|
Впереди - бaнкpoтcтвa и глобализация. Подготовку к ним нельзя затягивать |
|
Республиканский клуб директоров провел 1 марта свое очередное заседание. На фоне, с одной стороны, усугубляющейся финансовой ситуации на предприятиях, а с другой - нарастающей конкуренции со стороны российских производителей тема "Экономическая устойчивость и менеджмент" прозвучала достаточно симптоматично. Белорусские директора давно работают в непредсказуемых экономических условиях, они вынуждены ежедневно брать на себя управленческие риски и отвечать на самые неожиданные вопросы. Тем не менее вопросы вице-президента Института приватизации и менеджмента Михаила Колонтая застали некоторых врасплох. Что является сильной стороной вашей компании? Что обеспечит ей выживание завтра? Чем сегодня нужно управлять директору? На что в первую очередь реагировать? Какой главный фактор конкурентоспособности вашего предприятия? В ходе дискуссии выяснилось, что в основе конкурентоспособности любого бизнеса лежит, кроме прочих условий, способность к изменениям. Чтобы чувствовать себя уверенно на рынке, нужно видеть сильные стороны компании и искать возможности для развития. Выступающий напомнил директорам мудрые слова американского экономиста Питера Ф. Друккера: "Результатов можно достичь путем использования возможностей, а не решения проблем". Однако сегодня самая насущная проблема директоров - как выжить? Мировая практика на этот вопрос давно ответила. Чтобы быть успешным, предприятию нужно или лидировать в снижении затрат (пример - китайские производители), придерживаться стратегии дифференциации своей продукции, или же концентрироваться на маленьком сегменте рынка. Сегодня в критическом положении оказались именно средние предприятия, которые не могут занять узкую нишу, не имеют массового производства и не обладают известной торговой маркой. Не случайно на Западе продолжается процесс реструктуризации крупных предприятий, что позволит им занять небольшой сегмент рынка. И все же есть ли шансы у нашей экономики? М. Колонтай в связи с этим привел в качестве примера экономику Италии, которая в 1960-е годы переживала жесточайший кризис. Именно в то время правительство сделало ставку на развитие нескольких приоритетных направлений, что и должно было обеспечить стране лидерство в мировом масштабе - это производство мебели, керамической плитки, дизайнерские разработки. Естественно, Беларусь не может быть конкурентоспособной во всех областях. Если она собирается занять свое место в мировом рынке, ей придется выбирать лишь те отрасли, где она может быть лидером. Чтобы это сделать, стране нужен менеджмент более высокого уровня, констатировали участники клуба. От страшного слова подальше Сегодня уже практически ни от кого не услышишь ритуальных заклинаний о том, что механизм банкротства необходим рынку. Эту бесспорную истину как-то даже неловко повторять. Тем не менее обсуждение внедрения этого механизма в белорусской практике вызвало много вопросов. Замдиректора Департамента по санации и банкротству при Минэкономики Наталья Мыцких, сославшись на исследование Федеральной службы России по Финансовому оздоровлению (ФСФО), где имеется более богатая практика применения процедуры банкротства, заметила, что основная причина неплатежей связана, как ни странно, с уровнем компетенции директора. Эта реплика вызвала недоумение зала. Специалисты, сталкивающиеся с процедурой банкротства на практике, подтвердили, что основная причина неплатежеспособности предприятий кроется в плохом менеджменте. И если западные аналитики связывают с менеджментом 40-60% успеха предприятий, то в условиях Беларуси, как отмечалось на клубе, - 80-90% успеха бизнеса зависит от руководителя предприятия. Департамент по санации и банкротству в течение 4 лет ведет мониторинг более 6 тысяч госпредприятий и предприятий с долей госсобственности. О критическом состоянии здоровья любого из них сигнализирует компьютер - это означает, что пора принимать меры. Однако многие руководители по-прежнему живут надеждой на реструктуризацию долгов. Обивают пороги в правительстве, просят снизить налоги и дать денег. Многие продолжают тешить себя иллюзиями, что такое положение продлится бесконечно. Вряд ли. Достаточно посмотреть на процессы, которые происходят в соседнем государстве. В России выделены лишь 1.700 предприятий, с которыми "нянчатся", причем в том случае, если у них есть шанс на выживание. А санации подлежат лишь стратегически важные, остальных банкротов предпочитают продавать. И правила возбуждения процедуры банкротства в России гораздо жестче: если предприятие не платит в течение 3 месяцев, оно - потенциальный кандидат на банкротство. Страшно подумать, но при таком подходе в нашем государстве сегодня на банкротство пошли бы практически все предприятия. Экс-премьер Владимир Ермошин как-то признался, что читал тревожную аналитическую записку по ситуации с банкротством даже в новогоднюю ночь. Правда, результатов вслед за этим не последовало. И все же "нарыв надо вскрывать, а не стараться его скрыть", отметила Н. Мыцких. Но поступают-то по-другому. Например, в отношении Минского часового завода налоговая инспекция вроде бы подала иск, но затем забрала обратно. Как отмечалось, подготовлен проект указа президента "О процедуре санации предприятии, особо важных для экономики", однако его рассмотрение затягивается. Выступающие выразили сомнение по поводу того, что процедура санации может спасти отечественную промышленность. Ведь любая предполагаемая санация требует огромных денег, а в госказне их нет. В связи с этим кто-то напомнил мудрые слова: "Если не можешь прокормить собаку, сними с нее цепь".
Лекарство можно найти всегда Как бы профессионалы ни успокаивали директоров, а слово "банкротство" по-прежнему звучит для многих зловеще. Несмотря на то, что в Беларуси закон о банкротстве был принят первым среди стран СНГ, этот механизм заработал в нашей стране позже, чем в других странах, - уже после того, как 12 февраля 2001 г. был принят новый закон о банкротстве. Первая волна банкротств коснулась банков, сейчас она "накрывает"колхозы. В прошлом году в хозяйственные суды было подано около 900 заявлений о возбуждении дел об экономической несостоятельности и банкротстве и по 725 безусловным случаям были привлечены антикризисные управляющие. В течение года были разрешены 265 дел. В том числе в 2001 г. в судах рассматривалось 45 дел о банкротстве госпредприятий, из них решение о санации было принято в отношении 16 предприятий, 13 предприятий было ликвидировано, на остальных заключены мировые соглашения или же продолжается защитный период. По словам президента Белорусского общества специалистов по антикризисному управлению и банкротству Александра Кириенко, из числа госпредприятий в процедуру банкротства попали "те гробы", которые жить не имеют права". Но за это время из процедуры вышли Могилевский регенератный завод, торговое предприятие "Военсервис". Это означает, что они полностью рассчитались с долгами. Причем при проведении процедуры банкротства кредиторам удалось на 60% вернуть безнадежные долги. Специалисты считают эту статистику прекрасной. Таковой сделать ее удалось благодаря профессионалам в области банкротства - антикризисным управляющим. Институт антикризисных управляющих начал создаваться в Беларуси в 1998 г. На начало 2002 г. 238 человек прошли аттестацию на право быть специалистами по антикризисному управлению и банкротству, в том числе 70 физических лиц и 18 орлиц. Однако лицензии получили лишь около 80 специалистов, а активно работают менее половины. А. Кириенко не согласился с тем, что исходя из количества вод стагнирует ли в этой стране экономика или развивается. По его словам, процедура банкротства - это не инструмент устранения с рынка умерших предприятий и оздоровления экономики, а в первую очередь - механизм страхования предпринимательских рисков. Ведь в экономике, не имеющей процедуры банкротства, предприниматель, который вложил средства в бизнес и потерпел неудачу, должен попасть то ли в долговую яму, то ли в Сибирь... Или же кредиторы найдут иной способ заставить его рассчитаться по долгам. "Когда мы говорим о цивилизованной процедуре банкротства, то подразумеваем, что этот бизнес не связан с криминалом, он имеет открытый бухучет, открытые отношения с кредиторами и т. д.", -еще раз уточнил выступающий. Подчеркивая, что механизм банкротства не должен предусматривать обязательную санацию, А. Кириенко тем не менее подчеркнул: если у должника есть возможность, реструктуризировать бизнес, провести реинжиниринг бизнес-процессов и получить внешние инвестиции - это самый желательный итог. Весь фокус в том, что в обычной ситуации, когда кредиторы давят на предприятие с требованием рассчитаться, подобного результата добиться невозможно. А вот при возбуждении процедуры, когда делается "стоп-карт по долгам (отсрочка для погашения задолженности дается на 18 месяцев с возможность" продления еще на 12 месяцев, а для градообразующих предприятий-до 10 лет), каждый рубль, вложенный под контролем управляющего в эффективный бизнес, может давать прибыль. После этого у предприятия появляется уникальный шанс рассчитаться с долгами, а самое главное - стать инвестиционно привлекательным для тех кредиторов, долги которых отсрочены. Кстати, А. Кириенко как антикризисный управляющий ставит задачу найти не просто способ быстрого расчета по долгам, а возможность заинтересовать кредиторов, чтобы те стали акционерами предприятия. Сейчас А, Кириенко работает с 5 госпредприятиями, попавшими в процедуру банкротства. "Первый бич-у них нет товара. Вроде бы все работают в поте лица, а продать нечего: или товар морально устарел, или конкуренты заняли нишу, или выпускается то, что никому не нужно,"-отметил выступающий. Недавно А. Кириенко удивили морально устаревшие пластмассовые изделия, которые... экспонировались на выставке. "Я сказал руководителям завода: готовьтесь к процедуре банкротства и ищите управляющего. Это было осенью, а сегодня они уже просятся попасть в процедуру, - рассказал выступающий. Лучше, конечно, если предприятие попадет в процедуру банкротства раньше, чем его растащат "до последнего листа "нержавейки". А примеров таких предостаточно. Один из них - Костюковичский комбинат силикатных изделий. Растащить все кирпичи вроде было нельзя - крыша развалится, а через один кирпич - можно. И . такое экзотическое решетчатое строение сегодня по-прежнему называется предприятием, имеет регистрационный номер. Но, увы, эти разграбленные фонды уже не будут никогда востребованы. Хотя, заметил А Кириенко, было время, когда они могли бы стать нужными для бизнеса. С марта прошлого года в процедуре банкротства находится ДСК Витебского сельстроя в Новополоцком районе. Антикризисным управляющим здесь работает А. Кириенко. В 1998 г. на предприятии насчитывалось 2,5 тыс. работающих, сейчас работают 40 человек. Как удалось спасти "останки"? Проанализировав ситуацию, управляющий увидел, что на этом большущем комбинате есть один "живой" цех. Антикризисному управляющему оставалось запустить его в работу. В этом цехе до банкротства работало 28 человек, а по расчетам управляющего должно быть не более 12. Но сегодня с поставленной задачей справляются 9 человек. При этом выработка на одного работающего в сравнении с 1998 годом выросла в 25 раз! Антикризисный управляющий сформулировал задачу так, что рабочие сами пришли к нему и попросили убрать 6 рабочих, чтобы больше заработать. В первый месяц они получили по 250 тыс. BYR, затем -больше 300 тыс. BYR. Но через 2 месяца сорвали планы поставок, заработав... по 70 тыс. BYR. "Я понял, что 70 тыс. BYR-предел их достаточности. И сказал: если они не хотят зарабатывать 500 тыс. BYR, то я найду желающих. Пока работают", -отметил А. Кириенко. Остальная часть здания пока пустует. Совместно со шведами разрабатывается проект его перепрофилирования под мебельную фабрику, который потребует 65 млн. USD. Год ведутся переговоры, но результата пока нет. Главное, в чем убежден А. Кириенко: лекарство для больного предприятия всегда можно найти. В конце концов, ликвидация - это тоже лекарство. Можно ликвидировать старый бизнес и на его руинах начать новый. Но в любом случае неэффективный бизнес должен быть уничтожен! По его мнению, на время процедуры банкротства вовсе необязательно отстранять от дела директора. "Директорский корпус - это золотой потенциал, достояние нации, и отстранять его от дела по формальным признакам недопустимо", - подчеркнул антикризисный управляющий. Несмотря на столь убедительный доклад, некоторые директора не скрывали скепсиса в отношении института антикризисных управляющих. "Сколько же им платят? -прозвучал закономерный вопрос. А. Кириенко отшутился, что не привык считать деньги в чужом кармане. Первые управляющие в течение года работали бесплатно, пока появилось постановление Совмина, урегулировавшее этот вопрос. "И все же учитывая нашу всеобщую неблагодарность к менеджерам, это не столь большие суммы. Тем более что работа помощников управляющего оплачивается из вознаграждения антикризисного управляющего",- отметил А. Кириенко. А что касается уровня компетенции этих специалистов, то директора, пытавшиеся пройти вместе с ними тестирование, столь жесткого экзамена не выдержали.
Кому это нужнее? Еще одна проблема, с которой директорам придется столкнуться в ближайшие годы, -вступление Беларуси в ВТО. Как отметила председатель Совета по развитию предпринимательства Татьяна Быкова, совсем скоро эта тема станет предметом обсуждения в каждом трудовом коллективе. ВТО-это механизм вхождения в глобализацию, и избежать его невозможно. И чем дальше Беларусь остается за бортом, тем меньше у нее возможностей влиять на правила международной торговли. Президента БСПН им. Кунявского Георгия Бадея интересовало, а не опоздает ли Беларусь со вступлением, учитывая, что Россия торопится это сделать чуть ли не к концу текущего года. Начальник отдела ВТО МИДа Антон Кудасов пояснил, что страна вступает на тех условиях, на которых договаривается. Беларусь готова взять на себя необходимые обязательства, но без дополнительных правил, которые считает для себя дискриминационными. Поэтому планы такие: Беларусь может вступать хоть 50 лет, потому что главное - "не мобилизационные даты, а условия присоединения. То есть важно получить условия, адекватные нашему государству. По крайней мере, уточнил представитель МИДа, "нынешняя команда белорусских переговорщиков придерживается такой точки зрения". По его словам, Россия придерживается аналогичной политики. К 2003 г. Беларусь должна устранить законодательные несоответствия, противоречащие нормам ВТО. Речь идет об уже принятых 45 нормативных и 20 законодательных актах. В перспективе же, как прозвучало, МИД попробует через указ президента принять документ, обязывающий проводить экспертизу всех нормативных актов на соответствие требованиям ВТО. В ходе дискуссии отмечалось, что вступление в ВТО не усугубит отношения Беларуси и России: Но можно предположить, что на взимание НДС по стране назначения Беларусь может рассчитывать лишь после вступления в ВТО, в нынешней же ситуации Россия на это не пойдет. В этой связи А. Кудасов отметил, что Россия будет требовать от Беларуси большей либерализации, чем ВТО, ибо ВТО не касается вопросов внутренней экономической политики нашего государства. Директоров беспокоило, что пока нет программы по вступлению в ВТО, не сделан секторальный анализ, в том числе абсолютно непонятно, что же будет с сельским хозяйством. Отвечая на эти вопросы, замначальника Департамента внешнеэкономических связей Минэкономики Владимир Волосатое отметил, что альтернативы либерализации внешнеэкономической деятельности нет, но надо быть готовым к тому, что этот процесс приведет к ухудшению ситуации в неконкурентных отраслях. В этой связи Т. Быкова подчеркнула, что, невзирая на это, в перспективе Беларусь получит выгоды от вступления в ВТО. Например, Испания, вступив в ВТО, на самом деле поставила под удар свое сельское хозяйство и легкую промышленность, зато другие отрасли выжили и стали конкурировать в мировой экономике. Она призвала не поддаваться желанию растянуть эту процедуру на неопределенный срок: мол, надо сначала подготовиться, а уж потом вступать в ВТО. Самое важное, как отмечалось на клубе, - вступление в ВТО заставит руководителей думать по-другому. Это своего рода механизм давления на проведение необходимых экономических преобразований внутри страны. Нужно создавать режим свободной конкуренции в стране, а для этого надо менять механизм управления экономикой. Один из участников попросил посмотреть на проблему с таких позиций. Если российская экономика -большой прогрессирующий слон, то белорусская - моська, модель которой противоречит принципам ВТО. То есть Россия может стать желанной для ВТО, а Беларусь - изгоем. На что А. Кудасов заметил: да, может сложиться и такая ситуация, но в конце концов надо честно ответить на вопрос: "Кому это надо - нам или ВТО?". Кстати, в России уже поняли, что через переговорный процесс с ВТО можно влиять и на решения, принимаемые внутри страны. Дискуссию о проблемах встраивания Беларуси в ВТО неожиданно прервала реплика с места. Один из директоров поделился своим "горем": что там глобальная экономика, пока торговые барьеры внутри своей страны не позволяют ему привезти мясо из Орши в Могилев!
Татьяна МАНЕНОК
Источник «Белорусский рынок», № 10
|
|
|