|
Европа на грани банкротства |
|
Выделив гигантские средства на спасение Греции европейские партнеры пытаются спасти еврозону от нового витка кризиса. Но могут потребоваться и куда более радикальные меры. Еще в апреле Афинам обещали помощь в объеме 45 млрд евро. Но промедление с ее предоставлением привело к тому, что этой суммы оказалось недостаточно, стоимость спасения Греции возросла до 110 млрд евро. Именно столько договорились выделить ЕС и МВФ на экстренном саммите в Брюсселе.
Впрочем, и этой гигантской суммы не хватает. Партнеры ожидали, что выделение 110 млрд снизит риск дефолта и успокоит рынки. Но рынки прореагировали резко отрицательно. Спреды по гособлигациям других периферийных государств еврозоны (Ирландии, Португалии и Испании) возросли, а фондовые котировки стали снижаться по всему миру — от Гонконга до Нью-Йорка. Курс евро к доллару упал до 14?месячного минимума. По рынку поползли слухи, что финансовые проблемы Греции — лишь начало куда более масштабных потрясений.
Эти опасения были подкреплены реакцией самой Греции. Жесткие реформы, которые должно было провести правительство в обмен на новые кредиты, вызвали бурное негодование простых греков, которые начали 48?часовую общенациональную забастовку и вышли на улицу. В стране перестали летать самолеты и ходить поезда, не выходили газеты, не работало телевидение. Пятьдесят тысяч манифестантов в Афинах обратили свой гнев на «символы капитализма», начав крушить банки. Дошло до крови — в подожженном толпой банке погибли трое сотрудников.
Страшно даже представить, что будет с Европой, если по аналогичному сценарию начнут развиваться события в других проблемных странах — Португалии, Испании, Ирландии и Италии. Тот факт, что 110 млрд евро недостаточно, чтобы успокоить инвесторов, говорит о том, что если долговой кризис будет углубляться, то у Евросоюза просто не хватит средств, чтобы спасти других пострадавших. Политические же последствия и вовсе могут вывести ситуацию из-под контроля.
Деньги в обмен на сокращения
Греция получит от других государств еврозоны 80 млрд евро под 5% годовых. Еще 30 млрд евро предоставит МВФ. Первые 30 млрд должны поступить в течение нынешнего года, а весь пакет будет доступен в течение трех лет. Фактически это означает, что Греция может не обращаться к международным рынкам капитала более двух лет, что снижает ее зависимость от спекулянтов и непрогнозируемого роста ставок. Общие финансовые потребности Греции в 2010–2012 годах составляют 160 млрд евро, поэтому риск дефолта Афин отложен как минимум на среднесрочную перспективу.
Но подобная щедрая помощь жестко обусловлена. «От граждан потребуются большие жертвы. Мы вынуждены принять меры, которые затронут работников и пенсионеров в государственном секторе», — заявил премьер-министр страны Георгиос Папандреу.
Греции придется сократить расходы на 30 млрд евро (около 12,5% ВВП) в ближайшие три года, чтобы сократить дефицит бюджета. В 2009 году он составил 13,6%, но, по условиям соглашения, к 2014 году должен быть снижен до 3% (максимальный уровень в рамках Маастрихтских критериев). Уже в нынешнем году сокращение расходов должно оказаться эквивалентно 9,5% ВВП.
Греческие бюджетники лишатся 13?й и 14?й зарплат, а размер зарплат будет заморожен на три года. Социальные пособия будут сокращены на 20%. План предусматривает и реформу пенсионной системы: средний возраст выхода на пенсию будет повышен с нынешних 53 до 67 лет. Размер пенсий для сотрудников госсектора будет снижен. Греции предстоит активная приватизация, включая продажу многих госкорпораций, размещение их акций на фондовой бирже, продажу и лизинг госимущества. В стране будут в очередной раз повышены налоги. Так, НДС вырастет с 21 до 23%. На 10% поднимутся налоги на топливо, табак и алкоголь. Вырастут налоги на недвижимость и азартные игры.
«Это очень агрессивное сокращение госрасходов. Если взглянуть на программу правительства Греции, то она очень похожа на то, что делали в Ирландии в прошлом году, причем весьма успешно. Но удастся ли повторить фискальную консолидацию в Греции пока неясно, учитывая политическую ситуацию в стране», — рассказала «Эксперту» Эльга Бартш, экономист по Европе инвестбанка Morgan Stanley в Лондоне.
Впрочем, другого выхода у Греции не было. Единственная альтернатива нынешнему плану — дефолт, который привел бы лишь к тому, что госрасходы все равно пришлось бы радикально сокращать, причем единовременно.
Избежать ползучего сценария
«Партнеры Греции по еврозоне платят очень высокую цену за несколько месяцев бездействия. Греческий кризис требовал срочного решения еще в январе-феврале, но европейцы тянули, надеясь, что последствия происходящего в Греции не коснутся остальных стран зоны евро. К концу же апреля стало ясно, что дефолт Греции может вызвать эффект домино, жертвами которого рискуют стать Португалия, Испания, Ирландия и даже Италия», — сказал «Эксперту» Жак Кейло, экономист инвестбанка RBS в Лондоне.
Поэтому сегодня государства зоны евро вынуждены предоставить Греции гигантские средства, даже зная, что часть этих кредитов возвращена не будет. Во многом это объясняется интересами самих европейских стран, банки которых являются основными держателями облигаций как греческого правительства, так и частных банков. По состоянию на конец прошлого года европейские банки (речь идет прежде всего о банках Германии и Франции) были держателями 193 млрд долларов греческих облигаций и более чем 1 трлн облигаций Португалии, Ирландии и Испании. Итальянские долги еще больше — одной лишь Франции итальянские банки и правительство должны 511 млрд долларов, что эквивалентно почти одной пятой французского ВВП.
Именно поэтому Греция, хотя на нее приходится всего 2,6% ВВП зоны евро, может подорвать устойчивость всего проекта единой европейской валюты. Аналитики отмечают, что кризис в Греции оказался «европейским Bear Stearns». Напомним, что крах этого небольшого в рамках международной финансовой системы инвестбанка затем привел к полномасштабному кризису в США и во всей мировой экономике.
Если Греция — это Bear Stearns, то Португалия может оказаться Lehman Brothers, а Испания — AIG, проводят параллели аналитики. Еще одним популярным сравнением является азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов. Он начался как локальный кризис в Таиланде, но очень быстро распространился на другие экономики — сначала в Азии, а затем затронул развивающиеся экономики по всему миру, включая Россию, Бразилию и Аргентину.
В последние дни стоимость обслуживания госдолга Греции, Португалии, Ирландии и Испании резко подскочила. Спустя три дня после объявления брюссельского плана доходность 10?летних греческих гособлигаций выросла до 10,58%, португальских — до 6,16%, ирландских — до 5,57%, испанских — до 4,24% (стоимость обслуживания гособлигаций Германии составила 2,87%). Рейтинговые агентства вновь понизили суверенные рейтинги периферийных стран еврозоны. По рынкам поползли слухи, что некоторые греческие, испанские и португальские банки испытывают проблемы с получением ликвидности на межбанковском рынке. Премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро был вынужден официально опровергать слухи о том, что его правительство ведет переговоры с МВФ о выделении Испании финансирования в размере 280 млрд долларов. Испания — единственная крупная экономика в Европе, которая по-прежнему не вышла из рецессии и страдает от гигантской безработицы после коллапса, основанного на дешевом кредите сектора недвижимости и строительства. Глава ЕЦБ Жан-Клод Трише был вынужден принять специальные активные меры по обеспечению ликвидности банков в еврозоне, введя некоторые послабления в адрес греческих банков, чем напрямую нарушил правила ЕЦБ.
«На кону стоит, ни больше ни меньше, само будущее Европы. А с ней и будущее Германии в Европе», — заявила немецкий канцлер Ангела Меркель, обращаясь к бундестагу с просьбой поддержать план спасения Греции, в соответствии с которым немцам придется выдать грекам 22,4 млрд евро, то есть больше всех в Европе. И это несмотря на то, что ее правящая коалиция может понести серьезные политические потери на местных выборах 9 мая в земле Северный Рейн—Вестфалия, самой населенной в стране.
Под списание
Впрочем, Меркель также призвала разработать механизм, который обеспечил бы «порядок при банкротстве» стран — членов еврозоны. «Нам следует перейти от борьбы с кризисом к предотвращению кризисов в будущем», — заявила Биргит Хомбургер, глава фракции СвДП в бундестаге, партнера по правящей коалиции Германии. Речь идет о создании процедуры реструктуризации долгов, которая не требовала бы выделения столь больших средств, как это происходит сегодня в случае с Грецией.
Аналитики сходятся во мнении, что нынешний пакет мер решает проблему ликвидности, но не неплатежеспособности. «Пакет помощи означает, что госдолг Греции снова вырастет — уже до астрономических размеров. Вполне возможно, мы наблюдаем лишь окончание первого акта греческой трагедии, и за антрактом последует второй акт», — сказал «Эксперту» Бен Мэй, экономист Capital Economics в Лондоне.
Действительно, в ближайшие годы экономический спад продолжится. Так, по оценкам S&P, возвращения к уровню ВВП 2009 года не стоит ожидать ранее 2017?го — даже по оптимистичному сценарию. При этом госдолг вырастет в абсолютных величинах, не говоря уже об относительных (даже несмотря на то, что партнеры по еврозоне выделят финансирование всего под 5% годовых).
К 2013 году госдолг Греции может составить 150% ВВП. Маастрихтские критерии предусматривают, что госдолг не должен превышать 60% ВВП.
«Чтобы обслуживать такой долг, экономика Греции должна будет расти на 7,5 процента, причем весь этот рост должен уходить на выплату долга. Очевидно, что это нереально. Реструктуризация долгов, которая неизбежно потребуется, будет включать в себя серьезные списания долгов», — сказал «Эксперту» Диего Искаро, старший экономист IHS Global Insight. Аналитики и экономисты спорят лишь о том, насколько масштабным будет списание долгов — на 40, 60% или даже больше?
«Отрицательная реакция рынков на пакет финансовой помощи Греции лишь подтверждает точку зрения, что традиционная финансовая поддержка с нерыночными процентными ставками не разрешает проблему платежеспособности. Она ведет лишь к беспорядку и распространению паники. Предпочтительным вариантом для Греции стала бы предупредительная реструктуризация долга, например через продление срока действия облигаций», — заявил по этому поводу американский экономист Нуриэль Рубини, в свое время предсказавший финансовый кризис 2007–2009 годов.
В начале мая правительство Греции наняло лондонский инвестбанк Lazard в качестве советника по возможной реструктуризации долгов, но категорически отказалось рассматривать возможность их списания. По крайней мере, пока. Но, по мнению многих экономистов, рано или поздно Греции, а возможно, и другим странам периферии еврозоны придется пойти на этот шаг. В случае сокращения долгового бремени они получат возможность привести в порядок госфинансы и провести необходимые структурные реформы, чтобы повысить конкурентоспособность своей экономики. Но не принимать столь жестких мер экономии, как это происходит сегодня в Греции.
Тот же Нуриэль Рубини поддержал германскую инициативу о введении механизма «планомерного банкротства» в еврозоне. «Если ожидаемая фискальная консолидация по плану А (пакет средств в размере 110 млрд евро. — “Эксперт”) не удастся, то на план Б (реструктуризация долга. — “Эксперт”) может просто не остаться средств. Поэтому лучше использовать государственные средства, чтобы смягчить побочный эффект от реструктуризации долгов, чем тратить их так, чтобы убытков избежали многие частные инвесторы. Ведь это не предотвратит неизбежного момента, когда потребуется реструктуризация долгов».
А такой механизм Евросоюзу в любом случае пригодится. Ведь масштаб госдолгов, социальных и пенсионных обязательств, накопленных в европейских экономиках, просто колоссален. Похоже, наименее динамично развивающимся странам неизбежно придется пройти через процедуру санирования госфинансов, а европейцам в целом — всерьез затянуть пояса.
Александр Кокшаров, Лондон
Журнал "Эксперт", №18 от 10.05.2010
Источник "Эксперт", №18 от 10.05.2010
|
|
|