|
«ЗАКОН И ДОГОВОР — вот надежная основа для работы» |
|
Виктор КАМЕНКОВ:
Недобросовестность партнеров по бизнесу, долги, неплатежи, а то и факты элементарного обмана - все это было и остается серьезным тормозом в деловых отношениях. Оздоровить климат в экономике, защитить интересы хозяйствующих лиц или в случае конфликта направить выяснение отношений в цивилизованное русло призваны хозяйственные суды страны. Как они справляются с этой миссией сегодня? Как вообще идет процесс создания правовой экономики, основанной на законе и договоре? Обсудить наряду с конкретикой судебных будней столь масштабные вопросы деятельности отрасли позволил знаменательный повод - 22 ноября отечественному хозяйственному судопроизводству исполняется 80 лет. Накануне наш корреспондент встретился с Виктором КАМЕНКОВЫМ - председателем Высшего хозяйственного суда. Виктор Сергеевич, наши поздравления и, если можно, небольшой экскурс в историю. - Она началась с ноября 1922г., когда были созданы арбитражные комиссии, которые затем преобразовались в органы Государственного арбитража и в ныне существующую систему хозяйственных судов. Арбитражные комиссии возникли в связи с переходом к новой экономической политике, появлением частника-производителя и частника-торговца, с переводом государственных трестов и предприятий на так называемый коммерческий, а затем хозяйственный расчет. Свою продукцию они начали продавать, а сырье, топливо, оборудование покупать. Иначе говоря, предприятия стали участниками торгово-денежного оборота, между ними возникли экономические, хозяйственные связи, основанные на договоре. Неизбежно появились и споры об имуществе, товарах, деньгах, что, естественно, привело к созданию органов, призванных разрешать эти споры. И все же до 1991 г. Государственный арбитраж еще не был полноценным судом. Именно 5 июня 1991 г. на сессии Верховного Совета БССР были приняты Закон "О хозяйственном суде Белорусской ССР" и Хозяйственный процессуальный кодекс, что привело к прекращению деятельности ведомственного арбитража и преобразованию органов Государственного арбитража в систему хозяйственных судов. С этого времени в его подведомственность из общих судов перешли споры с участием колхозов, государственно-кооперативных, транспортных организаций, а также дела, возникающие при заключении договоров на ярмарках и другие. А сегодня хозяйственные суды Беларуси - это суды в подлинном смысле. Здесь могут защитить свои интересы руководители госпредприятий, любой предприниматель, будь то юридическое лицо или гражданин, контролирующие органы, представители власти... И они сполна пользуются этой возможностью. В частности, количество поступивших заявлений за девять месяцев 2002 г. возросло на 68% и составило более 25 тыс. обращений. Кстати, судами уже рассмотрено на 15% дел больше, чем в прошлом году. Лидирующее место занимают споры, связанные с расчетами за продукцию, работы, услуги - свыше 12 тыс. дел. В четыре раза больше (почти тысяча) поступило заявлений о признании должника банкротом, и по 854 заявлениям уже вынесены решения о ликвидации. - Принято считать, что наш хозяйственник законопослушностью никогда, мягко говоря, не отличался. Достаточно вспомнить, с какими масштабами нарушений в сфере экономики столкнулись суды в начале реформ. Но время идет, многое меняется, вот уже несколько лет судьи работают но новому, более совершенному Хозяйственному процессуальному кодексу. А между тем цифры, которые вы сейчас назвали, по-прежнему удручают - тысячи и тысячи судебных исков! Неужели правовой нигилизм нашего делового человека ничуть не пошатнулся? - Думаю, это не совсем так, хотя, действительно, волна конфликтов не спадает, суды перегружены. Но все-таки сегодняшний "девятый вал" - это прежде всего примета того, что система экономического правосудия состоялась и востребована обществом. Кроме того, появилась масса новых категорий дел, связанных, например, с тем же банкротством предприятий (еще два года назад их было очень мало), с внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования - на нашу статистику работает множество причин. - При таких обстоятельствах суду, наверное, сложно быть скорым? - Важнее, чтобы он был справедливым. Ведь ничто так не подрывает авторитет суда, а в его лице и государства, как неправильное, несправедливое решение. Об этом приходится говорить с сожалением. Ошибки, формализм, случаи волокиты еще обнаруживаются нами при проверках. Выявляются они и сейчас, когда мы с участием других государственных органов проверяем деятельность хозяйственных судов по указанию Президента Республики Беларусь. Конечно, на фоне небывалого роста обращений в наши суды число судебных ошибок незначительно, однако даже разовые случаи мы рассматриваем как серьезное происшествие. Не забываем мы и об оперативности правосудия. Ежегодно судами рассматривается такое количество дел, по которым проходят денежные суммы равные 10% доходной части республиканского бюджета. Поэтому всякая необоснованная задержка в хозяйственном судопроизводстве может непосредственно сказаться на финансовом положении конкретного предприятия, а то и отрасли экономики. В этой связи мы предлагаем в процессуальном законе расширить основания для приказного (упрощенного) производства по делам, где есть долг, признанный должником, но нет фактически спора. Не менее важно между спорящими сторонами, которые одновременно являются партнерами по бизнесу, сохранить нормальные деловые отношения. Поэтому в перспективе хозяйственный суд будет выполнять определенные посреднические функции в рамках процесса с целью заключения между сторонами мирового соглашения. Ради укрепления таких принципов судопроизводства, как законность, оперативность, беспристрастность суда и других мы предлагаем ввести апелляционное производство для пересмотра судебных актов, не вступивших в законную силу. Главой нашего государства принято решение о поэтапном увеличении в хозяйственных судах количества секретарей судебного заседания. Ведение протокола судебного заседания по каждому делу будет также способствовать объективности и законности хозяйственного судопроизводства. - Совершенно новая тема для хозяйственных судов - дела о банкротстве. Тут особенно важна справедливость, о которой вы сказали, но как ее добиться, если финансовая несостоятельность в наших условиях - это, скорее, не вина, а беда кризисного предприятия? - Непростой вопрос. Тем более что возникла угроза целой лавины банкротств. О том, как решались судьбы отдельных коллективов, сообщалось в прессе, и можно судить, насколько драматично складывалась ситуация на том же минском ОАО "Алеся", известном в Беларуси изготовителе трикотажных изделий, заводе "Оптрон"... Здесь, как пришлось уже убедиться, спешка или формальный подход очень опасны. Особенно если речь идет о так называемых градо-образующих предприятиях, которые кормили целые населенные пункты, давали людям работу. Тут уже только судебных решений недостаточно. Нужно подключаться к проблеме и ведомствам, и местным властям. Тем более что руководители из числа должников часто демонстрируют отнюдь не государственный подход, рассчитывая только на то, чтобы приостановить рассмотрение дела в суде и не платить налоги. А дальше - хоть трава не расти. Мне и другим специалистам ВХС не раз приходилось встречаться с представителями исполнительно-распорядительных органов. Главный вывод уже сделан: не надо ждать, когда гром грянет, есть смысл провести, скажем, еще досудебную санацию завода-должника, помочь людям выкарабкаться из долговой ямы, чтобы угроза банкротства миновала. А если такое случится, очень важно, чтобы процесс рассмотрения дела и принятия соответствующих решений был исключительно прозрачным. - Еще когда закон о банкротстве только разрабатывался, высказывались суждения о скороспелости некоторых его статей и положений. Сейчас, когда какая-то практика применения уже наработана, что можно сказать о его качестве? - Однозначные оценки тут неуместны. Действительно, некоторые статьи требуют серьезной доработки. С другой стороны, закон намного совершеннее, чем прежний. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться и к средствам массовой информации, которые освещают дела о банкротстве. Это не обычные дела. Нужно помнить об их юридической и психологической специфике и тонкости. К сожалению, некоторые журналисты, узнав, что по делу о банкротстве вынесено судебное решение, торопятся давать оценку действиям сторон по делу, управляющего, а также хозяйственного суда. Не надо заблуждаться. Решение о банкротстве -только начало порой длительного процесса. Поэтому журналист имеет право что-то опубликовать только с разрешения судьи. Такова позиция нашего Закона о печати. Любая другая самостоятельность - это вмешательство в деятельность суда, что запрещено Конституцией и преследуется по закону. Решение о банкротстве должника с санацией означает, что начата кропотливая работа с кредиторами и инвесторами с целью его оздоровления, и ничего больше. Поэтому несвоевременная публикация может вызвать нездоровый ажиотаж с негативными последствиями. Если у журналистов есть сведения о каких-либо нарушениях закона по делу о банкротстве, пожалуйста, напишите об этом в установленном порядке соответствующим должностным лицам. Цель-то у нас одна: не похоронить должника, а помочь ему оздоровить производство. Где-то бывает достаточно сменить руководство или привлечь инвестора. Думаю, так может разрешиться ситуация на знаменитом ОАО "Алеся": нашлись заинтересованные стороны, которые готовы вложить деньги в счет i покрытия его долгов, и предложить собственные проекты развития производства. Так что вместо краха у трикотажников могут открыться неплохие перспективы. Озадачивает, еще раз подчеркну, другое: массовость заявлений о банкротстве. Инициируются такие дела не только кредиторами, но и самими должниками, налоговыми органами, исполкомами. Но способна ли решить повальная банкротизация субъектов хозяйствования проблемы нашей экономики? Вот почему многие судьи, коллеги-юристы приходят к выводу, что отдельные статьи действующего Закона, может, и неплохо задуманы, но - для условий полнокровных рыночных отношений. Мы же пока находимся только на пути к ним. Поэтому, очевидно, без коррективов здесь не обойтись. Что подтвердила и недавняя встреча с главой государства. Сейчас в Высшем хозяйственном суде над предложениями о поправках работает группа специалистов. А вот процедуру ликвидации мелких производств и фирм-однодневок, которые фактически давно перестали существовать, разумнее было бы упростить, а не проводить по всем правилам, с немалыми судебными издержками. Подобная поправка тоже напрашивается. - Многие наши предприятия, фирмы расширяют связи с иностранными партнерами. Но при этом далеко не всегда четко соблюдают условия подписываемых договоров и контрактов. В какой мере наши хозяйственные неурядицы, недисциплинированность сдерживают приток иностранных инвестиций? Или закон все-таки является достаточным противовесом неграмотной работы? - Думаю, что да. И это не только мое мнение. Не так давно в республике прошла международная научно-практическая конференция, на которой эта проблема обсуждалась. Ее участники сошлись на том, что интересы иностранных инвесторов наше законодательство охраняет достаточно надежно. А судебная защита тоже не вызывает вопросов. Должен уточнить: рассматривается до 300 таких исков ежегодно. В их основе нарушение договорных обязательств и, действительно, в большинстве случаев-со стороны наших субъектов хозяйствования. Недавно, например, пришлось взыскивать 47 тыс. USD с ПО "Минский тракторный завод" в пользу украинского ЗАО "Промкомплект" за нарушение расчетов в иностранной валюте. Хозяйственный суд Минска удовлетворил требование зарубежного партнера. Выиграли дело и представители частного унитарного предприятия "Атлант Моторс" из Польши. Инспекция Государственного налогового комитета пыталась взыскать с него якобы недоплаченные суммы. Но не учла, что нашим законодательством предусмотрены налоговые (как и таможенные) льготы инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями. Хотя, случается, иностранные фирмы пытаются обойти нашу казну. В частности, английской компании "Танаголд ЛТД" экономические санкции за нарушение соответствующего законодательства Министерство по налогам и сборам предъявило совершенно справедливо. Французская фирма "Артиза" уже четыре года не возвращает долг минскому заводу им. Октябрьской революции. В такой же ситуации оказался и Минский авторемонтный завод - по вине" английской фирмы. К сожалению, наши обращения в министерства юстиции этих стран пока остаются без ответов, несмотря на достигнутые договоренности о взаимном исполнении судебных решений. - Какой из этого следует вывод? - Надо уменьшать степень риска при разработке инвестиционных проектов, заключении контрактов. Следует, очевидно, и активнее совершенствовать систему защиты инвестиций. Над этим придется подумать, в том числе, разумеется, и специалистам Высшего хозяйственного суда. - Успехов вам, Виктор Сергеевич! Спасибо за беседу.
Валентин БОРИСЕВИЧ
Источник «НЭГ», 19 ноября 2002г., № 86
|
|
|