Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Санация - не стагнация, банкротство - не панацея
 
Процедурам экономической несостоятельности (банкротства) в Беларуси начали уделять пристальное внимание еще с 2000 года. В результате сегодня процедура ведения дел о банкротстве в республике по некоторым параметрам даже превосходит международные требования. Похоже, этим можно будет похвастаться и в дальнейшем, так как совершенствование законодательства в сфере экономической несостоятельности продолжается. О том, насколько эффективнее эти процедуры станут с принятием указа №178, не останутся ли антикризисные управляющие без контроля, и когда в Беларуси будет решен вопрос института банкротства физических лиц, БЕЛТА рассказал директор департамента по санации и банкротству Минэкономики Александр Мирониченко.
- Александр Иванович, антикризисное управление, наверное, единственная отрасль в Беларуси, которую мировому финансовому кризису не удалось застать врасплох?

- В какой-то степени это действительно так, ведь для антикризисных управляющих кризис - это будни, то, с чем приходится иметь дело каждый день. Кроме того, в Беларуси еще задолго до возникновения мирового кризиса обратили пристальное внимание на применение законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) как одного из регуляторов экономики страны. И сегодня можно говорить о том, что в этой сфере мы достигли значительных успехов. Например, в настоящее время средний срок рассмотрения наиболее простых дел, связанных с ликвидацией предприятий, составляет в Беларуси 6-7 месяцев, при этом требования Всемирного банка по рассмотрению таких дел - 1 год 3 месяца.

Важно, что у нас хорошо налажена не только система применения судебных процедур санации (оздоровления) и банкротства (ликвидации), но и предупреждения этих явлений. Для этого были созданы специальные комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) при министерствах, концернах и исполкомах всех уровней. Всего в Беларуси действует 166 таких комиссий, в поле зрения которых находятся все значимые предприятия. В основном это предприятия с долей госсобственности, но нередко комиссии рассматривают и частные организации, находящиеся в неудовлетворительном финансовом состоянии. Только в том случае, когда досудебное оздоровление оказалось безрезультатным, комиссии принимают решение о возбуждении дела об экономической несостоятельности (санации или банкротстве).

- Если говорить о тех случаях, когда дело уже дошло до суда, почему в Беларуси процедуры банкротства и ликвидации явно преобладают над оздоровлением?

- В процедурах санации (оздоровления) у нас действительно сегодня находится только около 30 предприятий. При этом общее количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находящихся на рассмотрении в хозяйственных судах, в Беларуси остается стабильным на протяжении трех последних лет и составляет на сегодняшний день около полутора тысяч. Из них почти 90% приходится на частные фирмы, уже практически прекратившие свою производственно-хозяйственную деятельность. Поэтому когда мы говорим, что всего оздоравливается только 30 субъектов хозяйствования, надо понимать, что речь идет преимущественно о госпредприятиях, решение по которым вовремя приняли специальные комиссии. Что касается частных предприятий, то обычно они попадают в процедуры экономической несостоятельности, когда об оздоровлении говорить уже поздно. Руководителям частных фирм нужно более внимательно относиться к этому вопросу.

Еще одной причиной сложившейся ситуации были установленные указом №508 ограничения на возбуждение дел об экономической несостоятельности, согласно которым предприятие могло попасть в процедуру только на той стадии, когда сумма его долгов практически приравнивалась к сумме имущества. Документом было установлено соотношение суммы долга и стоимости имущества на уровне не менее 0,85. Недавно принятым указом №178 усовершенствованы экономические критерии возбуждения процедур банкротства, что повысит возможность своевременного применения санации до того момента, как образовались слишком большие долги, и предупреждения ликвидации предприятий.

- Что еще в сфере экономической несостоятельности будет усовершенствовано указом №178?

- На повышение эффективности процедур экономической несостоятельности, прежде всего санации, направлено расширение функций созданных при госорганах комиссий: теперь они будут оценивать эффективность не только планов досудебного оздоровления предприятий, но и планов их санации, готовить предложения по их корректировке - то есть вести предприятие от начала до конца. Раньше же комиссия уделяла меньше внимания предприятию после того, как оно попадало в судебную процедуру санации или банкротства.

Указ №178 также разрешает антикризисным управляющим - юридическим лицам оказывать услуги, сопутствующие антикризисному управлению - юридические услуги, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, оценочную, научную и образовательную деятельность. Это должно расширить круг антикризисных управляющих за счет юрлиц, которые сейчас практически не работают в этой сфере, поскольку это невыгодно: они не могут обеспечить штат в несколько человек за счет выполнения только этой работы. Сегодня антикризисный управляющий работает, как правило, один и является ИП. Кроме того, мы предусмотрели, что управляющие смогут вести дополнительное количество дел о ликвидации, то есть дело о санации по-прежнему можно будет вести только одно, а о ликвидации - неограниченное количество.

- Однако антикризисные управляющие рассчитывали, что им разрешат вести несколько дел о санации…

- Поскольку у нас в стране проводится не так много процедур санации, мы будем решать этот вопрос постепенно. Минэкономики отрабатывало возможность предоставления антикризисным управляющим права вести три дела в любой категории по полной процедуре, будь то санация или банкротство. Но было решено, что это пока преждевременно, поскольку проведение оздоровительных мероприятий требует особых усилий и внимания. Мы пока не готовы сказать, что у нас есть такие управляющие, которые смогли бы вести несколько дел сразу. Когда в Беларуси появятся юрлица, которые смогут на себя взять подобную задачу, я думаю, правительство рассмотрит этот вопрос.

- А насколько государство готово контролировать антикризисных управляющих, особенно сейчас, с принятием указа, который расширяет их возможности?

- За последние годы в Беларуси выстроилась четкая система контроля за деятельностью антикризисных управляющих со стороны органов госуправления, департамента по санации и банкротству Минэкономики, хозяйственных судов, кредиторов. Как известно, в Беларуси приостановлена контрольная деятельность, в том числе и в сфере антикризисного управления. Готовится комплексный акт главы государства по координации контрольной работы. Минэкономики также участвует в его подготовке, и могу утверждать, что антикризисный управляющий, как никто другой, будет охвачен этой уже новой системой контроля.

Что касается последнего времени, то в 2008 году было увеличено количество проверок деятельности антикризисных управляющих. Всего в прошлом году проведено 230 проверок, в том числе 76 - по обращениям кредиторов. В результате из-за нарушений пришлось аннулировать три лицензии. Однако в Беларуси не было случая, чтобы процедура банкротства применялась с целью захвата собственности предприятия. Барьеры, созданные нашим законодательством, исключают такую возможность.

- Почему в Беларуси пока не регулируются законодательно вопросы банкротства физических лиц, хотя за рубежом это обычное явление?

- Банкротство физических лиц - это один из концептуальных вопросов в сфере экономической несостоятельности в Беларуси, необходимость решения которого действительно уже давно назрела. Многие граждане взяли значительные кредиты в банках, бывают ситуации, когда они не в состоянии их вернуть. Вопрос банкротства физлиц планируется урегулировать в новой редакции закона об экономической несостоятельности (банкротстве). Минэкономики уже подготовило проект новой редакции закона, в которой содержится более 500 изменений и дополнений. Они не меняют концепцию и направленность закона в целом и должны обеспечить поддержку белорусских организаций, социальные гарантии гражданам. Направить законопроект в парламент планируется в 2010 году.

- Много ли сегодня в Беларуси неплатежеспособных организаций, и какие перспективы их ожидают - государство не собирается от них отказываться в пользу более жизнеспособных предприятий?

- Количество финансово неустойчивых госорганизаций на протяжении двух последних лет в Беларуси постоянно сокращалось. Если на 1 ноября 2006 года их доля в общем числе государственных предприятий составляла 47%, то на 1 ноября 2008 года - 32%.

Сегодня в условиях мирового кризиса мы видим, что правительства зарубежных государств предпринимают все усилия по спасению крупных отраслеобразующих предприятий. Например, ни "Рено", ни "Опель" не собираются закрывать, несмотря на их сложное экономическое положение. Как показывает международная практика, это правильно. Поэтому не может быть и речи о том, чтобы крупные белорусские предприятия останавливались, ликвидировались. Государство сделает все, чтобы их сохранить, чтобы они работали эффективно. В стране по-прежнему основное внимание будет уделяться досудебному оздоровлению предприятий. Некоторые субъекты хозяйствования, имеющие отрицательные финансовые показатели, возможно, и не нужны экономике, но они будут выведены из нее аккуратно, без каких-либо негативных социальных последствий.



Наталья Вербитская (БЕЛТА)


"Белорусское телеграфное агентство", 21 апреля 2009 года




Источник "БЕЛТА", 21 апреля 2009 года
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio