|
Банкротство KirchMedia, телевизионного подразделения группы Лео Кирха, поставит точку в многомесячной борьбе одного из самых успешных немецких предпринимателей, своего рода символа бизнеса Германии, с непосильным долговым бременем. Лео Кирх начал строить свою медиа-империю 50 лет назад, когда приобрел права на показ в немецких кинотеатрах нескольких итальянских фильмов. С тех пор его группа разрослась невероятно. Ей принадлежит крупнейший немецкий коммерческий телеканал, права на трансляцию спортивных соревновании, в том числе матчей УЕФА и гонок "Формулы-Г, крупнейшая в Европе фильмотека и акционерный капитал в ряде немецких и иностранных СМИ. Кирх не смог справиться с долгами, которые набрал для расширения своего бизнеса в конце 90-х годов, когда рынок был на подъеме. Банкротство этого концерна оставит без работы примерно 3.000 человек и создаст 5-миллиардную дыру в бюджетах полудюжины немецких банков. Еще более значительными могут быть последствия на политическом фронте. Германия готовится к выборам, и банкротство Kirch-Media выбьет многие козыри из рук Эдмунда Штойбера, соперника канцлера Шредера. Да и для самого канцлера громкий экономический скандал весьма нежелателен. Крах империи Кирха может означать начало изменений корпоративной практики Германии. Медиа-магната не раз спасали его политические связи. Совсем недавно баварский Landesbank дал ему кредит, пойдя навстречу Штойбе-ру, а еще раньше вопросы долгов решались с помощью канцлера Коля в Бонне. Германия совсем не хотела возникновения проблем у своих крупнейших компании, которые могли отойти к иностранцам. В особенности это касалось СМИ. Банки вынуждены были отзываться на просьбы политиков и выписывать все новые кредиты. Но ресурс доверия оказался исчерпанным. Несмотря на призывы спасти тонущий корабль, кредиторы остались верны интересам акционеров. По мнению влиятельного британского журнала The Economist, вся история компании Кирха-типично немецкая. В любой стране с англосаксонской открытой экономикой такой монстр уже давно рухнул бы под грузом долгов. И то, что финансовая логика оказалась в этот раз для немецких банкиров и политиков важнее национально-кулуарной, может означать, что в бизнесе ФРГ произошла революция. Тихая, но от этого вряд ли менее значимая. Лео Кирх сделал состоя-ние на том, что в 1960-70-е гг. купил права на телетрансляцию голливудских фильмов на немецком языке. После реформы вещательного сектора он вышел и на телевизионный рынок, основав собственную бесплатную телестанцию и платный канал Premiere. Чтобы привлечь потребителей, Кирх купил дорогостоящие права на спортивное вещание. Его критики говорят, .что заплатил он тогда слишком много. Теперь же, придавленная долгами, KirchGruppe отступает по всем фронтам. Германские телезрители, которые обычно получают от 10 до 30 бесплатных эфирных и кабельных телеканалов, не слишком охотно подписываются на платные сети. Стратегические партнерььКирха. такие, как медиа-группа Axel Springer, которая только что обнародовала данные об убытках, понесенных ею впервые, начинают отзывать свои инвестиции в KirchGruppe. Axel Springer принадлежит пакет акций компании Кирха, но она им§ет право продать ее обратно за 700 млн. USD. В свою очередь KirchGruppe контролирует 40% акции Axel Springer, но продать этот пакет не может, поскольку он является обеспечением займа, взятого в Deutsche Bank. Несколько банков, предоставлявших ранее кредиты KirchGruppe, уже дали понять, что больше не намерены поддерживать проблемного гиганта.
Источник «Белорусский рынок», № 16
|
|
|