Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Правовые основы защитного периода как процедуры банкротства
 
При рассмотрении дел о банкротстве должника - юридического лица новый Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в отличие от ранее действовавшего Закона, предусматривает такие процедуры банкротства, как защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение и другие. В данной статье рассматривается вопрос о защитном периоде как процедуре, которая применяется первой при банкротстве должника - юридического лица. В соответствии со статьей 1 Закона о банкротстве под защитным периодом понимается процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.
Следовательно, основной целью защитного периода является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансового состояния и платежеспособности должника, установление размера задолженности перед кредиторами. Кроме этого, в процессе защитного периода устанавливается наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.
Хозяйственному суду предоставляется возможность предварительно установить размер требований кредиторов и тем самым определить задолженность должника перед кредиторами еще до судебного разбирательства. Таким образом, перед вынесением судебного акта хозяйственный суд и каждый участник процесса могут иметь представление о финансовом состоянии должника.
Защитный период является обязательной процедурой для определенной категории дел. Но существуют и исключения, когда названная процедура не применяется. Так, в частности, новый Закон о банкротстве не предусматривает ее при рассмотрении дел о банкротстве должника - индивидуального предпринимателя, банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений, отсутствующего должника, ликвидируемого юридического лица и других организаций.
Само производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника, которое может быть подано в хозяйственный суд кредитором, самим должником, прокурором, органом государственного управления по делам о банкротстве, налоговыми и иными уполномоченными органами, а также другими лицами в соответствии с законодательством. Заявление о банкротстве должника должно быть подано с соблюдением всех требований, установленных хозяйственно-процессуальным законодательством и законодательством о банкротстве. Вопрос о принятии такого заявления решается в судебном заседании в срок не позднее пяти дней со дня его поступления в хозяйственный суд. В указанный период хозяйственный суд выносит определение о принятии заявления о банкротстве должника и возбуждении производства по делу о банкротстве.
В соответствии со статьей 33 Закона о банкротстве с момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период. Продолжительность защитного периода не может превышать трех месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о банкротстве.
Законом о банкротстве определено, что с момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника:
приостанавливается в общем или хозяйственном суде либо ином государственном органе производство по делу, связанному с взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества должника. Данное производство приостанавливается по ходатайству руководителя должника, временного управляющего или иных лиц;
приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника, по имущественным взысканиям. Однако в данном случае имеются исключения, установленные Законом о банкротстве. Не приостанавливается исполнение исполнительных документов по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов;
запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника - юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава учредителей (участников).
Для реализации вышеназванных мер определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника направляется в банки и небанковские кредитно-финансовые организации, с которыми должник заключил договор об открытии банковского счета, а также в общий суд, хозяйственный суд, соответствующим судебным исполнителям, в налоговые и иные уполномоченные органы.
При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника указывается о назначении временного управляющего, а также дата рассмотрения хозяйственным судом заявления для решения вопроса о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов.
По общему правилу временный управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банкротстве должника подано самим должником, - из числа лиц, предложенных должником. В случаях отсутствия предложений о кандидатурах временного управляющего или если предложенные кандидатуры не отвечают установленным Законом о банкротстве требованиям, а также если должник - юридическое лицо является градообразующей организацией, государственной организацией, организацией, имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, или организацией, имеющей наиболее существенное значение для экономики страны или социальной сферы, временный управляющий назначается хозяйственным судом по представлению органа государственного управления по делам о банкротстве. Эти же правила применяются и при назначении управляющего в процессе конкурсного производства.
Встречаются случаи, когда при принятии заявления о банкротстве должника невозможно определить кандидатуру временного управляющего. В таких случаях хозяйственному суду предоставляется дополнительный трехдневный срок, в течение которого он должен вынести определение о назначении временного управляющего.
К временному управляющему применяются те же положения Закона о банкротстве, что и для управляющего. Однако в Законе о банкротстве отдельно выделены права и обязанности временного управляющего.
Прежде всего, временный управляющий, как и управляющий, должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляются в соответствии с законодательством о банкротстве. Так, в соответствии со статьей 62 Закона о банкротстве управляющим в производстве по делу о банкротстве может быть физическое лицо, имеющее высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, а также необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности и не имеющее судимости. Кроме того, управляющим может быть также юридическое лицо. К руководителю такого управляющего - юридического лица как к лицу, обладающему персональной ответственностью, применяются требования, установленные к управляющему - физическому лицу. Свои полномочия управляющий осуществляет на основании специальной лицензии управляющего, выданной органом государственного управления по делам о банкротстве.
Законом о банкротстве четко определены права временного управляющего, назначенного хозяйственным судом. В соответствии со статьей 35 Закона временный управляющий вправе:
предъявлять в хозяйственный суд требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом о банкротстве и иными законодательными актами;
заявлять в хозяйственный суд ходатайства о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества должника на хранение третьим лицам, а также об отмене таких мер;
получать вознаграждение в порядке, установленном Законом о банкротстве;
заявлять в хозяйственный суд ходатайство об отстранении руководителя должника от должности;
производить опись (инвентаризацию) и оценку всего движимого и недвижимого имущества должника;
ходатайствовать перед хозяйственным судом о предоставлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений, предоставлении ими иных сведений, относящихся к хозяйственной деятельности должника, а также знакомиться с такими материалами в месте их нахождения, если иное не предусмотрено законодательством;
проводить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника и анализ финансового состояния и платежеспособности должника самостоятельно или с привлечением через хозяйственный суд должника, необходимых экспертов и специалистов в порядке, установленном законодательством;
входить в служебные помещения должника и производить в них осмотр, если иное не установлено в соответствии с законодательством;
осуществлять в соответствии с Законом о банкротстве по поручению хозяйственного суда иные полномочия.
Должник обязан предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника, если иное не предусмотрено законодательством об охране государственных секретов.
Кроме перечисленных прав на временного управляющего возлагаются специальные функции, выполнение которых обязательно в такой процедуре банкротства, как защитный период.
В соответствии со статьей 36 Закона о банкротстве временный управляющий обязан:
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и его защите;
истребовать у должника полный список его кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении и другую необходимую информацию, содержащуюся в книгах, счетах и иных документах;
устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;
проводить анализ финансового состояния и платежеспособности должника;
оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения;
определять наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору;
выполнять поручения хозяйственного суда, вытекающие из требований Закона о банкротстве;
предоставлять по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.
Управление должником после введения защитного периода значительно отличается от управления в процедуре конкурсного производства, в которой за отстраненным руководителем сохраняются лишь контрольные функции. Введение защитного периода не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника от исполнения их функций. Руководитель должника, иные органы управления должника и лица, представляющие должника и действующие от его имени (далее - органы управления должника), продолжают осуществлять свои полномочия с некоторыми ограничениями, установленными Законом о банкротстве, а также под контролем временного управляющего. Законодателем это было предусмотрено с целью предотвращения злоупотреблений со стороны руководителя или иных уполномоченных органов, которые могли бы ухудшить положение кредиторов, а также финансовое состояние должника.
Одним из таких ограничений является то, что органы управления должника в процессе защитного периода могут совершать сделки и исполнять платежные обязательства только с письменного согласия временного управляющего. Временный управляющий должен решить вопрос о целесообразности крупных и иных сделок, а также последствий этих сделок для имущества должника, поскольку последствием заключения таких сделок может стать невозможность восстановления платежеспособности должника.
Кроме названного ограничения должник - юридическое лицо в процессе защитного периода не вправе принимать решения о:
реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) или ликвидации должника;
создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении своего членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое состояние должника;
создании филиалов и представительств;
выплате дивидендов;
выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг;
выходе из состава участников должника - юридического лица;
приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (приобретении у участника должника доли (пая) в имуществе должника или ее части).
Решение об участии в ассоциациях, союзах, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц может быть принято органами управления должника только с письменного согласия временного управляющего.
С целью защиты интересов кредиторов, а также сохранности имущества должника хозяйственный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов. Такие меры применяются в соответствии с правилами обеспечения иска, предусмотренными статьями 84 - 89 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Помимо этих мер хозяйственный суд вправе:
обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам;
принять иные меры, направленные на обеспечение сохранности имущества должника.
Мерой по обеспечению требований кредиторов также является отстранение от должности руководителя должника. Данная мера может быть принята хозяйственным судом в процессе защитного периода по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве. Такое лицо должно содержать достоверные сведения о воспрепятствовании руководителем должника действиям временного управляющего при исполнении им своих обязанностей или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, или об иных нарушениях действующего законодательства. Только в этом случае хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности на срок, определяемый хозяйственным судом, и возложить на временного управляющего управление делами должника и обязанности его руководителя. При этом хозяйственный суд выносит определение об отстранении руководителя должника от должности.
В соответствии с определением хозяйственного суда об отстранении руководителя должника от должности:
лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор с руководителем должника, обязано отстранить руководителя должника, исполняющего обязанности руководителя должника по такому трудовому договору, от работы на срок, определяемый хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом;
приостанавливаются на срок, определенный хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом, права руководителя должника по непосредственному управлению должником, исполняющего обязанности руководителя должника не по трудовому договору, если иное не предусмотрено законодательными актами. Однако в данном случае права руководителя должника по осуществлению контрольных функций остаются у руководителя должника. Это исключение предусмотрено Законом о банкротстве для того, чтобы избежать злоупотреблений со стороны временного управляющего при осуществлении своих полномочий.
Определение хозяйственного суда об отстранении руководителя должника от должности может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
Меры по обеспечению требований кредиторов в процессе защитного периода применяются соответственно до момента возникновения одного из перечисленных ниже оснований:
возбуждения конкурсного производства и назначения управляющего;
утверждения хозяйственным судом мирового соглашения;
принятия хозяйственным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве.
Такие меры могут быть отменены хозяйственным судом и до наступления указанных обстоятельств.
В целях определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства в
процессе защитного периода проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника. В процессе же конкурсного производства такой анализ проводится в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также мер по восстановлению платежеспособности должника, если имеется возможность ее восстановления.
Правила проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника устанавливаются органом государственного управления по делам о банкротстве не только для процедуры защитного периода, но и для процедуры конкурсного производства.
Анализ финансового состояния и платежеспособности должника проводится после установления управляющим (временным управляющим) достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения управляющему.
При необходимости для проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника хозяйственный суд по предложению управляющего может назначить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника.
Проведение в процессе защитного периода анализа финансового состояния и платежеспособности должника является одной из важнейших обязанностей временного управляющего, поскольку без результатов такого анализа невозможно сделать заключение о достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения управляющему, а также выводы о наличии возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Кроме того, только в процессе проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.
В основу анализа финансового состояния и платежеспособности должника должны быть положены три цели:
- определение признаков, при наличии которых производство по делу о банкротстве может быть возбуждено;
- определение оснований для признания должника банкротом;
- определение признаков или обстоятельств, при наличии которых платежеспособность должника считается восстановленной.
По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве должника, а также отчет временного управляющего.
При наличии у должника возражений по требованиям кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов хозяйственный суд проверяет обоснованность возражений должника.
По результатам рассмотрения заявления о банкротстве должника хозяйственный суд выносит определение о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству при наличии следующих оснований:
неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
имеются обстоятельства, очевидно свидетельствующие о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства или произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер.
Если же отсутствуют основания для возбуждения в отношении должника конкурсного производства, хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве должника.
Также основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, как в процессе защитного периода, так и конкурсного производства, является утверждение хозяйственным судом мирового соглашения.
С момента утверждения хозяйственным судом мирового соглашения в процессе защитного периода руководитель должника или временный управляющий приступают к погашению задолженности перед кредиторами в соответствии с условиями мирового соглашения.

Источник «Вестник ВХС», № 2
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio