|
Банкротство: пути оздоровления экономики. Правовое регулирование банкротства в сельском хозяйстве |
|
Осуществление процедур банкротства предприятий сельского хозяйства происходит по общим правилам, установленным Законом Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), для всех предприятий-банкротов. Это касается и порядка обращения с заявлениями о банкротстве предприятий сельского хозяйства, рассмотрения дел о банкротстве и т.д. Вместе с тем Закон устанавливает ряд особенностей для проведения банкротства таких предприятий, которые позволяют учитывать специфику их деятельности, в частности, сезонный характер сельскохозяйственного производства, влияния на результаты их деятельности природных факторов, использование в производстве специфических основных средств производства - земель сельскохозяйственного назначения, правовой режим которых регулируется специальным законодательством. При этом Закон отдельно устанавливает особенности банкротства сельскохозяйственных организаций и особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств. Согласно Закону под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство или производство и перепроизводство) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов от общей суммы выручки. С учетом этих критериев, которые указаны в части первой статьи 174 Закона, к сельскохозяйственным организациям следует относить не только юридические лица, занимающиеся животноводством, рыболовством, звероводством и т.д., а также наряду с производством сельскохозяйственной продукции осуществляющие и ее переработку. Если же юридическое лицо занимается только переработкой сельскохозяйственной продукции, то оно не будет относиться к числу сельскохозяйственных организаций применительно к сфере регулирования данного Закона. Особенности банкротства сельскохозяйственной организации начинаются со стадии возбуждения дела о банкротстве, когда хозяйственный суд уже на этом этапе обязан привлечь в качестве лица, участвующего в деле, орган государственного управления по сельскому хозяйству и продовольствию. При этом Закон в данном случае не делает различий между государственными и частными предприятиями. При банкротстве государственных сельскохозяйственных предприятий, находящихся в республиканской собственности, кроме местных органов управления по сельскому хозяйству и продовольствию должны привлекаться также соответствующие республиканские органы. При продаже объектов недвижимости, используемых в целях сельскохозяйственного производства, после открытия конкурсного производства в отношении сельскохозяйственной организации Закон определяет преимущественное право на их приобретение в первую очередь сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, находящимся в месте расположения должника (часть 3 статьи 174 Закона), создавая таким образом определенные гарантии для сохранения уровня сельскохозяйственного производства в этой местности. Особая процедура установлена Законом и для отчуждения земельных участков в случае ликвидации сельскохозяйственной организации, которые могут переходить к третьим лицам только с учетом требований земельного законодательства. В частности, земли сельскохозяйственного назначения должны отчуждаться только для целей сельскохозяйственного производства другим сельскохозяйственным организациям либо иным субъектам для иных целей в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле (статьи 95, 96 Кодекса). Статья 175 Закона устанавливает, что при анализе финансового состояния сельскохозяйственных организаций должна учитываться специфика их деятельности, а именно: сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических и иных условий ведения сельскохозяйственной деятельности, возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Такие особенности анализа финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться первоначально при возбуждении дела о банкротстве, а в последующем - после открытия конкурсного производства и при решении вопроса о необходимости осуществления санации или ликвидации сельскохозяйственной организации. В процессе определения периода санации сельскохозяйственной организации Закон обязывает учитывать срок полного цикла производства сельскохозяйственной продукции, учитывая в том числе и время, необходимое для реализации этой продукции. При этом Закон ограничивает срок продления санации периодом в один год после установления и продления периода санации в общем порядке (статья 125 Закона). В то же время Закон позволяет продлить срок санации на два года, если в течение срока санации сельскохозяйственной организации имели место спад и ухудшение ее финансового состояния в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и иными неблагоприятными условиями (часть 3 статьи 175 Закона). Несмотря на то, что крестьянские (фермерские) хозяйства по природе своей деятельности (производство сельскохозяйственной продукции) относятся к сельскохозяйственным предприятиям, Закон устанавливает в отношении них отдельные особенности осуществления процедур банкротства, что обусловлено их специфическим правовым статусом, закрепленным в Законе Республики Беларусь "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и особом правовом режиме имущества крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом доминирующее значение имеет правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, что прямо явствует из статьи 176 Закона, которая обязывает крестьянское (фермерское) хозяйство как при подаче в хозяйственный суд заявления о своем банкротстве, так и при предоставлении отзыва должника на заявление кредитора представлять сведения о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства в целом и дополнительно сведения о составе и стоимости имущества, принадлежащего каждому члену крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности в отдельности, а также об источниках, за счет которых было приобретено такое имущество членами крестьянского (фермерского) хозяйства. Необходимость предоставления таких сведений обосновывается тем, что все имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве общей (долевой или совместной) собственности (статья 9 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), что имеет важное значение при удовлетворении требований кредиторов в ходе осуществления процедур банкротства (санации либо ликвидации) крестьянского (фермерского) хозяйства в процессе определения имущества, за счет которого такие требования могут быть удовлетворены. Конкретный перечень имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, который включается в состав последнего как должника, указан в статье 179 Закона. В частности, сюда включается недвижимое имущество, находящееся в общей совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и иные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь, созданные хозяйством унитарные предприятия, и другое имущество, приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на средства крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) общие средства его членов, а также имущественные права, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Кроме того, Закон обязывает при осуществлении процедур банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств, как и при банкротстве сельскохозяйственных предприятий, учитывать и размер доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Обязанность предоставления таких сведений хозяйственному суду Закон также возлагает на крестьянское (фермерское) хозяйство и данные сведения хозяйственным судом должны учитываться как при возбуждении дела о банкротстве, так и при решении вопроса о необходимости проведения санации или ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства. В отличие от общих правил осуществления процедур банкротства должника, статья 177 Закона предоставляет крестьянскому (фермерскому) хозяйству возможность в течение двух месяцев со дня принятия хозяйственным судом заявления о его банкротстве представить в хозяйственный суд план восстановления своей платежеспособности, в случае реализации которого хозяйственным судом может быть введена санация крестьянского (фермерского) хозяйства независимо от решения собрания кредиторов об открытии ликвидационного производства. Также данная статья Закона предоставляет хозяйственному суду право на основании заявления управляющего или кого-либо из кредиторов досрочно прекратить санацию крестьянского (фермерского) хозяйства, если будет установле-1 на невозможность продолжения деятельности этого хозяйства либо будут отсутствовать основания для продолжения санации, что влечет в дальнейшем открытие ликвидационного производства. Одной из особенностей банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства является то, что в качестве управляющего может быть назначено лицо, не имеющее лицензии на осуществление этой деятельности, в том числе один из членов крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 178 Закона). В соответствии со статьей 180 Закона реализация недвижимого имущества крестьянского (фермерского) хозяйства может осуществляться только по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение целевого сельскохозяйственного назначения реализуемого имущества. Указанное условие конкурса относится как к отчуждению земельных участков, так и к реализации техники и оборудования.
Источник «Вестник ВХС», № 8
|
|
|