Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Соблюдение права на судебную защиту при рассмотрении заявлений о банкротстве
 
Конституция Республики Беларусь гарантирует защиту прав компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Одной из основных задач судопроизводства в хозяйственных судах в соответствии со ст. 4 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Одной из форм обращения в хозяйственный суд является заявление о банкротстве должника, которое может быть подано самим должником, кредитором (кредиторами) должника либо прокурором в интересах кредиторов должника.

Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» содержит нормы, устанавливающие форму и содержание заявления должника и кредитора. То есть заявление должно содержать определенный Законом минимум информации, а также к нему должен быть приложен определенный минимум документов.

Так, ст. 23 Закона устанавливает, что заявление должника подается в хозяйственный суд в письменной форме. Заявление должника подписывается руководителем должника либо должником – индивидуальным предпринимателем. В заявлении должны быть указаны: наименование хозяйственного суда, в который подается заявление; имя (наименование) должника, его место нахождения, почтовый адрес и банковские реквизиты; размер требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемым должником; размер задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, а также по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту); сумма вознаграждений, причитающихся к выплате по авторским договорам; размер задолженности по обязательным платежам; обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; сведения о принятых к производству общим и хозяйственным судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных документах; сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности; номера счетов должника в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, почтовые адреса банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве; сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил; иные сведения, подтверждающие основания для подачи заявления должника согласно ст. 7 и 8 Закона и необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве; перечень прилагаемых документов.

Наряду с указанными выше сведениями в заявлении должника – индивидуального предпринимателя указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью. Наряду с предусмотренными сведениями могут также содержаться сведения об имеющихся у должника ходатайствах. Должник обязан направить копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.

В соответствии со ст. 24 Закона к заявлению должника помимо документов, прилагаемых к исковому заявлению в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, прилагаются документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника. Также прилагаются: список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей, указанием их почтовых адресов и банковских реквизитов; бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника – индивидуального предпринимателя или их копии, заверенные в нотариальном порядке; решение учредителей (участников) должника – юридического лица или собственника имущества должника – унитарного предприятия о подаче в хозяйственный суд заявления должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Законом подача заявления должника является обязательной; протокол собрания работников должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, на котором избран представитель работников должника для участия в судебном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника.

Ст. 25 Закона определяет, что заявление кредитора подается в хозяйственный суд также в письменной форме. Заявление кредитора подписывается соответственно руководителем кредитора – юридического лица или его представителем, либо кредитором – физическим лицом или его представителем. В заявлении кредитора должны быть указаны: наименование хозяйственного суда, в который подается заявление; имя (наименование) должника, его почтовый адрес и банковские реквизиты; имя (наименование) кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты; размер требований кредитора к должнику с отдельным указанием размера подлежащих уплате процентов и неустойки (штрафа, пени); обязательства должника перед кредитором, из которых возникли требования, а также срок исполнения обязательств; доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившие в законную силу решения общего и (или) хозяйственного судов, а также исполнительные документы; основания для подачи заявления кредитора согласно ч. 4 ст. 10 Закона; иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве; перечень прилагаемых документов. В заявлении кредитора могут также содержаться сведения об имеющихся у кредитора ходатайствах. Кредитор обязан направить копию заявления кредитора должнику.

Ст. 26 Закона дает возможность кредитору обосновать свое заявление на объединенной задолженности должника по различным требованиям. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и подать в суд одно заявление кредитора. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.

В соответствии со ст. 27 Закона помимо документов, прилагаемых к исковому заявлению в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие: обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам; основания для подачи заявления кредитора; иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора. Если заявление кредитора подписано представителем кредитора, то к заявлению прилагаются доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия на подачу такого заявления. К заявлению кредитора также прилагаются (при их наличии) решения общего и (или) хозяйственного судов, рассматривавших требования кредитора к должнику, а также исполнительные документы.

Казалось бы, вся формальная процедура законодательно достаточно определена. Однако хозяйственные суды часто возвращают заявления должников и кредиторов, руководствуясь ст. 32 Закона, в соответствии с которой хозяйственный суд возвращает заявление о банкротстве должника и приложенные к нему документы, если они не соответствуют указанным выше требованиям по форме и содержанию. И только лишь в случаях, когда подача в хозяйственный суд заявления должника в соответствии с Законом является обязательной, но к заявлению не приложены документы, предусмотренные ст. 24 Закона, такое заявление принимается хозяйственным судом, а недостающие документы в установленном порядке истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.

В результате мирового финансово-экономического кризиса, который отразился на деятельности субъектов хозяйствования нашей страны, количество споров в хозяйственных судах Республики Беларусь значительно возросло. Выросло и количество заявлений о банкротстве, подаваемых в хозяйственные суды должниками и кредиторами.

В ситуации растущего объема дел о банкротстве и ограниченного судебного аппарата некоторые хозяйственные суды заняли позицию, направленную на поиск оснований для возврата поступающих в суд заявлений о банкротстве, связанных как с несоблюдением требований по форме и содержанию заявлений, так и с доказыванием неплатежеспособности должников.

Указанная позиция не отвечает основной задаче хозяйственного судопроизводства — защита прав и законных интересов субъектов хозяйствования, так как заявления о банкротстве в большей мере подаются должниками и кредиторами, которые обращаются в хозяйственные суды именно за защитой своих прав и законных интересов.

Рассмотрим наиболее интересные случаи возврата хозяйственными судами заявлений о банкротстве, подаваемых должниками и кредиторами.

Так, в отношении предприятия его участниками принято решение о ликвидации, назначен ликвидатор. Ликвидатору передают по описи всю финансово-хозяйственную документацию предприятия, в том числе неликвидный бухгалтерский баланс предприятия на последнюю отчетную дату, подписанный главным бухгалтером и бывшим директором. В указанной ситуации ликвидатор должен и может узнать о платежеспособности ликвидируемого предприятия и, если полученный бухгалтерский баланс указывает на неплатежеспособность предприятия, ликвидатор в соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» обязан подать заявление должника в хозяйственный суд в течение месяца с момента, когда он об этом узнал. Неподача должником заявления должника в указанном выше случае и срок влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц, полномочных принимать или принимающих решение о подаче заявления должника по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, возникшим по истечении указанного срока.

Однако Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в своем письме от 15 июля 2009 г. № 02-41/1637, адресованном хозяйственным судам Республики Беларусь, указал на то, что хозяйственным судам следует возвращать заявления ликвидируемых должников, если не истек двухмесячный срок с момента публикации объявления о ликвидации должника и не составлен промежуточный ликвидационный баланс. То есть ликвидатор, зная о неплатежеспособности своего предприятия, должен ждать еще как минимум три месяца, прежде чем у него появится право направить в хозяйственный суд заявление должника. Однако в такой ситуации на самого ликвидатора, как лицо, полномочное принимать решение о подаче заявления должника, может быть возложена субсидиарная ответственность по платежным обязательствам должника, возникшим по истечении предусмотренного ст. 8 Закона месячного срока. К таким обязательствам в ликвидации теоретически можно отнести и обязательства, возникающие по решению налоговой инспекции, которое выносится на основании акта налоговой проверки, которая, в свою очередь, является обязательной при ликвидации предприятия.

С учетом указанного выше письма ВХС, не имеющего нормативной силы, судебная практика рассмотрения заявлений о банкротстве ликвидируемых должников на стадии их принятия весьма неоднозначна. Так, например, Хозяйственный суд Минской области во всех случаях возвращает заявления о банкротстве ликвидируемых должников, если к моменту рассмотрения заявления не истекло два месяца с момента публикации объявления о ликвидации должника и не составлен промежуточный ликвидационный баланс предприятия. Хозяйственный суд г. Минска принимает к рассмотрению такие заявления в случае, если после принятия решения о ликвидации должника установлены обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности предприятия.

Нередко хозяйственные суды возвращают заявления о банкротстве, так как не усматривают неплатежеспособности должника. Так, Хозяйственный суд Минской области вернул заявление о банкротстве ликвидируемого должника, представившего промежуточный ликвидационный баланс, составленный по истечении двухмесячного срока после публикации объявления о ликвидации должника. Мотивируя возврат, хозяйственный суд указал на то, что размер предъявленных ликвидатору требований кредиторов меньше стоимости имущества предприятия, которую составляет дебиторская задолженность. Так, несмотря на представленные расчеты, произведенные на основании промежуточного ликвидационного баланса и указывающие на неплатежеспособность предприятия, суд сделал вывод, что предприятие не является неплатежеспособным. Возвращая заявление, Хозяйственный суд Минской области не принял во внимание, что невозможность исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед всеми кредиторами определяется на основании Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 г. № 81/128/65 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 8 мая 2008 г. № 79/99/50) (далее — Инструкция). В соответствии с Инструкцией анализ финансового состояния организации производится на основании бухгалтерского баланса за последний отчетный период, а также бухгалтерского баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого бухгалтерского баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода), представляемых организацией. Таким образом, не составляет труда рассчитать соответствующие коэффициенты и определить структуру бухгалтерского баланса организации. Если значение коэффициентов, определяемых в соответствии с Инструкцией, не соответствует значениям, установленным Инструкцией, структура бухгалтерского баланса организации является неудовлетворительной, то есть предприятие является неплатежеспособным.

Парадоксальность приведенного примера заключается в том, что у ликвидируемого должника есть дебиторская задолженность, но нет денег для оплаты государственной пошлины, чтобы подать иски к своим должникам. Кроме того, его банковские счета арестованы хозяйственным судом. Промежуточный ликвидационный баланс в соответствии с Инструкцией является «банкротным», то есть свидетельствует о неплатежеспособности предприятия, но в связи с тем, что размер реально предъявленных требований ниже, чем размер зачастую виртуальной дебиторской задолженности, хозяйственный суд делает необоснованный вывод о том, что предприятие является платежеспособным.

Хозяйственные суды нередко при рассмотрении заявлений о банкротстве не анализируют нормы законодательства о бухгалтерском учете, на основании которого при составлении промежуточного ликвидационного баланса за основу берется бухгалтерский баланс предприятия, составленный на последнюю отчетную дату, предшествующую дате принятия решения о ликвидации. То есть при составлении промежуточного ликвидационного баланса незаконным является исключение из состава кредиторской задолженности обязательств, требования кредиторов по которым не предъявлены в адрес ликвидатора.

Еще одним примером недостаточно полного и объективного изучения хозяйственным судом представленных материалов при рассмотрении заявления о банкротстве должника является возврат Хозяйственным судом Минской области заявления должника о своем банкротстве, который просил ввести защитный период. Так, указанный должник представил суду бухгалтерский баланс, а также расчет коэффициентов, произведенный на основании Инструкции. Несмотря на то, что соответствующие коэффициенты указывали на неплатежеспособность предприятия, в отношении должника возбуждено 22 исполнительных производства, расчетные счета его арестованы, хозяйственная деятельность приостановлена, хозяйственный суд вернул заявление о банкротстве в связи с тем, что не усмотрел оснований для возбуждения процедуры банкротства.

Таким образом, хозяйственные суды не всегда правильно и объективно определяют основания для возврата заявлений о банкротстве. Следовательно, необходимо обжаловать такие постановления о возврате заявлений о банкротстве и добиваться реализации своего права на судебную защиту.

Мы рассмотрели некоторые примеры спорных оснований возврата заявлений о банкротстве на основании мотивировки соответствующих судебных постановлений, которые требуют дополнительного регулирования. Однако существуют основания и формального характера: не указан адрес банка в заявлении; не указан размер требований, не оспариваемых должником; не представлены доказательства направления копии заявления лицам, участвующим в деле и др. В таких случаях при подготовке заявления необходимо более внимательно относиться к требованиям, предъявляемым к форме и содержанию заявления, о которых мы говорили выше.

При подаче заявления кредитора о банкротстве должника необходимо знать, что в соответствии с подпунктом 1.11 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» основаниями для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) (далее — заявление кредитора) являются в совокупности: наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер; применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований; наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, — в размере 2 500 базовых величин и более.

Отсутствие одного из указанных оснований влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется право повторного обращения в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении соответствующих оснований. К заявлению кредитора, помимо документов, предусмотренных законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), прилагаются: документы, подтверждающие направление должнику копии заявления кредитора; документы, свидетельствующие о принятии мер по исполнению в принудительном порядке денежных обязательств и обязательных платежей.

Теоретически все понятно, однако на практике возникает очень много вопросов как при подготовке заявления кредитора, так и при рассмотрении его хозяйственным судом. Вероятность возврата судом заявления кредитора достаточно высока, так как представить суду доказательства наличия в совокупности всех трех указанных выше оснований практически невозможно.

Так, задолженность в размере 100 базовых величин дает кредитору право подать заявление кредитора, однако зачастую кредитор не успевает даже обратиться в суд с иском, чтобы впоследствии инициировать исполнительное производство, так как в отношении должника принимается решение о ликвидации, что в соответствии с Хозяйственно-процессуальным кодексом влечет прекращение исполнительного производства, и судья, принявший иск к производству, скорее всего, оставит его без рассмотрения. В такой ситуации без возбуждения исполнительного производства у кредитора уже не будет основания для подачи заявления кредитора. Однако нередки случаи, когда ликвидационная комиссия (ликвидатор), злоупотребляя сложившейся ситуацией, например, затягивают ликвидацию предприятия, сдают в аренду недвижимость, получают доход, зная, что у кредиторов формально нет оснований обратиться в суд с заявлением кредитора.

Рассмотрим ситуацию, когда установлен факт применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявлен в процессе принудительного исполнения факт отсутствия у должника имущества, а также размер задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, составляет 100 базовых величин и более. В такой ситуации кредитору остается только доказать и документально подтвердить достоверные сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер. Это сделать достаточно сложно, так как платежеспособность предприятия можно определить только на основании бухгалтерского баланса в соответствии с указанной выше Инструкцией. А что делать, если должник не предоставляет бухгалтерский баланс? Бухгалтерский баланс относится к документам, представляющим собой коммерческую тайну, а сданный в налоговую инспекцию — налоговую тайну. В такой ситуации остается только одно: при подаче заявления кредитора заявить ходатайство в хозяйственный суд в соответствии со ст. 100 Хозяйственно-процессуального кодекса о направлении запроса в адрес должника о предоставлении бухгалтерского баланса предприятия на последнюю отчетную дату, а также о направлении запроса в налоговую инспекцию по месту регистрации должника о предоставлении последнего сданного в инспекцию годового бухгалтерского баланса.

В некоторых случаях хозяйственные суды все-таки возбуждают производство по делу о банкротстве, вводят защитный период, назначают временного управляющего, которому поручают разобраться в платежеспособности должника. Однако в большинстве случаев хозяйственные суды возвращают заявления кредиторов, так как либо у кредитора отсутствуют формальные основания для подачи заявления кредитора, либо ему просто не удается доказать неплатежеспособность должника, несмотря на то, что все говорит о том, что должник является банкротом.

Приведенные выше примеры подтверждают то, что при подаче и рассмотрении заявлений о банкротстве достаточно сложно реализовать свое право на судебную защиту.


В следующей статье мы расскажем о практике назначения управляющих при возбуждении дел о банкротстве и как при этом реализуется право на судебную защиту.



Денис Василевский, юрисконсульт ЧУП "АРС Групп"
Специально для газеты "Антикризисное управление"


Газета "Антикризисное управление", №4(22) за апрель 2010 года




Источник "Антикризисное управление", №4(22) за апрель 2010 года
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio