяйствования своевременно оплатить предъявленные финансовые документы; превышение стоимости долговых обязательств над стоимостью имущества субъекта хозяйствования; признание субъектом хозяйствования своей экономической несостоятельности. Аналогичное положение существует и во Франции. Факт прекращения должником платежей должен доказывать кредитор. В праве Англии и США субъект, в отношении которого предполагается открыть конкурсное производство, должен иметь минимальную фиксированную задолженность в сумме 750 фунтов стерлингов в Англии и 5 тысяч долларов в США по одному или нескольким долгам, подлежащим оплате немедленно или к определенной дате в будущем. В немецком законодательстве основанием для открытия производства по делу о банкротстве является отсутствие ликвидности должника, т.е. когда предприятие не обладает средствами для оплаты по обстоятельствам. В Российской Федерации минимальная задолженность предприятия-должника равна 500 минимальным заработным платам. В проекте Закона Республики Беларусь "О банкротстве" для заявления кредитора об объявлении банкротства установлены следующие основания: должник умышленно вызвал свою несостоятельность деянием, за которое привлечен к ответственности в соответствии с законом; должник уничтожил, утаил или растратил свое имущество либо совершил иные действия, в результате которых он стал несостоятельным; в отношении должника применено принудительное исполнение и оно не могло быть исполнено в течение трех месяцев за неимением имущества либо в ходе принудительного исполнения обнаружилось, что должник не обладает имуществом, достаточным для удовлетворения предъявленных к нему требований; должник не уплатил долг в течение предусмотренного срока, установленного кредитором для возбуждения дела о банкротстве; должник сообщил кредитору, хозяйственному суду или общественности, что он не в состоянии или не намерен уплатить долг. При этом кредитор, заявивший о банкротстве, должен представить доказательства относительного размера, характера, оснований долга и срока платежа. Помимо описанных выше условий (наличия долгов, формального признака несостоятельности — прекращения платежей и других) законодательством ряда стран признается необходимость "стечения кредиторов" как условия открытия конкурсного производства, то есть наличия у неплатежеспособного должника нескольких кредиторов. Если же у кредитора оказывается один ходатайствующий должник, то конкурсное производство не открывается, а принудительное взыскание осуществляется в рамках общего гражданского производства в исковом порядке. Необходимо отметить, что согласно общепринятым нормам банкротство в отношении требования кредитора, обеспеченного залогом, не объявляется. Если же требование кредитора обеспечено залогом не полностью, то объявление банкротства возможно в отношении части требования, не покрытой залогом. 6. ПРОЦЕДУРЫ, ПРЕДОТВРАЩАЮЩИЕ ЛИКВИДАЦИЮ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА В процессе развития законодательства о банкротстве ряда стран прослеживается устойчивая тенденция усиления роли и значения средств и процедур, предназначенных не для ликвидации имущества должника, а для предоставления ему возможности поправить пошатнувшиеся дела путем реализации плана урегулирования долгов, мирового соглашения и т.д. В ходе исторического развития постепенно вырабатывались правовые нормы, направленные на предотвращение ликвидации имущества несостоятельного должника в виде отсрочек, предоставляемых кредиторами, и уменьшение долгов, основу которых составляет соглашение о мирном урегулировании спора (мировая сделка — compositio). Источником правового регулирования мировых соглашений являются законы. Так, например, В ФРГ действует закон о мировых сделках 1935 года, во Франции — закон № 84-148 от 1 марта 1984 года о прекращении и урегулировании с помощью мировых соглашений трудностей предприятия, не выполняющего своих финансовых обязательств из договора с одним из кредиторов. В США законодательство о банкротстве мирового соглашения не предусматривает. Общие принципы заключения и исполнения мировой сделки, присущие странам континентальной Европы, в особенности ФРГ и Швеции, нашли свое отражение в вышеуказанном проекте Закона Республики Беларусь. Данным вопросам посвящен раздел 11 законопроекта, согласно которому мировое соглашение может заключаться по предложению должника в ходе производства по делу о банкротстве до или после объявления банкротства. При этом ходатайство должно подаваться в хозяйственный суд и содержать размер и сроки уплаты долгов, обоснование возможности оплаты данных долговых обязательств, а должник-юридическое лицо обязан предоставить при этом план продолжения своей хозяйственной деятельности. К предложению о мировом соглашении, сделанному до объявления банкротства, должник обязан приложить утвержденный временным управляющим отчет, в котором указываются сведения об имуществе и долгах должника, а также баланс должника-юридического лица. О начале мирового урегулирования делается публикация в установленном порядке, и на общем собрании кредиторов решается вопрос о принятии или отклонении мировой сделки, после чего хозяйственный суд должен утвердить или отклонить мировое соглашение, которое после утверждения судом становится обязательным для всех кредиторов. В случае отказа в утверждении мирового соглашения по предусмотренным законопроектом основаниям, хозяйственный суд решает вопрос об объявлении банкротства в общем порядке. Мировая сделка может заключаться только по непривилегированным требованиям (не обеспеченными залогом), которые были заявлены к моменту заключения мирового соглашения. Мировое соглашение считается заключенным, если: 1) должник сделал предложение об уплате не менее половины суммы непривилегированных требований, и за это проголосовало не менее 2/3 присутствующих на общем собрании кредиторов, требования которых составляют не менее 2/3 суммы всех непривилегированных требований, или 2) должник сделал предложение об уплате менее половины суммы непривилегированных требований, и за это проголосовало не менее 3/4 присутствующих на общем собрании кредиторов, требования которых составляют не менее 3/4 суммы всех непривилегированных требований. При этом мировое соглашение действительно в отношении всех непривилегированных кредиторов, независимо от того, участвовал кредитор в голосовании или нет. В случае принятия на общем собрании кредиторов мировой сделки, на основании предложения должника назначается также срок ее действия, в течение которого хозяйственный суд не вправе объявить должника банкротом в отношении кредиторов, на которых распространяется действие мировою соглашения. При утверждении мирового соглашения хозяйственный суд, не позднее двух недель со дня представления решения общего собрания кредиторов, выносит соответствующее определение, на основании которого должнику возвращается право управления имуществом. Контроль за исполнением мирового соглашения возлагается на управляющего. Последующая отмена мировой сделки судом допускается только в случае совершения должником злонамеренного банкротства, неисполнения должником обязанностей, вытекающих из мирового соглашения, или если по истечении не менее половины срока действия мирового соглашения становится очевидным, что должник не в состоянии выполнить условия мирового соглашения. При аннулировании мирового соглашения производство по делу о банкротстве возобновляется. В настоящее время зарубежное законодательство создает условия для направления открывшегося конкурсного производства в русло восстановления экономического положения предприятия-должника, "санации "его экономической деятельности, оказания должнику организационной помощи в улучшении его финансов, создания льготных условий для расчетов с его кредиторами и только в случае невозможности решения всех этих вопросов — ликвидации имущества должника с прекращением правосубъектности юридического лица. Необходимо отметить, что в данном ключе построен и вышеуказанный проект, устанавливающий основную цель производства как урегулирование взаимоотношений продолжающего деятельность должника-субъекта хозяйствования и его кредиторов, и лишь при невозможности такого урегулирования — максимальное удовлетворение требований кредиторов и ликвидацию юридического лица-банкрота. Вопрос о продолжении или прекращении деятельности должника в законопроекте решается общим собранием кредиторов, которое должно утверждать разрабатываемый управляющим план санации или ликвидации юридического лица. При этом санация определяется как процедура реструктуризации, изменения прав собственности, финансовой поддержки должника (банкрота) со стороны его собственника или уполномоченного им органа, кредитора (кредиторов), или иных лиц, осуществляемая с целью сохранения этого должника-субъекта хозяйствования и его трудового коллектива. Детальное регламентирование проведения санационных процедур предусматривается определить в положении о санации, которое согласно законопроекту должно разрабатываться в развитие законодательных норм. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь о банкротстве разбирательство, связанное с урегулированием взаимоотношений между должником и кредиторами, считается законченным, если должник выведен из состояния неплатежеспособности, или если возбуждается разбирательство, связанное с объявлением должника банкротом и ликвидацией его имущества.
7. ОБЪЯВЛЕНИЕ ДОЛЖНИКА БАНКРОТОМ НЕГО ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Согласно национальному праву большинства государств, если суд при рассмотрении ходатайства о начале процедуры в связи с неплатежеспособностью установит, что для объявления должника банкротом имеются все необходимые условия, а меры, направление на предотвращение открытия данной стадии конкурсного процесса, не могут быть использованы в силу объективных причин, то процесс переходит в следую-дую стадию — вынесение решения об объявлении должника банкротом и открытии соответствующего производства. Только суд вправе вынести решение об объявлении должника банкротом. Судебное решение о начале связанного с банкротством производства действует erga omnes (в отношении всех) и поэтому доводится до сведения широкой публики. Для этою суд публикует за счет заявителя в республиканских средствах массовой информации сообщение, в котором указываются наименование и адрес хозяйственного суда, дата вынесения решения, данные о должнике и управляющем, обращение к кредиторам и заинтересованным сторонам и срок, в течение которого они могут предъявить свои требования, а также другие необходимые существенные сведения. Необходимо отмстить, что процедура, связанная с объявлением должника банкротом, действующим законодательством Республики Беларусь не отработана, поэтому представляет несомненный интерес рассмотрение данных процессуальных действий с учетом опыта зарубежного конкурсного производства. Открытие связанного с банкротством производства в той или иной его модификации имеет ряд существенных и важных последствий для кредиторов и должника. 1) Несостоятельный должник лишается полностью или существенно ограничивается в праве управления и распоряжения имуществом. Право управления и распоряжения имуществом переходит к должностным лицам конкурсного производства. Лишение должника права распоряжения имуществом со средних веков являлось главнейшим правовым последствием начала производства, связанного с объявлением должника банкротом, и таковым остается и в настоящее время. Оно особо предусматривается действующим законодательством ФРГ (параграф 6 ГКУ), Франции (статьи 31, 152 закона № 85-98 от 25 января 1985 года). В США управляющий, как правило, не назначается в случае добровольной подачи заявления в суд о своем банкротстве. В статье 20 проекта Закона Республики Беларусь "О банкротстве" указывается, что имущество должника преобразуется в имущество банкрота, право управления которым переходит к управляющему, действующему под контролем хозяйственного суда и кредиторов. Статьей 21 данного проекта определяется, что со дня объявления банкротства, банкрот лишается права самостоятельно совершать сделки со своим имуществом, которые в порядке, устанавливаемом законопроектом, совершает управляющий, или, с его согласия, банкрот. При этом до прекращения производства по делу о банкротстве лицам, во владении которых находится имущество банкрота, запрещается совершать сделки с этим имуществом со дня, когда они узнали или должны были узнать о вынесении решения об объявлении банкротства. Сделки, совершенные в нарушение положений настоящей статьи, считаются недействительными. Статьей 27 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности и банкротстве" лишь определяется, что для осуществления функций контроля и управления имуществом субъекта хозяйствования после возбуждения дела о банкротстве хозяйственный суд "может назначить" по представлению кредиторов или по собственной инициативе доверенное лицо. Следует отметить, что институт доверительной собственности (trust) был разработан конкурсным правом Англии и США. Его смысл заключается в приобретении конкурсным управляющим статуса доверительного собственника с переходом к нему права собственности со всеми полномочиями владения, распоряжения и пользования. При этом в качестве бенефицианта выступают конкурсные кредиторы и иногда — сам несостоятельный должник. 2) С момента объявления должника банкротом и открытия соответствующего производства в отношении имущества должника устанавливается конкурсный иммунитет. Никто из кредиторов не может осуществлять требования к должнику иначе, нежели в рамках данного производства по делу в связи с банкротством, а конкурсные кредиторы могут осуществлять свои требования только по правилам, установленным для конкурсного производства, и никакие аресты и взыскания на имущество должника не допускаются в пользу отдельных кредиторов. Все дела, рассматриваемые судами по имущественным требованиям к должнику, приобщаются к производству по делу о банкротстве. Конкурсный иммунитет действует только в отношении конкурсных кредиторов, под категорию которых не подпадают кредиторы должника с обеспеченным правом требования и только в течение осуществления конкурсного производства. Вопрос о порядке предъявления требований кредиторов после окончания производства различными правовыми системами решается неоднозначно. Согласно вышеуказанному законопроекту после прекращения производства по делу о банкротстве, кредиторы не могут предъявлять требования, возникшие до возбуждения производства и своевременно не заявленные ими, не признанные во время производства по делу, если срок предъявления требования не будет восстановлен хозяйственным судом. При этом требования с восстановленным сроком предъявления, а также возникшие во время производства по делу о банкротстве могут быть заявлены самостоятельно в порядке обычного искового производства. 3) Все обязательства должника, даже те, по которым срок исполнения еще не наступил к моменту объявления должника банкротом, признаются просроченными. Исключение из этого общего правила установлено лишь новым французским законодательством, которым предусмотрено, что при открытии процедуры судебного урегулирования долги, срок платежа на день вынесения решения по которым еще не наступил, оплачиваются по мере наступления срока исполнения. 4) С момента объявления должника банкротом и начала связанного с этим производства законодательством ряда стран предусматривается остановка начисления штрафов, процентов и пени по денежным требованиям кредиторов. Такое правило, в частности, предусмотрено статьей 31 действующего Закона "Об экономической несостоятельности и банкротстве" и статьей 24 проекта Закона "О банкротстве", а также параграфом 63 ГКУ и статьей 55 закона № 85-98 от 25 января 1985 года. В законодательстве США также предусмотрена возможность освобождения должника от многих финансовых обязательств. Этот вопрос решается судом. Однако от некоторых задолженностей он не может быть освобожден. Например, от уплаты большинства налогов, кредитов, полученных путем обмана и мошенничества и т.п. Во время делопроизводства о банкротстве продолжается рост пени (процентов) по обязательствам должника. 5) Открытие производства по делу о банкротстве имеет своим важным последствием установление так называемого периода "подозрительности", то есть оно имеет ретроактивные последствия. Суть заключается в том, что управляющий имеет право опротестовать сделки, совершенные должником в течение установленного в законе времени до открытия конкурсного производства. Согласно статье 28 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности и банкротстве" этот период составляет один год, при этом могут быть опротестованы сделки, совершенные с целью сокрытия имущества или уклонения от уплаты долгов, а также если должник получил по сделке значительно меньше экономически обоснованной пены имущества или является неплатежеспособным. В названном проекте Закона статьями 44 — 49 предусматривается, что управляющий может оспорить: сделку, заключенную несостоятельным должником в течение года до начала конкурсного производства, которой должник умышленно нанес вред интересам кредиторов, если контрагент по такой сделке знал или должен был знать об этом; сделку, заключенную несостоятельным должником в течение трех лег до открытия конкурсного производства, если должник уголовно наказуемым деянием, установленным вступившим в законную силу приговором суда, вызвал свою несостоятельность, и другая сторона сделки знала или должна была знать об этом, или если должник умышленно нанес вред интересам кредиторов и контрагент по сделке был близким ему лицом, которое знало либо должно было знать об этом; возмездный договор, совершенный несостоятельным должником в течение последних шести месяцев до начала конкурсного производства, если оплата была совершена необычными платежными средствами, или до срока уплаты, или в сумме, которая существенно ухудшила экономическое положение должника и ее нельзя считать обычной уплатой, а также в течение года до открытия конкурсного производства, если уплата была произведена близкому лицу; договор дарения, совершенный должником в течение последних шести месяцев до открытия конкурсного производства, если предмет договора не является обычным подарком в известных случаях и требует нотариального удостоверения, а также договор дарения в пользу лиц, близких к должнику, совершенный в течение трех лет до открытия конкурсного производства, и др. При этом, статьей 50 законопроекта, устанавливается круг лиц, близких к должнику-физическому лицу, которыми являются: его супруг(а), родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супруг(а), а также члены семьи должника. Лицами, близкими к должнику-юридическому лицу, являются: собственники юридического лица (в том числе учредители, участники) и дочерние предприятия юридического лица, иные лица, имеющие с должником общий существенный материальный интерес, соразмерный интересам учредителя, участника, а также члены правления, руководитель, его заместители и главный (старший) бухгалтер юридического лица, если они освобождены от своих обязанностей в течение одного года до начала производства по делу о банкротстве или продолжают их исполнение. Аналогичные нормы содержатся в параграфах 30 — 33 ГКУ, а также в правовых системах других государств. Так, французское законодательство (статья 107 закона № 85-96) указывает ряд сделок, непротивопоставимых конкурсной массе. Принцип, на основании которого конкурсный управляющий, будучи доверительным собственником, может оспорить сделку и потребовать передачи ему титула на имущество (в особенности на недвижимость), называется принципом возраста (relation back principle). 6) Для должника могут наступать и личные неблагоприятные последствия: ограничение перемещений (должник может покинуть место своего жительства только с разрешения суда); ограничивается действие норм, охраняющих неприкосновенность переписки (вся корреспонденция, поступающая на имя должника, передается управляющему и вскрывается им, при этом личные письма и сообщения, не имеющие отношения к процессу, возвращаются адресату). Кроме указанных последствий на должника законодательством ряда стран налагаются и другие ограничения, касающиеся его личности. Так, например, в Англии несостоятельный должник не может быть сам управляющим в других конкурсных процессах; не может быть членом парламента, членом местных органов самоуправления, мировым судьей, солистором, осуществляющим частную практику; под страхом уголовного наказания несостоятельный должник не может без разрешения суда быть директором компании или должностным лицом в другом конкурсном процессе. 7) С объявлением должника банкротом у него появляются новые, предусмотренные законом обязанности, неисполнение которых может послужить основанием для наложения хозяйственным судом на должника штрафа, который, например, устанавливается статьей 117 вышеуказанного проекта Закона Республики Беларусь в размере до 100 минимальных заработных плат, или для привлечения к иной, устанавливаемой законом, административной или уголовной ответственности. Несостоятельный должник обязан: представить должностному лицу конкурсного производства полный список своих кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении, всю необходимую информацию, содержащуюся в книгах, счетах и иных документах; способствовать исполнению управляющим своих обязанностей; передавать управляющему свое имущество, всю необходимую информацию, включая книги, документы, записи, касающиеся имущества; присутствовать на заседаниях комитета кредиторов, общего собрания кредиторов и суда, а также участвовать в других процессуальных действиях производства по делу о банкротстве, если его к этому обязывает суд или управляющий; не покидать без разрешения суда своего места жительства. Если должником является юридическое лицо, то указанные нормы действуют в отношении круга лиц, близких к должнику, (статья 50 проекта Закона Республики Беларусь "О банкротстве"), конкретный перечень которых определяется судом. 8) В банке открывается специальный блокированный счет, на который вносятся средства, поступающие во время конкурсного управления имуществом банкрота. Средства, необходимые для текущих расходов, управляющим не депонируются. Перечисленные последствия характерны для всех без исключения национальных правовых систем. Кроме этого, по французскому праву после вынесения решения об объявлении предприятия-должника банкротом, открывается наблюдательный период (не более трех месяцев, но с возможной пролонгацией на один срок по мотивированному решению суда), в течение которого анализируются итоги деятельности предприятия и по завершении которого решается вопрос о его сохранении и открытии процедуры судебного урегулирования или ликвидации имущества предприятия.
8. ОРГАНЫ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ходе судебного разбирательства по делу, связанному с банкротством субъекта хозяйствования, в той или иной форме создаются и действуют органы конкурсного производства, которыми являются: должностные лица конкурсного производства (управляющий, конкурсный управляющий, доверенное лицо, куратор, администратор и др.); комитет или комиссия кредиторов; общее собрание кредиторов. Со средних веков должностные лица конкурсного производства назначались главным образом из числа кредиторов несостоятельного должника, а в двадцатом веке законодательством было разрешено привлекать к управлению конкурсным производством других лиц, не имеющих никакой личной заинтересованности в исходе процесса. В последнее время в целом ряде стран в результате реформ законодательства о банкротствах был введен новый институт профессиональных должностных лиц конкурсного производства. Так, например, во Франции, законом № 85-98 "О конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий" от 25 января 1985 года установлено, что конкурсным управляющим, ликвидатором или экспертом может быть назначен гражданин, представивший гарантии высоких нравственных качеств, успешно сдавший экзамены на пригодность к исполнению профессиональных функций и внесенный в список, составленный специальной комиссией, состоящий из представителей органов юстиции, прокуратуры, профессоров права и экономики. Аналогично решается вопрос и в Англии. Законом о несостоятельности 1986 года также был создан институт должностных лиц конкурсного производства (конкурсных управляющих, кураторов, администраторов, ликвидаторов), получающих специальную профессиональную подготовку для управления конкурсным процессом во всех его модификациях. Ведение дел без специального квалификационного разрешения может повлечь уголовную ответственность. Согласно вышеуказанному проекту Закона также предлагается введение в конкурсное производство Республики Беларусь института профессиональных управляющих. От этого будет во многом зависеть эффективность действия законодательства, связанного с банкротством. На формирование института управляющих, как основную цель успешного формирования конкурсного права Республики Беларусь, указывалось и на проводившемся 2 — 3 февраля 1995 года в рамках Кабинета Министров Республики Беларусь консультантами Всемирного Банка Л.Гольдбергом и Д. Месинджером семинаре по процедурам банкротства, внешнему управлению, экономической несостоятельности и передаче активов. Специалистами Всемирного Банка, имеющими огромный опыт работы в области конкурсного права, на основании проведенной экспертизы, была дана очень высокая оценка проекту Закона Республики Беларусь "О банкротстве" и представлены подробные рекомендации по процессу ускорения внедрения нового законодательства о банкротстве. При этом совместно со специалистами Высшего Хозяйственного Суда, Кабинета Министров, министерств и ведомств Республики Беларусь была разработана программа по подготовке и созданию республиканского института административных управляющих, выработаны в соответствии с указанным проектом критерии квалификации и сертификации управляющих, согласно которым: управляющий должен быть лицом, обладающим высокими моральными качествами; управляющий должен быть независимым лицом, не являющимся работником судов, органов прокуратуры, милиции и государственных контролирующих органов, он не должен быть связанным с управлением субъектом хозяйствования, где состоит управляющим, не должно быть конфликта интересов, при этом лица, близкие к управляющему, не должны иметь связей с данным субъектом хозяйствования; административный управляющий должен иметь высшее образование в области: финансов, экономики, управления предприятием, бухгалтерского учета или юриспруденции, он должен обладать опытом или знаниями в этих областях и иметь рекомендацию соответствующего министерства или ведомства;
Источник «Вестник ВХС РБ»,февраль 1996 г.
|
|
|