Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Правовое регулирование банкротства субъектов хозяйствования
 
АЛЕКСАНДР МИРОНИЧЕНКО,
заведующий сектором управления законодательства и международных отношений Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
До 1991 года экономика Республики Беларусь строилась на принципах жесткого планового управления и национальное право не включало понятия «банкротство».
В связи с проводимыми в республике экономическими и правовыми реформами, направленными переход к формированию цивилизованого механизма хозяйствования, после возглашения в 1990 году независимое и суверенитета, в Республике Беларусь был разработан план и введен в действие пакет законодательных актов, регулирующих новые правоотношения между субъектами хозяйствования. В их числе 30 мая 1991 года в Республике Беларусь был принят первый в странах СНГ Закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве».
С этого времени в национальном белорусском праве берет начало специфический гражданско-правовой институт, регулирующий отношения, возникающие в результате и в связи с абсолютной неплатежеспособностью должников. Это один из самых значительных, объемных и сложных институтов гражданского и коммерческого (торгового) права всех развитых стран, который образуется целым комплексом норм материального и процессуального характера, — банкротство, или несостоятельность, или конкурсное право.
Начиная с этого номера, читатели нашего журнала смогут познакомиться с основными вопросами становления и развития законодательства о банкротстве как в Республике Беларусь, так и в других государствах. При этом следует подчеркнуть, что в любой цивилизованной стране с развитой экономикой конкурсное право является одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений.
Публикуя этот материал, мы надеемся на отклики читателей по затронутой проблеме.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
В ходе исторического развития сложилось так, что главным источником правового регулирования банкротства был и до настоящего времени для большинства государств остается закон.
Первые законы о банкротстве относятся к середине XVI века. Законодательство того времени отличалось превентивностью воздействия на коммерческие правоотношения, что определялось жесткими нормами уголовного характера. Однако даже самые жесткие санкции, применяемые к экономически несостоятельным должникам, не могли предотвратить новых банкротств. Более того, должники, под страхом уголовного наказания, продолжая коммерческую деятельность, все более ухудшали положение своих кредиторов.
Постепенно количество норм гражданско-правового характера увеличивалось, законодательство становилось все более «цивильным», при этом существенно изменялись и цели законодательства о банкротстве. Уже в начале текущего столетия основной целью рассматриваемого законодательства было, в первую очередь, обращение имущества банкрота в наличные деньги для распределения их между кредиторами, а затем освобождение добросовестного должника от бремени задолженностей и предоставление ему возможности вновь начать хозяйственную деятельность без обязательств и долгов, возникших из-за предыдущей коммерческой неудачи.
В настоящее время зарубежное законодательство предусматривает широкий комплекс норм, направленных на сохранение предприятия должника путем изменения системы управления предприятием, предоставления рассрочки и отсрочки платежа.
На пути к достижению этих приоритетных целей современное законодательство, используя в разных странах различные юридические и технические приемы, решает ряд практически важных вопросов:
1) охрана интересов кредиторов от недобросовестных действий должника;
2) охрана интересов одних кредиторов от недобросовестных действий других кредиторов;
3) охрана интересов должника от недобросовестных действий его кредиторов.
Банкротство является одним из немногих институтов гражданского и коммерческого права, в регулировании и развитии которого законодательные органы всех стран сыграли решающую роль и в настоящее время проявляют чрезвычайную активность. Как отмечает американский ученый-юрист Г. Ласк, «после каждой серьезной депрессии сенат Соединенных Штатов вновь изучал законодательство о несостоятельности».
Одним из старейших среди национальных правовых систем является институт конкурсного права Германии, основа которого была заложена принятием Конкурсного устава (ГКУ) 2 декабря 1877 года, что явилось результатом кодификационной работы, проводившейся в течение семи лет. Конкурсный устав с введением в действие гражданского и торгового уложений в результате доработки претерпел в 1898 году некоторые изменения, которые существенно не затронули основные положения закона. После изменений число параграфов увеличилось с 214 до 244.
В течение XX века было принято более 20 законов, в той или иной степени изменивших или дополнивших текст более 50 параграфов ГКУ. В 1935 году вступил в действие закон о мировых сделках. В 1976 году была отменена книга 3 ГКУ, содержащая уголовно-правовые постановления. В настоящее время в Германии проводятся широкомасштабные работы по проведению новой реформы законодательства о банкротстве, несмотря на то, что немецкий институт конкурсного права общепризнан учеными-юристами как наиболее точный и отработанный.
В Англии закон о банкротствах (Bankruptcy Act of 1914) был принят в 1914 году, что явилось итогом развития законодательства и судебной практики. Первые поправки в этот закон были внесены уже в 1926 году. В 1976 и 1985 годах английское законодательство о банкротстве претерпело существенные изменения. Однако уже в 1986 году была проведена крупная реформа конкурсного законодательства, сравнимая по масштабу с реформой 1914 года. В результате был принят новый закон о неплатежеспособности 1986 года (Insolvency Act of 1986), который полностью отменил закон о банкротствах 1914 года, а также все положения закона о компаниях 1985 года в части, касающейся прекращения деятельности компаний. Закон о неплатежеспособности 1986 года в настоящее время является основным источником регулирования связанных с банкротством правоотношений в Англии. В Швейцарии конкурсное право базируется на федеральном законе об исполнительном производстве 1889 года.
Во Франции двухлетняя работа по реформе законодательства была завершена в 1985 году принятием закона № 85-98 о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке, декрета № 85-1388 о восстановлении предприятия и ликвидации его имущества в судебном порядке и закона о конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий. В настоящее время эти акты являются основными источниками национального французского конкурсного права.
В США правовое регулирование вопросов банкротства отнесено к компетенции конгресса. В XX веке законодательство о банкротстве США имело в своей основе федеральный закон 1898 года, в который вносилось очень много поправок, что привело к нарушению структуры данного законодательного акта. В связи с этим в 1970 году была начата подготовка к реформе законодательства о банкротстве, которая завершилась принятием закона № 95-598-Bankruptcy Act, явившегося полной новеллой и вступившего в силу с 1 октября 1979 года. Закон 1979 года обладает сложной структурой и предусматривает многовариантность процессуальных возможностей урегулирования проблемы неплатежеспособности в зависимости от круга субъектов. Кроме того, в новом законе проявились тенденции, направленные на отход от традиционных категорий англо-саксонского права и сближение с законодательством континентальной Европы.
В Республике Беларусь за годы, прошедшие со времени принятия 30 мая 1991 года Закона «Об экономической несостоятельности и банкротстве» и положений «О порядке деятельности экспертов и доверенных лиц в случае экономической несостоятельности или банкротства субъектов хозяйствования» и «Об условиях оплаты труда экспертов и доверенных лиц в случае экономической несостоятельности или банкротства субъектов хозяйствования», утвержденных постановлением Совета Министров от 21 октября 1991 года № 390, в развитие Закона, были приняты новая Конституция, ряд других законодательных и подзаконных актов, направленных на создание цивилизованной рыночной экономики, которые не нашли должного отражения в нормах республиканского конкурсного законодательства.
К сожалению, указанный Закон носит упрощенный, декларативный характер и состоит из 46 статей, не содержит достаточной регламентации процедуры урегулирования взаимоотношений между субъектами хозяйствования и кредиторами, а также процедуры банкротства. Практическое применение действующего закона хозяйственными судами Республики Беларусь показало, что он имеет целый ряд существенных недостатков, которые не позволяют в современных условиях должным образом осуществлять производство по делам о банкротстве субъектов хозяйствования.
При этом до начала 1995 года не было рассмотрено по существу ни одного дела, связанного с экономической несостоятельностью и банкротством, возбужденного в хозяйственных судах Республики Беларусь.
Так, например, в хозяйственном суде Минской области в 1994 году возбуждено 7 дел данной категории. По одному из этих дел иск оставлен без рассмотрения. Производство по другому —приостановлено ввиду невозможности проведения экспертизы финансово-хозяйственной деятельности. В ходе рассмотрения остальных дел истцы заявили об отказе от исков, в результате чего производство было прекращено.
В этой связи Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь в порядке принадлежащей ему законодательной инициативы разработан и 4 января 1995 года внесен на рассмотрение Верховного Совета Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О банкротстве». Законопроект состоит из 117 статей и построен на принципиально новой для стран СНГ концептуальной основе с учетом передового опыта зарубежного конкурсного права и условий, характеризующих нынешнее состояние белорусской экономики.
В основу проекта положены следующие принципы:
универсальность правовых норм применительно к субъектам хозяйствования всех форм собственности;
предельно четкое определение сторон и других участников конкурсного процесса, их прав и обязанностей;
дуализм применительно к процедуре подачи заявления об объявлении банкротства;
подробная регламентация всех процессуальных действий;
максимальный с процессуальной точки зрения демократизм по отношению к действиям должников и кредиторов;
всеобъемлющий и систематический контроль со стороны хозяйственных судов за действием сторон и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве;
наличие института административных управляющих на всех этапах процесса;
широкая гласность конкурсного процесса через республиканские средства массовой информации;
возможность проведения процедуры санации — продолжения деятельности банкрота — юридического лица;
гарантированность от злоупотреблений со стороны должника и управляющих при распоряжении имуществом банкрота;
наличие четкой регламентации сроков, в течение которых возможно совершение тех или иных действий сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве;
определение порядка формирования имущества банкрота, введение понятия и процедуры получения имущества в порядке обратного требования, установление категории лиц, близких к должнику;
наличие гарантий со стороны государства по социальной защите прав работников банкрота;
регламентация порядка защиты требований кредиторов, продажи и раздела имущества банкрота и
Согласно проекту Закон «О банкротстве» будет служить основой республиканского конкурсного законодательства, которое в дальнейшем должно пополниться рядом законодательных актов, предусматривающих особенности банкротства страховых организаций и банков, а также сокращенный порядок производства по делам о банкротстве. Должны быть также подготовлены отдельные положения об управляющем, о санации, регламент общего собрания кредиторов.
Необходимо подчеркнуть, что указанный законопроект разработан Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь наряду с альтернативным проектом Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности, банкротстве», подготовленным Министерством экономики согласно программы Правительства Республики Беларусь. Комиссией Верховного Совета по экономической реформе, достижению экономической самостоятельности и суверенитета республики оба варианта были тщательно изучены и принят за основу проект Закона «О банкротстве», который с учетом ряда замечаний и предложений, поступивших от различных организаций, в установленном порядке представлен на рассмотрение сессии Верховного Совета Республики Беларусь.
Таким образом, в настоящее время в Республике Беларусь наблюдается активный процесс формирования норм конкурсного законодательства, призванных выполнять одну из основных функций по регулированию государственной экономической системы, которую никакие другие механизмы управления обеспечить не могут. При этом указанные нормы должны отвечать жестким требованиям мировой системы хозяйствования с учетом объективных национальных особенностей.

2. ПОНЯТИЕ БАНКРОТСТВА
В гражданском, торговом обороте часто возникают ситуации, в которых отдельные участники оказываются не в состоянии исполнить свои обязательства, особенно денежного характера.
Неплатежеспособность может быть вызвана отсутствием или нехваткой наличных средств, которыми должник мог бы распорядиться на момент наступления срока платежа, но такие средства у должника появятся, когда он, будучи кредитором в других правоотношениях, получит удовлетворение своих требований. Хотя в данный конкретный момент времени должник неплатежеспособен, но при составлении баланса его имущества на этот момент имеет место превышение актива над пассивом. Такое состояние имущества неплатежеспособного должника называют практической неплатежеспособностью, и проблема ее разрешения часто бывает вопросом времени, а для принудительного исполнения должником своих обязательств бывает достаточным применения норм гражданского права, регулирующих вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.
Иначе складывается ситуация, если в имуществе должника обнаруживается превышение пассива над активом и при обычном ведении дел должник не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил. Должник впал в состояние неплатежеспособности, которая по своему характеру абсолютна.
Так, под банкротством понимается удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. Очень часто в литературе в качестве синонима термина «банкротство» употребляется слово «несостоятельность».
Согласно Закону Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» от 30 мая 1991 года экономическая несостоятельность определяется как удостоверенная судом неспособность субъекта хозяйствования оплатить предъявленные финансовые документы. Процедура производства по делу об экономической несостоятельности должна предшествовать судебному разбирательству по делу о банкротстве, если с заявлением о своем банкротстве выступает не сам должник.
По Закону 1991 года под банкротством понимается удостоверенная судом полная неплатежеспособность субъекта хозяйствования. При этом
законодателем не были определены критерии «полной» неплатежеспособности.
Производство по делу об экономической несостоятельности осуществляется с целью урегулирования взаимоотношений субъекта хозяйствования и кредиторов, предоставления права субъекту хозяйствования продолжить свою деятельность. Целью же судебного разбирательства по делу о банкротстве является максимально возможное удовлетворение претензий кредиторов, ликвидация неплатежеспособных субъектов хозяйствования, объявление должника свободным от долгов.
Согласно статистике развитых стран, 95 % всех дел конкурсного производства заканчивается ликвидацией должника — субъекта хозяйствования, несмотря на активную политику государств, направленную на поддержку экономически несостоятельных должников. В этой связи видится нецелесообразным выделение разбирательства, связанного с экономической несостоятельностью, в отдельное конкурсное производство, через которое должно проходить большинство связанных с банкротством дел, что в мировой законодательной практике встречается крайне редко. Кроме того, такое деление не позволяет должным образом обеспечить сохранение имущества должника и защиту интересов кредиторов, осложняет судебное разбирательство, вносит целый ряд процессуальных неясностей, не регламентированных законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с разработанным Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь проектом Закона «О банкротстве» конкурсное производство носит единый характер и осуществляется с целью урегулирования взаимоотношений продолжающего деятельность субъекта хозяйствования и его кредиторов, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности - максимально возможное удовлетворение требований кредиторов, ликвидация юридического лица — банкрота, освобождение физического лица от долгов.
Таким образом, под банкротством следует понимать установленную хозяйственным судом экономическую несостоятельность субъекта хозяйствования, его неплатежеспособность по долговым обязательствам, которая не носит временного характера. При этом имеется ввиду, что все дела данной категории в Республике Беларусь рассматриваются хозяйственными судами.

3. СУБЪЕКТЫ БАНКРОТСТВА
Необходимо отметить, что институт банкротства начал развиваться в средние века прежде всего как институт торгового права. Субъектами законодательства о банкротстве являлись физические лица, занимающиеся торговлей. Когда на смену индивидуальным предпринимателям пришли их объединения — торговые товарищества, специальное законодательство начинает распространяться и на юридических лиц торгового права, прежде всего на акционерные общества.
До настоящего времени вопрос о круге субъектов конкурсного производства в разных странах решается неоднозначно.
В Германии в качестве субъектов конкурсного права могут выступать любые лица (физические и юридические), независимо от предмета их деятельности и коммерческого статуса, но согласно параграфу 102 ГКУ «оказавшиеся неспособными платить долги». Необходимо подчеркнуть, что коммерсант может быть объявлен банкротом независимо от правовой формы ведения предпринимательской деятельности. Под действие ГКУ (параграф 209) подпадают также и те торговые товарищества, которые по общему правилу не признаются правосубъектными.
Аналогично вопрос урегулирован и французским правом. Так, согласно закону № 85-98 процедура восстановления может применяться к любому коммерсанту, ремесленнику, юридическому лицу частного права.
Английский закон о несостоятельности 1986 года распространяется на физических лиц и компании, зарегистрированные в соответствии с законами о компаниях 1980 и 1985 годов, за исключением страховых компаний, правовое положение которых урегулировано законом о страховых компаниях 1982 года, банков и иных банковских институтов, создаваемых и осуществляющих свою деятельность на основании закона о банках 1979 года.
Среди субъектов, в отношении которых действует английское законодательство о банкротстве, закон о несостоятельности 1986 года упоминает и так называемые «незарегистрированные компании», под которыми понимаются любые сберегательные банки, действующие на условиях доверительной собственности, любые товарищества, независимо от характера собственности, любые ассоциации, за исключением железнодорожных компаний, инкорпорированных на основании специального акта парламента, а также компании, зарегистрированные в соответствии с законом об акционерных компаниях или законодательства, относящегося к компаниям Великобритании. Такие компании могут быть ликвидированы только в случае нахождения основного места ведения предпринимательской деятельности в Англии, Уэльсе или Шотландии.
В США после проведенной в 1979 году реформы произошло расширение круга субъектов. Банкротами могут быть объявлены физические лица, товарищества и корпорации. Не подпадают под действие закона банковские и страховые корпорации, строительные, кредитные учреждения и союзы. Для железнодорожных корпораций предусмотрена специальная реорганизационная процедура. Ныне действующий закон распространяется и на муниципальные организации. В отдельную группу субъектов выделены брокеры фондовых и товарных бирж, для которых также предусмотрена специальная процедура урегулирования. Что касается физических лиц, то отдельную категорию составляют лица с постоянным доходом, для урегулирования долгов которых предусмотрена особая процедура.
Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» 1991 года распространяется на имущественные отношения юридических и физических лиц, занимающихся на территории Республики Беларусь хозяйственной деятельностью независимо от форм собственности, включая субъектов хозяйствования иностранных государств.
Проектом Закона Республики Беларусь «О банкротстве» этот предельно широкий круг субъектов сужается за счет юридических лиц, деятельность которых регламентируется специальным законодательством, в частности, банков и страховых организаций. Особенности объявления банкротами этих должников предполагается регулировать отдельными законодательными актами. При этом круг субъектов, не подпадающих под действие названного проекта, не является исчерпывающим, так как в процессе применения нового законодательства, регулирующего связанные с банкротством правоотношения, может возникнуть необходимость в специальной регламентации процедуры конкурсного производства для отдельных групп юридических и физических лиц.

4. ОТКРЫТИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В ходе исторического развития в мировой практике сложилось пять способов начала производства по делам о банкротстве: по ходатайству кредиторов; по ходатайству должника; по ходатайству других лиц; по решению суда; по требованию прокурора.
По ходатайству кредиторов начинается абсолютное большинство дел в судах развитых стран в связи с несостоятельностью, поскольку кредитор является главным заинтересованным лицом в начале производства. По общему правилу заявлять ходатайство вправе только личные кредиторы, которые имеют необеспеченные требования. Кредиторы же по обеспеченным требованиям лишены такого права, но в некоторых случаях кредитор с обеспеченным правом требования может ходатайствовать о начале производства, а именно:
1) если он в ходатайстве откажется от своих прав по обеспечению его требований в пользу всех кредиторов в случае объявления должника банкротом;
2) если реализация права, вытекающего из обеспечения, не дала ему полного удовлетворения, причем в Англии и США заявление ходатайства допускается, если требование должника в непогашенной части не менее минимального установленного в законе размера.
По ходатайству должника начинается производство, если должник, понимая, что состояние его дела не позволяет ему погасить свои обязательства, по своей инициативе прибегает к защите законодательства о несостоятельности, подав в суд ходатайство о начале конкурсного производства или другой предусмотренной законом процедуры.
В настоящее время законодательство всех развитых стран включает возможность начала производства по делам о банкротстве по ходатайству должника, а статья 4 французского закона № 85-98 от 25 января 1985 года обязывает всех прекративших платежи коммерсантов, ремесленников и всех юридических лиц частного права, даже не являющихся коммерсантами, в течение двух недель подать ходатайство в суд о начале конкурсного производства.
По закону Республики Беларусь 1991 года «Об экономической несостоятельности и банкротстве» производство по делам об экономической несостоятельности возбуждается: по заявлению кредитора, по заявлению субъекта хозяйствования о своей экономической несостоятельности.
Согласно вышеуказанному проекту Закона Республики Беларусь «О банкротстве» круг заявителей также состоит из кредиторов и должников, как сторон, непосредственно заинтересованных в конкурсном производстве, которые имеют исключительное право на подачу ходатайства об объявлении банкротства, при этом в случае смерти должника или кредитора заявление может быть подано наследником или хранителем наследственного имущества.
В некоторых национальных правовых системах производство по делам о банкротстве может быть начато также по ходатайству других лиц. К их числу законы относят ликвидаторов, обладающих в ходе ликвидации акционерного общества, компании или другого товарищества правом заявлять ходатайство о начале конкурсного производства над имуществом своей фирмы, если в ходе ликвидации окажется, что акционерное общество или другое товарищество не способно платить долги и размер имущества общества меньше его долгов.
Согласно новому законопроекту Республики Беларусь производство по делу об объявлении банкротом юридического лица может быть возбуждено также по заявлению его собственника либо лиц, уполномоченных собственником, действующим законодательством Республики Беларусь или учредительными документами.
Начало производства в связи с несостоятельностью по инициативе суда в настоящее время в законодательстве развитых стран явление крайне редкое. Объявление несостоятельности по инициативе суда представляет собой исключение как в гражданском процессуальном праве, где предусмотрен исковой порядок начала производства, так и в уголовном процессе, когда для возбуждения уголовного преследования требуется заявление потерпевшего или соответствующее процессуальное действие прокуратуры.
Однако такая возможность возбуждения производства по инициативе суда предусмотрена в отдельных случаях правом Франции и Англии, где суд возбуждает дело о начале конкурсного производства, если есть основания считать, что нарушены интересы публичного порядка, или того требуют интересы кредиторов, или компания неизбежно станет неплатежеспособной.
Правом Франции установлена также возможность начала производства в связи с банкротством по требованию прокурора республики, при этом прокуратура является единственным посредником между предприятием и заинтересованными государственными органами - казной, министерством экономики и другими.
В условиях Республики Беларусь ни Закон 1991 года, ни проект Закона «О банкротстве» не дают права хозяйственному суду по собственной инициативе, а также прокурору возбуждать производство по делам о несостоятельности. Данное положение объясняется стремлением к демократизации конкурсного производства в Республике Беларусь, отходом от силовых методов государственной власти и управления, расширением прав участников процесса.
Ходатайство о начале конкурсного производства, заявляемое как кредиторами, так и должниками, должно быть подано в надлежащий суд, которому подсудно и подведомственно рассмотрение дел такой категории. Дела о несостоятельности в Республике Беларусь подлежат рассмотрению в хозяйственном суде по месту нахождения должника.
Другие страны в зависимости от решения данной проблемы можно объединить в три группы, в каждой из которых дела подведомственны: всем гражданским судам (ФРГ); главным образом коммерческим и некоторым гражданским судам (Франция); специальным судам по делам о несостоятельности (Англия, США).
Во всех национальных правовых системах предусмотрено, что ходатайство в суд о начале производства в связи с банкротством подается письменно в установленной форме. Если ходатайство подается должником, то он обязан при подаче документов предоставить суду список всех кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, опись своего имущества, виды и размер предоставленного по долговым обязательствам обеспечения, специальную резолюцию об урегулировании или ликвидации — в зависимости от намерения должника продолжить деятельность предприятия после улучшения его экономического положения или прекратить деятельность юридического лица с ликвидацией имущества, а также иную необходимую информацию.
По действующему с 1991 года в Республике Беларусь Закону «Об экономической несостоятельности и банкротстве» такой список подается доверенному лицу, назначаемому хозяйственным судом. При подаче субъектом хозяйствования заявления в хозяйственный суд об открытии конкурсного производства необходимо также решение собственника, а для государственных предприятий — и решение совета ( правления); для предприятий, основанных на коллективной собственности, для совместных предприятий и предприятий, основанных на смешанной форме собственности, — решение собственников, владеющих не менее чем двумя третями стоимости имущества предприятия. При этом о решении субъекта хозяйствования подать заявление в суд в связи с началом производства уведомляется трудовой коллектив.
В случае, когда должник желает урегулировать свои взаимоотношения с кредиторами и иными заинтересованными в деле лицами путем реализации специального плана урегулирования с целью улучшения экономического положения предприятия, ходатайство о начале конкурсного производства должно содержать план такого урегулирования.
Республиканское законодательство не содержит еще каких-либо требований к подаваемым ходатайствам. Между тем, законами ряда стран предусматривается обязательное условие при подаче заявления в суд кредитором: предоставление суду данных, подтверждающих prima facie его требование к должнику (основание и размер требования, вид ценной бумаги, из которой следует такое требование) и сообщение о неоплатности такого требования.
Между датой принятия дела к производству и первым слушанием ходатайства в соответствии с законодательством о банкротстве ряда стран, как правило, проходит около недели. Если же обстоятельства позволяют, то слушание может быть назначено и на более ранние сроки. Стороны могут просить и об отсрочке слушания, но суды большинства государств очень настороженно относятся ко всякой отсрочке, подозревая неплатежеспособного должника в намерении «выиграть время». Отсрочка предоставляется лишь тогда, когда должник оспаривает наличие у него задолженности.
Необходимо отметить, что законодательством Республики Беларусь процессуальные сроки в конкурсном производстве не были установлены, что также обусловливает большие затруднения в его применении. При этом рассмотрение дела об эко-
номической несостоятельности ограничивается лишь общими сроками рассмотрения хозяйственных споров, определенными Хозяйственным процессуальным кодексом.
Национальным законодательством о банкротстве ряда зарубежных стран на кредиторов возлагается бремя доказывания действительности требований, лежащих в основе ходатайства, размера требований, который должен быть не меньше установленного в законе минимума, и неплатежеспособности должника. Данная процедура носит название «защита требований» и представляет собой отдельный этап конкурсного производства.
В Законе Республики Беларусь «О несостоятельности и банкротстве» для кредиторов такой обязанности не предусмотрено, при этом установление требований, их действительности и размера ложится полностью на хозяйственный суд, что предельно усложняет конкурсное производство, лишает демократичности, гибкости и состязательности.
Решением данной проблемы может служить подробная регламентация названной процедуры, предлагаемая проектом Закона Республики Беларусь «О банкротстве», где точно устанавливаются: порядок заявления, зачета, защиты требований; особенности, связанные с привилегированными требованиями, а также заявлением требований в случае банкротства солидарного должника, общества с дополнительной ответственностью и других субъектов хозяйствования. При этом необходимо отметить, что все процессуальные действия по проведению процедуры признания и защиты требований возлагаются на управляющего, назначаемого судом, и общее собрание кредиторов.
На процессуальной стадии слушания ходатайства конкурсным правом ряда стран должнику также предоставляются средства правовой защиты, а именно: должник, в отношении которого было заявлено ходатайство, отклоненное судом, может требовать возмещения убытков, возникших в результате необходимости должника участвовать в судебном процессе, требовать возмещения расходов по делу, по уплате умеренных гонораров адвокатам и других убытков, непосредственно возникающих в результате владения куратором (временным управляющим) имуществом должника. Если заявитель ходатайства действовал недобросовестно, то он может быть присужден к возмещению штрафных убытков.
Законом Республики Беларусь 1991 года предусматривается, что в случае отклонения требований кредиторов по иску к субъекту хозяйствования суд определяет размер компенсации морального и материального ущерба, подлежащей взысканию с них в пользу ответчика.
Согласно проекту Закона Республики Беларусь «О банкротстве» в случае, если заявление кредитора об объявлении банкротства остается без удовлетворения, расходы на производство по делу о банкротстве должен возмест

Источник «Вестник ВХС», апрель 1995г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio