Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Беларусь противостоит рейдерству, несмотря на отсутствие законодательного инструментария
 
Существует ли в Беларуси проблема рейдерских захватов предприятий, насколько обоснованы иски в хозяйственные суды контролирующих органов и какова позиция Высшего хозяйственного суда Беларуси по наиболее громким международным хозяйственным спорам - рассказывает председатель ВХС республики Виктор Каменков в интервью агентству «Интерфакс-Запад».
- Виктор Сергеевич, скажите, рассматривал ли ВХС прецеденты рейдерского захвата предприятий? Есть ли такие факты в Беларуси? На какой стадии находится разработка законодательства о противодействии этому явлению, когда можно ожидать появления соответствующего законопроекта?

- Как массовое явление рейдерство практически отсутствует в белорусском правовом пространстве. Имеют место лишь отдельные проявления, выявляемые хозяйственными судами Беларуси при рассмотрении отдельных дел. Например, ситуация с ОАО «Людмила» в Минске. Это яркий пример наступления на предприятие «по всем фронтам» с целью его захвата. Имело место даже вовлечение в процесс работника правоохранительных органов. Впоследствии были возбуждены уголовные дела.

Главная проблема выявления рейдерства в том, что его проявления латентны и не всегда очевидно противоправны. Так называемое «белое» рейдерство вообще происходит в пределах законодательных рамок, и противостоять ему практически невозможно. Только высококвалифицированные специалисты - юристы, экономисты, управленцы - могут выявить его признаки и конкурировать с отдельными проявлениями.

На сегодняшний день законодательство Беларуси не содержит термин «рейдерство». Предпринималась попытка на законодательном уровне определиться с понятием рейдерства. Но законодатель ушел от этой попытки, поскольку достаточно сложно выделить так называемое «белое» и «черное» рейдерство, описав действия, которые, с одной стороны, могут быть расценены как законные, обоснованные, но подпадающие под понятие рейдерства, с другой стороны - как незаконные действия. Пока наш законодатель ушел от определения понятия «рейдерство» в Уголовном кодексе. На сегодняшний день в рамках действующего законодательства в Беларуси достаточно эффективно применяются процедуры, нацеленные на антирейдерское урегулирование, в том числе - в рамках законов «О хозяйственных обществах», «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», нормативных актов, регулирующих вопросы ликвидации юридических лиц.

- Какова доля судебных решений, которые поддерживают иски, предъявленные субъектам хозяйствования контрольными и надзирающими органами? Как изменилась эта доля в течение нескольких последних лет?

- За 1-е полугодие 2010 года хозяйственными судами республики в порядке искового производства рассмотрено свыше 41,7 тыс. дел, из которых менее 0,5% (179 дел) рассмотрено по искам налоговых, таможенных и иных контролирующих органов. В большинстве случаев (70%) такие иски являлись обоснованными.

Необходимо отметить, что 70% удовлетворенных исков налоговых, таможенных и иных контролирующих органов соизмеримо со среднестатистическим показателем обоснованности всех подаваемых в хозяйственные суды исков.

Так, в среднем по республике хозяйственными судами обоснованными признаются более 60% заявленных требований по всем категориям споров искового производства.

На протяжении последних нескольких лет количество исков указанных государственных органов, предъявляемых к субъектам хозяйствования, в общей массе рассмотренных в исковом производстве дел постоянно снижается.

Анализ статистических данных свидетельствует, что иски налоговых, таможенных и иных контролирующих органов на протяжении последних нескольких лет не превышали 1% от общего количества разрешенных споров.

- Виктор Сергеевич, вы являетесь представителем Беларуси в Экономическом суде СНГ. Как вы оцениваете действия России, которая фактически отказалась выполнять рекомендации ЭС СНГ о временной отмене экспортных пошлин на нефтепродукты? Какова в целом позиция Минска по этой проблематике?

- Я действительно являюсь членом пленума Экономического суда СНГ. И в этом качестве должен руководствоваться, прежде всего, принципами независимости и беспристрастности в оценке действий той или иной стороны спора, когда-либо рассматриваемого Экономическим судом.

Несмотря на то что применительно к Экономическому суду СНГ в периоды его функционирования в качестве Суда ЕврАзЭС говорить о каком-либо отношении к нему председателей высших судов стран-участников не приходится, о действиях России могу сказать только одно. Рекомендации Суда ЕврАзЭС не носят обязательного характера для участвующих в деле сторон. Поэтому вопрос об их выполнении рассматривается государством самостоятельно с учетом всех имеющихся факторов, в том числе и стремления к урегулированию возникших разногласий.

- Какие меры будет принимать ВХС для разрешения конфликта с латвийским предприятием «ЛатРосТранс» в связи с оспариванием права собственности Беларуси на технологическую нефть, находящуюся в нефтепроводе «Полоцк - Вентспилс»?

- Не думаю, что вопрос о мерах разрешения сложившейся ситуации с предприятием «ЛатРосТранс» должен быть адресован Высшему хозяйственному суду Республики Беларусь.

Для его разрешения существуют традиционные методы, применяемые с учетом всех обстоятельств дела. А судебные органы, независимо от того, белорусские или латвийские, примут участие в разрешении спора, если его стороны сочтут необходимым обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.



Белорусское информационное агентство "Интерфакс-Запад", 7 декабря 2010 года




Источник "Interfax.by", 7 декабря 2010 года
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio