|
Из банкротства на финансовый рынок |
|
Американская автомобилестроительная корпорация General Motors с триумфом возвращается на финансовый рынок после банкротства в 2009 году. Размещение компании уже стало самым крупным за всю историю американских торговых площадок – планируется привлечь до 23,1 млрд долларов. General Motors (GM) в четверг разместила свои акции в ходе IPO на Нью-Йоркской и Торонтской фондовых биржах. Обыкновенные акции компании предлагались по 33 доллара за штуку — это верхняя граница ценового диапазона. Руководство GM уже несколько раз повышало цену размещения – ранее планировалось продавать обыкновенные акции в диапазоне 26–29 долларов.
Количество размещаемых акций также постоянно повышалось. За последние несколько дней оно увеличилось с 365 до 478 млн обыкновенных акций. Только от их размещения компания получит 15,77 млрд долларов.
Остальные средства будут привлечены от размещения конвертируемых привилегированных акций. Эти ценные бумаги 1 декабря 2013 года станут обыкновенными акциями. До этого уровень их дивидендов составит 4,75%. General Motors планирует продать 87 млн таких акций на общую сумму 4,35 млрд долларов.
Поручители по сделке имеют возможность в течение 30 дней после размещения выкупить еще 71,7 млн дополнительных обыкновенных акций на общую сумму 2,37 млрд долларов и 13 млн привилегированных акций на сумму 650 млн долларов. В этом случае объем размещения превысит 23 млрд долларов.
Западные СМИ сообщают, что акции General Motors сейчас пользуются очень высоким спросом. Например, агентство Reuters сообщило, что где-то 20% акций будет приобретено розничными инвесторами, но до конца их спрос не будет удовлетворен. В ходе подписки, завершившейся во вторник, спрос превысил предложение в семь раз.
Более крупные инвесторы тоже боятся, что не смогут приобрести столько акций, сколько им необходимо. Например, Reuters связалось с представителями компании Merrill Lynch, которая является одним из подписчиков по сделке. В банке заявили, что клиенты, которые даже не участвовали в сделках по IPO, проявляют интерес к размещению, при этом акций на всех клиентов может не хватить.
Конечно, есть и скептики, которые не испытывают всеобщего энтузиазма по поводу сделки. Например, в газете The Wall Street Journal появились несколько статей, критикующих размещение. По данным газеты, General Motors не выдерживает сравнение с компанией Ford, финансовые показатели которой в несколько раз лучше. Кроме того, настороженно относятся к компании акционеры, пострадавшие в ходе банкротства GM.
«Единственный способ, которым я бы мог коснуться GM, - это холодной мертвой рукой, которую бы оторвали от моего мертвого тела, - заявил, по данным The Wall Street Journal Джеймс Иэрли, аналитик The Motley Fool. – GM потеряла больше денег, чем заработала для своих акционеров в течение всей своей жизни».
Несмотря на подобный скепсис, в мировом масштабе планы компании выглядят довольно смело. Конечно, General Motors сложно догнать бразильскую нефтяную компанию Petrobras, которая собрала в ходе своего IPO в конце сентября 70 млрд долларов. Но размещение GM можно сравнить, например, с размещением Agricultural Bank of China, который получил 22,1 млрд долларов. Самое крупное российское размещение последнего времени, проведенное Mail.ru, выглядит на этом фоне гораздо скромнее – было привлечено 912 млн долларов.
Столь фееричное возвращение GM на финансовый рынок во многом связано с улучшением показателей ее работы и планами американских властей, которые владеют контрольным пакетом акций компании. 1 июня 2009 года General Motors начала процедуру банкротства. Затем государственные органы США предоставили компании ей около 50 млрд долларов. В обмен на эту помощь государство завладело 60% акций компании, также долю в компании приобрело правительство Канады. Американские чиновники заявили, что не будут вмешиваться во внутренние дела автопроизводителя.
Этому решению поспособствовали и финансовые показатели деятельности компании. Согласно отчету GM об итогах работы в третьем квартале, опубликованному 10 ноября, ее выручка составила 34,1 млрд долларов, а прибыль до налогообложения и выплаты процента – 2,3 млрд. Прибыль на одну акцию примерно равна 1,2 долларам.
В решении о размещении акций есть и политическая составляющая. Правительство США старается минимизировать государственное присутствие в частном бизнесе, а владение контрольным пакетом акций одной из самых крупных корпораций страны никак не вписывается в их линию поведения. Чиновники уже неоднократно заявляли о намерении вновь вывести General Motors на финансовый рынок до конца этого года, и вот, похоже, их планы реализуются.
«С помощью IPO правительство сократит свою долю в GM на почти половину, продолжая наше строгое обязательство выйти из этих инвестиций, чтобы защитить американского налогоплательщика, - прокомментировал размещение General Motors Барак Обама. – Полученные средства помогут заплатить американскому правительству 49,5 млрд долларов, которое оно потратило на вызывающее споры спасение GM, которая прошла путь от потери нескольких миллиардов долларов ежегодно до получения 4,1 млрд в этом году».
Американские СМИ пытаются подсчитать, сколько же потеряют власти США от размещения General Motors. По данным The Wall Street Journal, казначейство США собирается продать 358,5 млн акций. При цене 33 доллара за акцию оно выручит 11,83 млрд долларов. Ни цена размещения, ни его объем не дадут американским властям не только заработать на IPO, но и просто вернуть свои деньги.
Канада, тоже владеющая долей в компании, заявила, что собирается продать лишь малую долю, несмотря на уговоры американских властей. Канадские чиновники указывают, что собираются ждать лучшей цены бумаг.
Сейчас General Motors занимается несколькими проектами по модернизации собственной продукции. Например, она планирует инвестировать 483 млн долларов в проект по созданию двигателей с использованием более экологических технологий. Во многом пересмотр стратегии компании и обеспечил столь удачное ее возвращение на финансовый рынок. Стратегия должна остаться столь же успешной, чтобы позволить акциям компании расти и дальше.
Шамина Ольга
"Эксперт Online", 18 ноября 2010 года
Источник "Эксперт Online", 18 ноября 2010 года
|
|
|