Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Антикризис-2009
 
Кризисы приходят и уходят, а люди остаются. Такой «перифраз» отражает особенности нашего времени. Вместо того чтобы по обещанию советского руководства, включая и белорусское правительство «того» времени, жить при коммунизме, мы живем «при кризисе».

Почему «при»? Надо понять, что с нами происходит? И что делает наша праксеологическая часть элиты — правительство и «аппарат». Известно, какой.

Кризис как форма нормальной жизни — «Europa Case»

Кризис — это форма экономической жизни. И вызов для полисимейкеров. Именно в начале этого нового для нас века проверяется эффективность и четкость проводимой экономической политики.

А начинать надо элите с понимания того, что же происходит в мировой экономике. Или мы имеем дело с обычным финансовым кризисом, причем плохо организованным, либо это начало структурной перестройки глобальной экономики. Как ответишь на этот вопрос, такой результат и получишь. Или ничего не получишь, кроме новых непонятных проблем.

Каждый из читающих данную статью может провести простой эксперимент. К концу рабочего дня, а может в его начале, налейте в бокал (стакан, фужер) 100 г коньяка. Выпейте, а затем налейте вместо 100 предыдущих 97,5 г «последующих». Их можно также выпить. Наверно, это надо делать с удовольствием. Хотя эксперимент такого удовольствия и не требует.

А потом скажите: Вы ощутили разницу? 100 г и 97,5? Между этими объемами только очень экономный, супер-экономный экспериментатор способен заметить разницу. Нормальный бизнесмен (мужчина или женщина) не сможет определить нехватку 2,5 г жидкости в 100 г объеме.

Именно такой эксперимент можно повторить на примере стран ЕС. С начала 2009 г., как показывает статистика Евросоюза, снижение объемных показателей ВВП произошло всего на 2,5% (по сравнению с последним кварталом 2008 г.) — что показывает относительно сглаженную динамику депрессионной траектории. Эти данные приведены статистическим офисом «Евростат» 8 июля этого года. В августе ситуация мало чем отличалась. Для «ЕС–27» падение ВВП составило всего 2,4%. Кризисные процессы не обрушили региональную экономику. События и характер их проявления не имеют такого стремительного падения, какое было во время мирового кризиса 1929–1933 гг.

Конечно, аналитика требует как можно больше сравнений. Что понятно, важно для идентификации нашей белорусской ситуации. Если же сравнивать показатели ЕС 2008 г. и 2009-го, то в сопоставимых периодах падение ВВП составило 4,9%. Для 27 стран динамика снижения была чуть ниже — 4.7%. Для США 2009 г. не стал драматическим, так как снижение ВВП достигло всего 2,5% по сравнению с началом 2008 г. Вспомним эксперимент с 97,5 г коньяка. Американцы могут не стрессоваться по поводу кризиса. Политики и медиа упражняются в этом занятии, как правило, с разной степенью результативности. Хуже дела обстоят у японцев, экономика которых упала на 8,4%.

Эти показатели хуже, чем белорусские. Казалось бы, чего нам переживать. Однако никто в Европе не озабочен загруженностью складов. В течение весны-лета проходил массовый «sale», товары распродавались с бешеной скоростью. Цены в Германии, Польше, Литве упали на одежду, обувь и на другие товары широкого потребления в 2-3 раза. При массовых распродажах падение цен доходило до 10 раз и более.

Таким образом, Европа выходит из кризиса относительного перепроизводства товаров. В отношении инвестиционных товаров ситуация также отличалась распродажей складских запасов. Пошли вниз цены на недвижимость. Под Берлином, рядом с озерами Грюнхайде автору этой статьи приходилось видеть бунгало с участком земли, общей стоимостью всего-навсего 40 тыс. евро. Не в «нашем» центре Европы, который странным образом некоторым видится в Беларуси. А в «их» центре Европы — Берлине.

За такие деньги чудаки в Минске предлагают однокомнатную квартиру в густонаселенном неадаптированными сельскими мигрантами окраинном районе. Ни озер, ни приличных соседей. В многоквартирном доме. А тут — бунгало (термин 1960-х гг., при помощи которого мы объяснялись с друзьями.) Правда, наши «бунгало» — сараи в Гурзуфе или Ялте для молодых и красивых в период студенческих каникул.

Надо бы проще, но мы делаем все усложненно. Собираем комбайны из импортных комплектующих, которые ломаются на полях. Даже Президент стал участником такой дискуссии. Как собирать и разбирать такие комбайны? Но и не это — суть проблем.

Лето 2009 г. стало «складским». По злой иронии именно игнорирование глобальной и региональной ситуаций заставило белорусских полисимейкеров требовать от экономической государственной номенклатуры выполнения плановых (прогнозных показателей). Сжигать деньги на покупку комплектующих, сырья и энергии. Обнулять свои расчетные счета и забивать неликвидной продукцией склады.

Что получилось в итоге? Складские запасы стали составлять к середине года 94,6% месячного выпуска. Лето уже можно было не работать. Отдыхать и не портить нервы растущими ящиками продукции собственной промышленности.



«Просидев» полгода с растущими запасами, к середине лета пришло прозрение. Началась борьба против складской экономики. Поздно, и странным образом суетливая активность вызывает смешанные и смешные чувства. Смотрели, как государственные предприятия загружались ненужной для рынка продукцией и проматывали свой оборотный капитал. Потом — гонка за потребителем, а каким? В промежутке удивительные предложения по передаче ответственности за реализацию товаров частному предпринимательству. Причем с особой осторожностью. С мерами по оценке добропорядочности малого бизнеса, который займется реализацией складских гор. Государственные директора завели в тупик, а малый и очень малый бизнес будет всеобщим национальным «Сусаниным». Не больше. И не меньше.

А что касается оптимизма года? Как мы представляли ситуацию, и как она повернулась для нас? Тема интересная, так как мы «в пролете» — общем и специфическом. Обратимся к показателям статистики первого полугодия 2009 г. Воспользуемся нашей официальной национальной статистикой. Приводим ее в таком виде, как она составляется для руководства страны.


Выполнение важнейших параметров
прогноза социально-экономического развития
Республики Беларусь в I полугодии 2009 г.


 

В сопоставимых ценах;
в процентах к соответствующему
периоду предыдущего года

по прогнозу
на 2009 г.
1)

фактически
за I полугодие 2009 г.

Валовой внутренний продукт

110–112

100,3

Продукция промышленности

110–112

96,4

Продукция сельского хозяйства

108,5–109,5

106,6

Инвестиции в основной капитал

123–125

117,6

Производство потребительских
товаров — всего

112–113

100,2

в том числе:

 

 

продовольственных

112–113

106,9

непродовольственных

111,5–112,5

92,7

Объем внешней торговли товарами и услугами2) — всего

116,2–117,7

61,03)

в том числе:

 

 

экспорта

117–118,5

54,53)

импорта

115,5-117

67,23)

сальдо (млн долл. США)

(–1470)–( –1500)

– 2519,83)

Реальные денежные доходы населения

114–115

105,54)

Розничный товарооборот

116–117

102,6

Платные услуги населению

113–114

106,84)

Производительность труда

107,8–108,1

101,34)

Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в промышленности (в%)

14,5

9,04)

Энергоемкость валового внутреннего продукта (снижение «–», в %)

–8

– 4,74)

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (тыс. кв. м)

6000

3097,8

Численность занятых в экономике
(тыс. человек)

45804650

4578,94)



----------------------------------------------------
1) По Указу Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 459.

2) По методологии платежного баланса.

3) Фактически за январь-май 2009 г. По данным Национального банка Республики Беларусь

(в фактических ценах из расчета в долларах США).


4) Фактически за январь-май 2009 г.


Из всех означенных параметров выполнены только два, хотя абсолютно — только один. Какие же совпадения с прогнозом? Во-первых, ввод жилья, что понятно из ? введенных метров по факту. Во-вторых, сохранена численность занятых в экономике, хотя чуть-чуть недотянули по принятого прогнозного показателя.

Цифры считали и готовили в прошлом году. Были еще ноябрь и декабрь, но никто не решился выходить на реалистичные прогнозы. Боялись, что это абсолютно точно репрезентирует психологические и профессиональные позиции экономических структур белорусского правительства. А чего боялись?

При таких «плановых» показателях готовились и антикризисные меры. Часто — с обидой и нежеланием дискутировать вообще — тренды развития общей экономической ситуации. Голоса и мнений профессиональных экономистов, независимых экспертов отвергались. Телевидение и официальная пресса фильтровали информацию, пытаясь имплементировать позитивный экономический имидж страны. Кто-то предложил представить официальной точкой тезис «последними вошли в кризис — первыми выйдем». В Китае должны были смеяться над такой наивностью. Они-то держат свои 6–7% прироста даже в этом неприятном экономическом году.

Но мы готовили свои меры. Сначала сшили некий пакет из 52 мер. В радостном порыве кто-то из подчиненных назвал это «Программой Сидорского-Макея». Обратите внимание, что в нашей практике концептуализм документа впервые назван именами. Но не экономистов, а чиновников. Неудачная попытка, по сути. Есть традиция в мире — самим министрам готовить такие программы. Она может идти под именем министра финансов (План Бальцеровича), министра экономики (программа Грефа). Собственно, подготовка таких документов и есть главная стратегическая функция министерств «экономического блока». У нас так не получилось.

Более того, совсем недавно, в период летней жары, случился конфуз. В августе правительство, по существу, могло парализовать сбыт продукции белорусских предприятий. Сначала было принято странное постановление, но затем оно быстро отменилось. Удар направлялся не против посредников, а против самой системы оптовой торговли. Это привело бы к дисфункции всего движения товаров от производителя к потребителям.

Но авторы документа на данную деталь не обращали внимания. Они решили выполнить странную работу по зачистке «плохих посредников». Особенно иностранных. При этом не обратили внимания на то, что главными поставщиками потребительских товаров являются Китай и Россия. Объявить торговую войну этим странам в политическом смысле было бы очень опасной мерой. Однако никто не оценил геополитической направленности такого рода деятельности. Это было серьезной ошибкой. Незаметной для простого наблюдателя, но понятной для специалистов в области анализа и исследований международных отношений.

Постановление отменили, но сторонников «видимой руки» рынка в правительстве предостаточно. Очевидно, впереди задача по обновлению правительственных структур. В 2009 г. показатель обновления может находиться на уровне 30%. Аналогично может быть реализована и ситуация в 2010 г.


Какими намерениями устланы наши дороги в будущее?

Никоим образом ни правительство, ни бизнес не дрожали от страха в ощущениях приходящего 2009 г. Припоминаю, как в декабре 2008 г., выступая на различных форумах и в печати, делал прогноз о том, что с начала 2009 г. белорусский экспорт упадет на 40%. Слушали, но не верили. Ни бизнесмены, ни директора. Слишком благостная была атмосфера. Что имеет место и до сих пор, хотя от бывшего экспорта осталось всего 52%. Синдром ошибок и общей неадекватности. Такой «синопсис» стране может быть дан и со стороны внешних экспертов.

Конечно, уже в ноябре–декабре 2008 г. началось нормотворчество по подготовке и реализации мер антикризисной политики. Сразу говорить об антикризисной политике правительство остерегалось. По этой причине была скалькирована российская формула «О мерах по противодействию последствиям мирового финансового кризиса». Плохо и неправильно придумали российские полисимейкеры. Владимир Путин и Дмитрий Медведев боялись реальных процессов кризисной динамики. Но такая «опасливость» привела к более полному развитию депрессивных процессов в экономике России. К августу Владимир Путин стал говорить о том, что кризис «задел» Россию сильнее, чем другие страны.

Еще бы. Из соседней страны сразу вылетело 70% портфельного капитала, который был в нее вложен. Как вложен, так и выложен. Возможно, после этого славные российские полисимейкеры будут более осмотрительны и поумнеют на собственных ошибках. Кстати, российские коммунисты были более практичны, чем либералы и демократы в правительстве. Увы, но это так. Страна, разбалованная доходами от продажи дорогой нефти, разучилась быть практичной. Забавно, что часть финансовых проблем наши соседи придумали решать с помощью более высоких тарифов на газ для Украины и Беларуси. Это есть замечательный ход по сближению славянских стран.

Белорусское правительство шло «своим путем». Специально к 1 января 2009 г. были осуществлены «общие организационные меры по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса». Так воспроизводилась общая оценка того, что происходит с нами. И вокруг нас. По традиции с советских времен были созданы рабочие группы в Правительстве, в министерствах, на предприятиях. В самом общем виде были разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия. Организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках, а также реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе — по гарантированию вкладов населения и увеличению уставных фондов государственных системообразующих банков. Приняты меры по ограничению осуществления авансовых платежей по импорту, отмене предельного размера маржи по банковским кредитам в национальной валюте юридическим лицам.

Это можно отнести к традиционной сфере работы правительства в аналогичных ситуациях. В рамках деятельности министерства финансов в бюджетной сфере реализованы меры по сокращению расходов бюджета, включая финансирование государственных и отраслевых программ, и ужесточению контроля за эффективностью использования средств бюджета, в первую очередь, при импортных закупках.

Сентябрь — опять новости. Страна движется к новому инвестиционному взрыву. Меры радикальны для Беларуси, но они считаются общепринятыми в других странах. Земля — давай в аренду без всяких аукционов. Требовать бизнес-план от солидных инвесторов просто смешно. Это стало нашим правилом. Сняли налоги на ввоз новых машин и техники инвестиционного модуса. Ввели статус «инвестиционного агента». Тоже интересно...

Иностранцам можно начинать дело с первого дня. До утверждения волокитных документов. Замечательно. Осталось распространить эти принципы и нормы на внутренних инвесторов. Они задумались, и ждут этого замечательного решения.

В общем, дела завертелись. Мы двинулись в каком-то новом направлении. Не все сразу и вместе. Но двинулись. Покидаем насиженную старую административную площадку. Или нас двинули? Результаты не замедлят показать истинность происходящего.



Леонид Заико, научный эксперт


Газета "Антикризисное управление", №9(15) за сентябрь 2009 года




Источник "Антикризисное управление", №9(15) за сентябрь 2009 года
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio