|
Чем закончится операция «ГАЗ»? |
|
Ситуация, сложившаяся вокруг ОАО ГАЗ, в последнее время достигла «точки кипения». Заинтересованные стороны по-разному представляли публике ту или иную сторону обстановки, сложившейся вокруг крупного предприятия. Часть обывателей сразу смекнули, что идет закулисная дележка предприятия, другие приняли одну из версий, а третьи уже не верят никому... Сегодня мы хотели бы не делать далеко идущих выводов и просто предложить вам поразмышлять над приведенными ниже фактами и суждениями, высказанными влиятельными и уважаемыми представителями общества. Несмотря на то, что это происходит в России, а не в Беларуси, картина складывается весьма поучительная. У нас ведь тоже есть заводы, которые выпускают автомобили... Куда уходит прибыль? Первый серьезный аргумент в дискуссии привели налоговики. ОАО ГАЗ, крупнейшее автопредприятие России, в нынешнем году из месяца в месяц платит в местную казну в 5 раз меньше, чем в предыдущем. И это при том, что поступления в доходную часть местной казны на 40% зависят именно от этого промышленного гиганта. В течение пяти лет на ГАЗе отмечается впечатляющий рост производства. За первые 8 месяцев ГАЗ выпустил товарной продукции почти на Rur 18,2 млрд, что на 2% больше, чем за тот же период прошлого года. Существенно увеличен выпуск и столь популярных сейчас микроавтобусов — по сравнению с аналогичным периодом 1999 года их производство выросло почти на 14%. Это — с одной стороны. С другой — рентабельность предприятия лишь за первый квартал непостижимым образом скатилась с 21,3 до 2%. Прибыль ГАЗа от продаж за первые 6 месяцев текущего года упала в 5, а чистая прибыль — в 37 раз! Мало того, долги предприятия перед федеральным бюджетом вплотную приблизились к миллиарду рублей, а стремительно возрастающая общая сумма кредиторской задолженности достигла Rur 9,2 млрд. Такое положение дел породило среди акционеров серьезные опасения, что ГАЗ намеренно ведут к банкротству, чтобы через эту не раз апробированную на многих промышленных объектах России процедуру радикально изменить состав его собственников. При довольно высоком спросе на «Волги», «Газели», «Соболи» дивиденды по акциям завода, значительная часть которых принадлежит членам трудового коллектива, так ни разу и не выплачивались! В налоговых органах с большой долей уверенности предположили, что положенные государству денежки утекают в некую черную дыру, каковую, по их мнению, являет собой созданное руководством ГАЗа хитросплетение дилерской сети. Продукцию предприятия более чем в 150 городах России представляют генеральные дилеры и торговые агенты, деятельность которых призваны координировать 12 региональных дирекций по маркетингу и сбыту. Формально числясь структурными подразделениями автозавода, они, по сути, функционируют как самостоятельные компании, и именно поэтому налоговики подозревали, что прибыль ГАЗа оседает на счетах частных фирм. По информации агентства РБК, «таких облепивших автогигант на Волге фирм и фирмочек насчитывается до двух с половиной сотен, и каждая из них вольготно и безбоязненно накидывает на цены поставляемых ему материалов и комплектующих до 80%, вопросов о том, кто на самом деле управляет ГАЗом, не возникает». С другой стороны поступает информация, что кредитный комитет Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) дал согласие на реструктуризацию задолженности ОАО ГАЗ и еще раз подтвердил свою заинтересованность в поддержании долговременных отношений с автозаводом. Немцов знает все... Далее следует заявление от бывшего губернатора области, а ныне депутата Государственной думы Бориса Немцова: «Сейчас идет жесточайшая борьба за собственность на ГАЗе, в которой участвуют крупные финансовые и промышленные структуры. Постановление о реструктуризации задолженности ОАО ГАЗ в федеральный бюджет позволило кое-что сгладить, но это не все решает», — цитирует Немцова «Нижегородское телеграфное агентство». Борис Немцов на днях подтвердил, что «в настоящее время крупный пакет акций прямо или косвенно контролируется руководством ГАЗа и значительный пакет акций находится у группы «Сибирский алюминий». Сейчас идет борьба за обладание еще 10% акций автозавода (они находятся у «Автобанка») — они-то и обеспечат владельцу контроль над предприятием». Немцов также сообщил, что встречался и с главой группы «Сибирский алюминий» Олегом Дерипаской, и с президентом ГАЗа Николаем Пугиным и что «они настроены на спокойное развитие событий». Между тем эксперты не исключают вероятности «неспокойного» сценария. По мнению наблюдателей, чтобы заставить ГАЗ быть сговорчивее, «Сибирский алюминий» может скупить акции Заволжского моторного завода (ЗМЗ), производящего двигатели для газовских автомобилей. Гендиректор ЗМЗ А. Минеев подтвердил газете «Время новостей», что акции завода у рабочих предприятия действительно скупают, но отказался сообщить, кто. Он обсуждал этот вопрос с гендиректором ГАЗа Пугиным и заверил последнего, что контрольный пакет акций моторного завода (более 60%) по-прежнему находится в руках его руководителей, специалистов и трудового коллектива, а также «дружественных» предпринимателей. После завоевания контроля над Павловским автобусным заводом (ПАЗ) группа «Сибирский алюминий» еще ни разу открыто не заявляла о своем интересе к ГАЗу. В том, что дальнейшие планы «Сибала» рассекретил именно Б. Немцов, наблюдатели увидели поддержку группы со стороны влиятельного в области лица — бывшего губернатора, а ныне депутата Госдумы. Так, Борис Немцов открыто заявил, что с приходом Дерипаски на ПАЗе произошли позитивные изменения: «предприятию обеспечена нормальная загрузка, разобрались с долгами завода, рабочим выплачивается зарплата». Правда, Немцов признал, что ПАЗ и ГАЗ — предприятия разнокалиберные. У последнего, помимо долгов, много проблем — и обновление оборудования, и социальная сфера, и совместное предприятие с Fiat. «Группа Дерипаски никогда с такими проблемами не сталкивалась, — заметил Борис Немцов и заключил: — Он может стать русским Фордом, а может и опростоволоситься». Кто выкупит долги? На днях представители ЕБРР вновь официально опровергли информацию о том, что банк планирует продать долг Горьков-ского автозавода. Тем не менее само по себе подобное заявление свидетельствует о том, что банк, видимо, получал предложение о такой сделке. Это говорит о проявлении инвесторами интереса к автозаводу. А не так давно премьер РФ Михаил Касьянов подписал постановление о реструктуризации задолженности ОАО ГАЗ перед федеральным бюджетом в размере Rur 643,8 млн без учета пени. Аналитики предположили, что это поднимет инвестиционную привлекательность предприятия. Об истинных намерениях ОАО ГАЗ говорил в своем обращении к акционерам директор предприятия Николай Пугин. «Руководство автозавода хотело бы еще раз подчеркнуть, что никакая конвертация долга не может иметь места без одобрения квалифицированным большинством акционеров. Более того, какая бы стратегия реструктуризации ни была выбрана как предпочтительная, она будет предварительно согласована со всеми заинтересованными сторонами, — заявил Пугин. — С этой точки зрения упомянутые в СМИ интерпретации мотивов и намерений ОАО ГАЗ при определении путей реструктуризации кредита безосновательны и явно тенденциозны». Общество внимательно следит за развитием событий вокруг ОАО ГАЗ. На глазах у всего бывшего СССР (да и мира) разворачивается картина уникального по масштабам перераспределения некогда государственной собственности. Позволит ли государство российское олигархам в очередной раз взять верх над собой или на сей раз последует тот самый «решительный укорот», которого так ждут от новой российской власти? Будем ждать официальных сообщений. «Операция ГАЗ»: продолжение следует… Мы продолжаем с интересом следить за новыми поворотами «сюжета» в деле о приобретении «Сибалом» акций крупнейшего автопроизводителя РФ и всеми вытекающими оттуда последствиями. Встречи на высшем уровне В середине ноября состоялась встреча представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко и президента ОАО ГАЗ Николая Пугина. Как стало известно, одной из тем разговора была структура управления предприятием в новых условиях. Кириенко предложил Пугину на рассмотрение новую систему управления нижегородским автогигантом, учитывающую интересы всех владельцев и кредиторов завода. Затем состоялась первая встреча президента группы «Сибирский алюминий» Олега Дерипаски с Николаем Пугиным. Как заявил советник президента ГАЗа Геннадий Суворов, «Сибал» пока не предоставил руководству автозавода выписку из реестра акционеров, но похоже, что группа действительно имеет самый крупный, блокирующий, пакет акций». После встречи с Пугиным Дерипаска встретился с Кириенко. На встрече обсуждалась «структура управления предприятием в новых условиях». Исходя из проведенных встреч на высшем уровне, большинство наблюдателей сошлись на том, что стороны, проведя консультации с представителями власти, достигли некоего компромисса. И управление предприятием, скорее всего, будет осуществляться совместными усилиями менеджеров «Сибала» и нынешнего руководства. Официальные заявления Руководитель ГАЗа Николай Пугин выразил желание сотрудничать с новыми акционерами предприятия из группы «Сибирский алюминий». «Надеюсь, что нынешние собственники ГАЗа в отличие от предыдущих, будут инвестировать в развитие завода, и это благотворно скажется на его работе», — заявил Пугин на очередном заседании совета директоров. А ведь еще недавно, в середине ноября, и Пугин, и Дерипаска дружно открещивались от информации о приобретении «Сибалом» блокирующего пакета акций ГАЗа. Тревожное ожидание перемен Само по себе появление крупного акционера с большими финансовыми возможностями автопредприятию только на пользу. Вопрос в том, какой будет политика нового собственника. С одной стороны, есть опыт ПАЗа, контрольным пакетом которого теперь владеет «Сибал». С его приходом были пополнены оборотные средства предприятия, запущено новое производство больших автобусов, готовится инвестиционная программа на ближайшие 2-3 года. Директор департамента корпоративных отношений «Сибала» Андрей Константинов, общаясь с журналистами, особо подчеркивал, что группа «Сибирский алюминий» — цивилизованная компания: «Мы считаем, что самые правильные отношения с заводом — акционерные. Вся история группы говорит о том, что она приходит на завод не для того, чтобы выкачать остатки, бросить и уйти. Чтобы группа получала прибыль, предприятие должно работать. А для этого здесь должны быть современное оборудование, квалифицированные работники, нормальная зарплата». Но какими же будут следующие шаги нового собственника в действительности? В одном из сообщений на прошлой неделе промелькнула фраза о том, что «цели компании прозрачны: создать автомобиль, которым россияне смогут гордиться». Но это отнюдь не исключает такого развития событий, когда перспективные производства выделят в отдельную финансовую структуру, а производственный комплекс, обремененный долгами, просто-напросто обанкротят. Неизбежное следствие этого — тысячи, а то и десятки тысяч безработных, которые станут «головной болью» местных властей. Некоторую надежду на то, что этого все же не произойдет, вселяет информация нижегородского губернатора Ивана Склярова о том, что готовится соглашение о социальном партнерстве между администрацией области и группой «Сибирский алюминий». Один из пунктов этого соглашения предусматривает обязательное сохранение рабочих мест. Правда, пока это касается только ПАЗа. Что дальше? Из разных источников стало известно, что «Сибалом» сейчас разрабатывается концепция развития ГАЗа на длительный период.В частности, предполагается значительное сокращение морально устаревших моделей, имеющих к тому же высокую себестоимость. Будет разработан и поставлен на конвейер конкурентоспособный автомобиль с приемлемой для потенциальных потребителей ценой и мировым качеством сборки и комплектующих. Комментируя появившиеся недавно в российской прессе слухи о серьезных изменениях, которые уже в ближайшее время могут последовать на Горьковском автозаводе, представитель «Сибирского алюминия» сказал: «Мы не планируем предпринимать никаких радикальных шагов. Мы не хотим дестабилизировать ситуацию. Все решения будут приниматься совместно с правлением компании». В завершение отметим, что лихорадка со сменой собственников на ГАЗе отразилась на белорусском сборочном предприятии «Белгазавтосервис» (подробнее см. в «БДГ» от 29 ноября с.г., с.12). Интересно, что причиной приостановки производства руководитель «Белгазавтосервиса» назвал «неконкурентоспособную цену автомобилей белорусской сборки с готовой продукцией головного предприятия». В свете намерений «Сибала» снять с производства «выпускаемые сегодня автомобили, себестоимость которых слишком высока» будущее белорусского партнера ГАЗа представляется не очень радостным… Последние дни президента ГА3а сочтены «Сибирским алюминием» Вчера на совете директоров ГАЗа состоялась фактическая передача власти группе «Сибирский алюминий». На специально созданные должности в правлении ГАЗа были назначены менеджеры «Сибала» во главе с Виктором Беляевым. Не исключено, что уже 20 января на внеочередном собрании акционеров он займет пост президента ГАЗа. Как и прогнозировал „Ъ", кадровые перестановки на ГАЗе не заставили себя долго ждать. Вчера совет директоров автозавода одобрил приказ президента ГАЗа Николая Пугина и назначил в правление пятерых менеджеров, представляющих нового совладельца завода — группу «Сибирский алюминий». Возглавил «алюминиевую» команду вице-президент «Сибала» Виктор Беляев, назначенный вчера гендиректором ГАЗа. Кроме него трудиться в автопроме теперь будут Светлана Соколова, которой предстоит курировать на ГАЗе блок финансово-экономических вопросов, Виктор Масленников — отвечает за сбыт продукции, Фаис Хасанов — курирует закупки материалов и комплектующих, и Аркадий Саркисян в должности директора по общим вопросам. Таким образом, менеджеры «Сибирского алюминия» заняли все ключевые посты на предприятии, а люди Николая Пугина от управления фактически отстранены. Вчера глава «Сибала» Олег Дерипаска заявил журналистам информационных агентств, что никаких кадровых чисток за новыми назначениями не последует. Заметим, что подобные заявления делались каждый раз, когда «Сибирский алюминий» или его дочерняя структура «Русский алюминий» устанавливали контроль над тем или иным предприятием. События, которые развивались впоследствии, опровергали эти заявления. Господин Дерипаска прав лишь отчасти — «усиленный» менеджерский состав проработает без перестановок до 20 января 2001 года. На эту дату назначено проведение собрания акционеров. Как вчера сообщил корреспонденту „Ъ" руководитель пресс-службы «Сибирского алюминия» Алексей Дробашенко, в повестке дня внеочередного собрания три пункта: утверждение нового устава АО, переизбрание совета директоров и переизбрание единоличного исполнительного органа, то есть президента. Представители «Си-бала» утверждают, что этот пост останется за Николаем Пугиным — мол, на этот счет есть «устная договоренность господ Пугина и Дерипаски». Непонятно тогда, зачем вносить этот пункт в повестку собрания. По данным „Ъ", неоднозначность в вопросе кандидатуры президента ГАЗа связана с тем, что «Сибирский алюминий» не уверен в том, что сможет провести нужное решение через собрание акционеров. У ГАЗа очень много мелких акционеров, и можно лишь прогнозировать, как распределятся их голоса. Сами акционеры и номинальные держатели отказываются комментировать возможный исход собрания акционеров, как, впрочем, и нынешние размеры собственных пакетов акций ГАЗа. Они будут известны 5 декабря, когда будет подготовлен новый реестр акционеров предприятия. АЛЕНА СЕРГЕЕВА, Нижний Новгород; РОМАН ЖУК, СЕБАСТЬЯН КОЗИЦЫН
Источник "Белорусская деловая газета", январь 2002 г.
|
|
|