|
Повесть о потерянном времени |
|
Часовую отрасль может спасти только дисконт. Мировые производители часов еще несколько лет назад вступили в фазу жесткого кризиса, связанного с падением объемов сбыта наручных хронометров. Электронные «счетчики времени» сегодня встроены практически в любую цифровую технику, начиная от мобильных телефонов и персональных компьютеров и заканчивая микроволновыми печами и электроплитами. Поэтому цеплять себе на запястье браслет наручных часов многим кажется делом не обязательным. А тут еще сказался глобальный финансовый кризис. Спрос на дорогую продукцию, в том числе и сделанную на часовых заводах, сокращается во всем мире, и, по твердому убеждению экспертов, на плаву могут остаться только производители, которые предлагают бренды в среднем и нижних ценовых сегментах.
Специалисты утверждают: рынок наручных часов переживает самый тяжелый период со времен Второй мировой войны. Обвал составил около 56 %. Говорят, что отрасль сама виновата в своем нынешнем горе. Впервые механическая часовая индустрия оказалась на пороге безоговорочного банкротства в начале 1980-х годов, когда случилась так называемая «кварцевая революция». Технология производства часовых механизмов настолько упростилась и удешевилась, что в единое мгновение хронометры из предмета страсти и гордости многих поколений превратились в обыденный ширпотреб. Купить их мог позволить себе каждый, что противоречило основной концепции мастеров часового дела. Швейцарские производители тогда взяли на вооружение концепцию, что часы — товар штучный, уникальный и с массовым продуктом ничего общего не имеющий. Как по мановению волшебной палочки отрасль элитных часов восстала из пепла. Дорогие часы, ставшие символом пресловутой «сладкой жизни», стали пользоваться большим спросом, и продажи пошли в гору.
Но сегодня именно подобное позиционирование играет с отраслью в жестокие игры. Говорят, с начала года спрос на швейцарские часы класса «А», включая элитные, упал на 63 %. Их стали покупать меньше как в Европе, так и в арабских странах, США. Спад продаж на просторах СНГ составил 44 %. Причем наиболее пострадал дорогой сегмент — швейцарские часы стоимостью более 20 тыс. евро просто перестали интересовать потребителей. Рекордсменами «минусов» стали такие бренды, как «Ulysse Nardin» (-78 %), «Patek Philippe» (-76 %), «Vacheron Constantin» (-70 %), «Jaeger-LeCoultre» (- 68%), «Panerai» (-58 %). Также упали в цене часы от «Hublot», «Chopard», «Cartier», «Roger Dubuis». Кстати, не лучшим образом обстоят дела и у продавцов часов класса «Б». Японские производители констатируют падение спроса на 51 % с начала этого года.
Механизмы сейчас стремительно дешевеют — цены на часы в США снизились на 58 %, в Арабских Эмиратах — на 53 %, в Западной Европе — на 48 %, в России — на 41 %. В Беларуси фиксируют падение на уровне 38 %. Посетивший недавно нашу страну вице-президент швейцарской компании «Tissot» Ульрих Фишер отметил, что сегодня в условиях кризиса оставаться на плаву большинству дорогих часовых брендов очень непросто. «Среди 19 компаний, входящих сегодня в группу «Swatch», наше предприятие, пожалуй, единственное, которого не коснулся финансовый кризис, — отмечает он. — Подтверждением этого является рост прибыли компании в нынешнем году в сравнении с предыдущим». Секрет неожиданного успеха и часов марки «Tissot» в том, что они относятся к среднеценовому сегменту, а значит, спрос на продукцию уменьшился не столь значительно. Именно в переориентации современных производителей на выпуск недорогих моделей Ульрих Фишер видит спасение отрасли.
В компании «Swatch Group» видят возможность улучшить финансовые показатели отрасли за счет стран, экономический спад в которых уже начал замедляться. В компании заметили: по результатам первого полугодия по сравнению с тем же промежутком времени прошлого года продажи компании сократились на 15 %, однако уже в июле—сентябре были зафиксированы положительные тенденции. Впрочем, белорусский производитель часов – Минский завод «Луч» лишь с большим трудом может вписаться в концепцию спасения отрасли. Дело в том, что сегмент, в котором работают белорусские мастера, надежно оккупирован дешевыми китайскими «ходиками». Несмотря на то что стоимость их производства колеблется в пределах $ 10—100 и полностью совпадает с белорусским маркетинговым позиционированием, шансы у «Луча» оказываются весьма скромны. Дело в том, что белорусы изготавливают собственные модели, а производители из Азиатского региона сконцентрировались на производстве репликатов – копий японских и швейцарских часовых марок. Такие товары во всем мире весьма востребованы той категорией покупателей, которые хотели бы купить себе часы подороже, но ввиду финансовых возможностей не могут это сделать. Понятно, что «Луч» — предприятие с неплохой технической базой и весьма самобытной историей — не сможет опуститься до подделок. Кроме всего прочего, пакет акций Минского часового завода практически полностью принадлежит государству. Статус собственника ограничивает маневры по несанкционированному «копированию» чужих торговых марок — стратегии, активно применяемой азиатскими производителями. А вот заниматься осознанным удорожанием продукции сейчас не время.
Что же касается компании «Tissot», то она не планирует инвестировать средства в создание производства в Беларуси. «Мы в первую очередь швейцарская компания, и именно швейцарскую продукцию мы выпускаем и продаем по всему миру, — пояснил Ульрих Фишер. – Если бы мы начали сотрудничество с любым производителем часов из любой страны мира, мы бы потеряли 100-процентное швейцарское происхождение». По словам специалиста, доля продажи часов «Tissot» в Беларуси в общем объеме мировых продаж бренда составляет 3,5 %. Это, кстати, не так уж и мало, особенно если учитывать, что часы этой марки находятся в ценовом диапазоне $ 300—500 и на фоне недорогих моделей «Луч» кажутся тем самым символом «сладкой жизни».
Александр БЕНЬКО, «Р»
"Республика", №198 от 21.10.2009
Источник "Республика", №198 от 21.10.2009
|
|
|