Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  На старых костылях из кризиса не выйти
 
Изменить сложившуюся структуру национальной экономики способны новые технологии, а их в стране практически нет.
Разовая девальвация национальной валюты не принесла ожидаемого эффекта, а к реализации антикризисной программы правительству следовало бы приступить гораздо раньше, ибо сейчас вопрос стоит о выживаемости отечественной экономики.

Эти заявления рефреном звучали в выступлениях участников заседания Республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации (РСД БНПА), которое было посвящено антикризисной тематике и прошло 10 марта в Минске. На сенсационность они претендуют лишь на фоне официального замалчивания реальной глубины и последствий кризиса для белорусской экономики.


С инновациями опоздали.

Комментируя сложившуюся ситуацию в экономике, заместитель министра экономики Беларуси Татьяна Старченко не стала скрывать очевидных негативных тенденций. По ее словам, "негативные последствия кризиса мы ощущаем на себе". В январе прирост ВВП составил 4,2%, а по итогам февраля - 1,4%.

Основной клубок проблем затронул прежде всего крупнейшие валообразующие предприятия машиностроения, металлообработки, промышленности стройматериалов, легкой и деревообрабатывающей промышленности.

Чтобы предотвратить обвал в реальном секторе, начиная с ноября 2008 года правительство приняло ряд антикризисных мер. В том числе по поддержке ликвидности в банковском секторе, сохранности денежных вкладов населения, а также по сокращению затрат через уценку сырья и материалов.

Предприятиям предоставлено право снижать затраты за счет непроведения переоценки основных фондов, их поддержка осуществляется путем льготирования процентных ставок кредитов, предоставления налоговых кредитов и т. д.

"Благодаря этим мерам мы имеем достаточно неплохие результаты в прошлом году", - констатировала Т. Старченко. Однако, признала она, этих мер недостаточно - они не могут обеспечить устойчивость работы национальной экономики.

Мы понимаем, заявила она, что основная проблема отечественной экономики заключается в неэффективности использования ресурсов, низкой инновационности. В последние 3-4 года правительство занималось решением задачи по переходу экономики на инновационный путь развития. "Но в условиях влияния мирового кризиса мы понимаем, что эту работу надо было начинать гораздо раньше - догонять сложнее. Вопрос стоит о выживаемости экономики", - призналась замминистра.

Ключевое направление - либерализация экономической деятельности. Но эта работа требует ускорения, чтобы придать импульсы как крупному сектору, так и малому и среднему бизнесу, чтобы он смог быстрее приспособиться, найти решение проблем, заявила она.

Однако мы видим, что совершенствования сферы административных и технических процедур, земельных отношений и т. д. для стимулирования привлечения инвестиций недостаточно, сказала Т. Старченко и призвала всех заинтересованных лиц направлять предложения по преодолению кризиса в правительство.


Стратегии нет.

Заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси Георгий Гриц обратил внимание, что все принимаемые правительством антикризисные решения носят тактический характер. Между тем "стратегия, то есть куда мы идем, что будет после кризиса, правительством не определена", подчеркнул он.

Обратив внимание на снижение показателей ВВП в первые два месяца, ученый задал риторический вопрос: "Вы что, верите, что удастся обеспечить выполнение показателя ВВП в 10%?". Он подчеркнул, что целевые базовые показатели необходимо пересмотреть, чтобы они не довлели над директорами.

Достаточно скептически отозвался ученый о решении перейти в расчетах с РФ на российский рубль. "Говорить об использовании российского рубля в условиях нестабильности, продолжающейся его девальвации, по крайней мере, несерьезно", - заметил он.

Г. Гриц также отметил, что девальвация белорусского рубля не оправдала ожиданий, поскольку основной торговый партнер - Россия провела более масштабную девальвацию российского рубля - на 56%. В результате непаритетной девальвации получается, что Беларусь вымывает свои золотовалютные резервы - "подушку безопасности".

Присутствовавший на заседании экс-премьер-министр Беларуси (1996-2000 гг.) Сергей Линг с этим согласился. "От девальвации настрадались все, а эффекта не получили", - подчеркнул он. Констатируя, что "за девальвацию отвечает Нацбанк, за инфляцию - Минэкономики, за бюджет - Минфин, за налоги - МНС", классический вопрос: "кто сшил костюмчик?" остается без ответа, заметил С. Линг.

Высказав по этому вопросу солидарную позицию, председатель Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский обратил внимание, что дефицит текущего счета платежного баланса страны только за последний квартал 2008 года увеличился на 2,1 млрд. USD - до 4,4 млрд. USD, хотя за три квартала он составлял 2,3 млрд. USD.

При этом валовой совокупный долг страны в 2008 году увеличился на 18,6% - до 14,8 млрд. USD. При этом около 60% долга - это краткосрочный долг, который придется покрывать. "Скоро мы будем работать только на оплату процентных ставок по заимствованиям, однако этот источник небезграничен. Дешевых ресурсов не будет", - заявил Ф. Чернявский.

Да и сейчас их нет. Стоимость внешнего финансирования, несмотря на то, что ставка LIBOR на внешние ресурсы составляет 2,2%, после уплаты комиссии, страхования иностранного кредита вырастает до 13-15%.

Поэтому, считает Ф. Чернявский, в первую очередь надо поддерживать те предприятия, которые способны "продавать продукцию, а не только ее производить".

Зампредседателя БНПА Вячеслав Юхнович эту позицию поддержал. По его словам, нужно рекомендовать правительству расширить объем госзаказа в машиностроении - направить на эти цели в том числе и внешние кредиты, которые сегодня используются только для поддержания курса белорусского рубля.


Социальная нестабильность - угроза суверенитету.

Было очевидно, что некоторые выступающие, комментируя ситуацию, явно фальшивили: избегали оценок, пытались смягчить ситуацию или же спрятать свою позицию за дежурными фразами, заявляя, что страна с честью справится со всеми кризисными проблемами.

В свою очередь глава Федерации профсоюзов Беларуси Леонид Козик заявил, что правительство не должно стесняться кризиса.

"От кризиса никуда не денешься, и замалчивать его не стоит. Надо взять параметры от падения, не стесняясь, и от них начать работать", - сказал Л. Козик.

По его словам, предприятие должно работать столько дней в неделю, сколько ему выгодно. "Но при этом должна быть обеспечена социальная защищенность коллектива", - подчеркнул выступающий.

Тема социальных последствий кризиса звучала во многих выступлениях.

В частности, С. Линг подчеркнул, что "надо очень внимательно смотреть на социальные программы". "Если шатнем социальные программы - население взбунтует мгновенно", - констатировал экс-премьер-министр. По его словам, первоочередными антикризисными мерами правительства должны стать "меры по сохранению консолидации и стабильности в обществе". "Если нет стабильности - возможна угроза суверенитету государства", - подчеркнул С. Линг.

"Ситуация очень серьезная. Социальная напряженность нарастает, и если ее допустить, возможны необратимые последствия", - продолжил эту тему Г. Гриц. Он даже заявил о необходимости специального обращения к нации руководителя страны. "Может быть, есть смысл руководству страны выступить с серьезным обращением к народу", - сказал ученый. По его мнению, в условиях нарастания негативных последствий кризиса такое обращение нужно в целях предупреждения роста социальной напряженности.


Главный рычаг - развитие бизнеса.

Когда же закончится кризис? Хотя этот вопрос открыто и не прозвучал в ходе директорского совета, ответ на него хотелось бы знать каждому.

"Кризис закончится тогда, когда появится новая сфера притяжения для капитала", - подчеркнул в своем выступлении Г. Гриц. Речь идет о производстве инновационной продукции, доля которой в структуре отечественной экономики ничтожна мала. Между тем, как отметил ученый, "очень сомнительно, что на традиционных технологиях мы сможем поменять структуру бюджета".

Беларусь должна встать на путь инновационного развития, чтобы обновленной выйти из кризиса, подчеркнул С. Линг, ибо "на старых костылях невозможно выйти из кризиса".

"Единственный билет в будущее - это перемены", - поддержала экс-премьер-министра Беларуси председатель правления Торгово-промышленной палаты Латвии Жанета Яунземе-Гренде. По ее словам, в Латвии родилась новая парадигма: кризис - это хорошо, потому что трудности позволяют объединить потенциал каждого человека и предприятия и направить его на повышение эффективности государства. "Потому что от уровня конкурентоспособности государства зависит, какими мы будем после кризиса", - отметила она.

В Беларуси последствия кризиса могут быть похуже, чем в соседних странах, поскольку в стране не проведены реформы, государство остается крупнейшим собственником и несет колоссальные риски в связи с кризисом, подчеркнул председатель Минского столичного союза предпринимателей и нанимателей Владимир Карягин.

Он подчеркнул, что самый мощный антикризисный рычаг - это развитие малого и среднего предпринимательства - единственное, что позволит обеспечить инновационное развитие национальной экономики. Поэтому необходимо поскорее снять все барьеры, препятствующие его развитию.


Справка "БР"

Рекомендации БНПА по ликвидации негативных проявлений кризиса в экономике.

БНПА предлагает правительству и Нацбанку переориентировать кредитно-денежную политику в сторону доступности кредитных ресурсов для реального сектора. Эксперты БНПА призвали правительство ускорить создание венчурных компаний в Беларуси. До этого следует разработать и принять временные правила финансирования коммерческими банками наукоемких инновационных проектов. В рамках этого проекта ассоциация настаивает на упрощении разрешительной процедуры привлечения финансовых средств нерезидентов в страну.

БНПА считает, что меры господдержки в первую очередь должны быть направлены на развитие машиностроения и строительного комплекса и включать сокращение налоговых и неналоговых платежей и техперевооружение из средств госбюджета.

В числе мер повышения занятости населения БНПА предлагает обязать руководителей предприятий республиканской и коммунальной форм собственности представлять в бесспорном порядке пустующие и неиспользуемые площади предпринимателям, организующим производство или оказание услуг.

Кроме того, БНПА рекомендует перейти на 7-часовой рабочий день (35-часовую неделю), не уменьшая при этом размер зарплаты низкооплачиваемым категориям работников (до 500 тыс. BYR).




Татьяна МАНЕНОК


Аналитический еженедельник "Белорусы и рынок", №11 от 16.03.2009




Источник "Белорусы и рынок", №11 от 16.03.2009
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio