Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Ликвидация — не рекомендация
 
На вопросы «Р» отвечает председатель Хозяйственного суда Могилевской области Виктор БОГУСЛАВСКИЙ.
— Виктор Валерианович, не-жданно-негаданно и в нашу размеренную жизнь ворвался мировой кризис. Вы у себя в Могилеве его почувствовали? Подготовились к тому, чтобы на него реагировать своими судейскими методами и средствами?

— Можно с уверенностью сказать, что в связи с кризисными явлениями в мировой экономике и финансовой сфере количество дел, в том числе по искам с участием иностранных фирм, в ближайшее время, скорее всего, увеличится. Такое предположение основано на том, что уже в ноябре — декабре 2008 года резко возросло поступление заявлений в суд. Хотелось бы, чтобы такой прогноз не сбылся, но мы должны быть готовы к работе в более экстремальных условиях, чем в прошлые годы, и в этой связи определить приоритеты и механизмы воздействия на ситуацию.

Прежде всего — это перераспределение нагрузки в пользу приказного производства. Следующей в этом ряду стоит процедура посредничества, и далее — мировое соглашение. И, конечно же, многое решает организация работы суда.

— Как сработал суд в минувшем году? Какие дела преобладали?

— В 2008 году работа Хозяйственного суда Могилевской области была сложной и напряженной по некоторым объективным причинам. Как и в прежние годы, наибольший удельный вес (92 %) от всех разрешенных дел занимали дела по спорам, вытекающим из неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам. По сравнению с 2007 годом количество дел данной категории увеличилось на 11 %. Основное количество дел о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам приходится на расчеты за продукцию, работы, услуги — 5 666.

Увеличилось количество дел о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам аренды. За прошедший год судом рассмотрено 187 дел данной категории, что на 20 % больше, чем за предыдущий год. По данной категории дел в основном предъявляются требования о взыскании задолженности по арендным платежам.

В 1,8 раза увеличилось количество дел о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам страхования. Необходимо обратить внимание на тот факт, что правовая культура наших граждан повышается. Все чаще они заключают договоры добровольного страхования имущества, что может повлечь еще большее количество исков по данной категории.

В 3 раза уменьшилось количество дел, связанных с нарушением законодательства об охране окружающей среды. Полагаю, что это явление временное. В конце года, после укомплектования юридической службы областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды квалифицированными специалистами, работа по предъявлению исков данной категории оживилась.

Значительно уменьшилось количество дел по заявлениям о проверке законности ненормативных правовых актов. За 2008 год судом рассмотрено 13 дел указанной категории — втрое меньше, чем год назад. Субъекты хозяйствования в настоящее время внедряют электронные программы по ведению бухгалтерского учета, в связи с чем система налогового учета на предприятиях стала более прозрачной. Принимаются нормативные акты, упрощающие систему налогообложения и уменьшающие налоговую нагрузку. Это приводит к снижению существенных нарушений, выявляемых при проведении проверок налоговыми органами, а менее значимые нарушения в настоящее время охватываются КоАП Республики Беларусь.

— Наша газета регулярно печатает списки субъектов хозяйствования, исключенных из Единого государственного регистра. Обратил внимание, что из Могилевщины таких субъектов меньше, чем из других регионов. Почему?

— В минувшем году нашим судом приняты решения о ликвидации 38 юридических лиц и о прекращении предпринимательской деятельности 7 индивидуальными предпринимателями. Возбуждено производство о банкротстве на основании заявлений ликвидационных комиссий, поданных в порядке согласно ст. 247 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» в отношении 6 юридических лиц и 2 индивидуальных предпринимателей. Действительно, только 3 юридических лица и один индивидуальный предприниматель исключены за год из Единого государственного регистра. Сроки ликвидации 29 юридических лиц и 4 индивидуальных предпринимателей не истекли. Кроме того, на контроле у судей находятся 15 дел о ликвидации юридических лиц или прекращении предпринимательской деятельности, решения по которым приняты ранее.

В случае возбуждения производства по делу о банкротстве ликвидируемого должника председатель ликвидационной комиссии обязан направить хозяйственному суду, назначившему ликвидационную комиссию, копию определения о возбуждении производства по делу о банкротстве для приобщения к материалам дела о ликвидации. На практике вышеуказанный пункт председателями ликвидационных комиссий не выполняется. Информация о том, что возбуждено производство по делу о банкротстве ликвидированного субъекта хозяйствования, поступает судье лишь по истечении длительного времени.

В связи с этим было принято решение, чтобы контроль сроков проведения ликвидации юридических лиц и прекращения предпринимательской деятельности наряду с судьями осуществлялся отделом судебной практики нашего суда. Дела в архив помещаются только при наличии решения об исключении субъектов из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

— Сколько суд рассмотрел дел о ликвидации субъектов хозяйствования с иностранными инвестициями?

— За год судом рассмотрено больше десятка таких дел. Срок завершения их ликвидации истекает в этом году. На момент вынесения решений задолженность у организаций отсутствовала.

— При рассмотрении дел в связи с прекращением деятельности юридических лиц, наверное, «вылезают» и самые неожиданные проблемы?

— Да, это так. Законодательными актами не предусмотрена льгота по уплате госпошлины для ликвидируемых предприятий, а областные и городские исполнительные комитеты освобождены от уплаты ее за подачу заявлений о ликвидации юридических лиц. Поэтому суд по результатам рассмотрения дел взыскал госпошлину с ликвидируемых организаций в доход республиканского бюджета.

После завершения мероприятий по ликвидации, удовлетворению и погашению требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана составить ликвидационный баланс и представить его хозяйственному суду для утверждения вместе с письменным отчетом о своей работе. Наличие задолженности по государственной пошлине в сумме 350 000 рублей не позволит суду утвердить ликвидационный баланс. Ликвидационные комиссии вынуждены будут обращаться в хозяйственный суд с заявлениями о банкротстве должников в порядке, установленном Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Следует отметить, что госпошлина даже по результатам рассмотрения дел о банкротстве реально взыскана в бюджет не будет, так как имущества у организаций нет, местонахождение учредителей неизвестно, предпринимательская деятельности не осуществлялась с 2000 года. Вместе с тем необходимо будет произвести выплаты вознаграждения управляющим по делам о банкротстве. А данное обстоятельство приведет к затягиванию сроков ликвидации и увеличит нагрузку на судей.

Предприятия с иностранными инвестициями ликвидируются только по решению собственника или хозяйственного суда. После принятия такого судебного решения ликвидационные комиссии, в состав которых по данной категории дел включаются, как правило, представители ИМНС, таможни и иных государственных органов, могли бы инициировать вопрос о признании задолженности субъекта хозяйствования безнадежным долгом и ее списании в порядке, установленном Указом № 329. Однако подобная процедура этим Указом не предусмотрена, ликвидационные комиссии в круг субъектов, к компетенции которых относится принятие решений о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании, не включены.

Кроме того, образовавшаяся задолженность не может быть признана безнадежным долгом и списана, поскольку задолженность по госпошлине возникла с принятием решения о ликвидации, а для списания таковой необходимо истечение трехлетнего срока со дня ее выявления. Согласно же ст. 247 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» ликвидационная комиссия обязана подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве в течение одного месяца со дня выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого хозяйственным судом принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Таким образом, в деле о ликвидации ликвидационный баланс судом не утверждается и дело автоматически переходит в категорию дел о банкротстве.

Данная проблема может быть разрешена путем внесения дополнения в ст. 10 Закона «О государственной пошлине». В нем будет сказано об освобождении от уплаты госпошлины по делам о ликвидации. Кроме того, необходимо разработать процедуру признания задолженности безнадежным долгом и ее списания ликвидационными комиссиями в порядке, предусмотренном Указом № 329.



Леонид ЮНЧИК, «Р»


"Республика", №20 от 04.02.2009




Источник "Республика", №20 от 04.02.2009
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio