Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Ликвидацию упростят
 
Минюст предлагает оптимизировать процедуру ликвидации предприятий через внесение изменений и дополнений в Декрет № 1.
Как сообщила на пресс-конференции в Минске начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц Минюста Галина Подрезенок, сейчас проект изменений в Декрет № 1 находится на согласовании в Совете министров. В документе содержится ряд изменений в процедуре регистрации и ликвидации организаций.

Стало проще.

Напомним, Декрет президента № 1 был подписан 16 января текущего года. В соответствии с ним срок регистрации предприятия сокращен до 1 дня, регистрация осуществляется в день подачи документов. Ранее для этого нужно было 5 рабочих дней.

По словам Г. Подрезенок, белорусские сроки регистрации можно назвать самыми короткими в СНГ. К примеру, в Армении субъект хозяйствования регистрируют за 30 дней, в России - за 5 дней, в Украине - за 3 дня. В Европе есть страны, где сроки регистрации намного превосходят белорусские. В Швеции они составляют от двух до четырех недель, а в Нидерландах - более 3 месяцев.

Свидетельство о регистрации согласно Декрету № 1 выдается на следующий рабочий день. Раньше оно выдавалось через 15 рабочих дней. При этом регистрирующие органы принимают документы на протяжении всей рабочей недели каждый день. Ранее были установлены определенные дни и часы приема документов.

Для регистрации субъекта хозяйствования необходимо выполнить пять действий: согласовать наименование с регистрирующим органом, принять решение о месте размещения организации, подготовить устав, после этого необходимо сформировать уставный фонд (для коммерческих организаций), а потом открыть временный счет в банке при внесении денег в уставный фонд либо провести оценку стоимости неденежного вклада.

До 5 рабочих дней сокращены сроки постановки фирмы на соответствующие формы учета. Раньше они составляли 10 рабочих дней.

Отменена необходимость указания видов деятельности. Однако если субъект хозяйствования хочет их указать, он имеет право это сделать. Ранее обязательно нужно было указать лицензируемые виды деятельности.

В отношении изменения местонахождения организации введен заявительный принцип - организация в течение 10 дней уведомляет об этом регистрирующий орган.

Величина уставного фонда определяется коммерческими организациями самостоятельно. Исключены требования его к минимальному размеру. Они сохранены только для ЗАО и ОАО.

Оснований для отказа в госрегистрации практически нет. Не зарегистрировать могут только в случае отсутствия какого-то из необходимых документов, оформления заявления с нарушением законодательства или представления документов в ненадлежащий орган.

В декрете отмечается, что деятельность субъектов хозяйствования, которая основана на заведомо ложных сведениях, представленных в регистрирующий орган, является незаконной и запрещается. А их госрегистрация признается недействительной. Все доходы, полученные от такой деятельности, независимо от срока давности, за весь период деятельности, подлежат взысканию в местный бюджет, если судом будет доказано, что представленные сведения заведомо ложные. Сами лица могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной, и могут снова зарегистрироваться только через год.

Декретом также отменена обязанность по выдаче удостоверения руководителя. Сегодня должность руководителя подтверждает приказ о назначении на должность либо представление его копии, либо выписка из протокола общего собрания, трудовой договор, контракт и так далее.

Декрет упростил и процедуру ликвидации субъектов хозяйствования, регламентируя ее проведение через "одно окно". Этот принцип означает, что ликвидационная комиссия сама уведомляет все уполномоченные органы (налоговые, таможенные, фонд социальной защиты населения, Белгосстрах и архивы) о начале процедуры ликвидации юрлица. Субъектам хозяйствования уже не нужно бегать по различным инстанциям и собирать все необходимые документы и справки - они направляются регистрирующему органу ведомствами. При этом устанавливается жесткий тридцатидневный срок по представлению документов.

Как объяснила Г. Подрезенок, если прошло не менее 35 рабочих дней со времени направления уведомления о начале процедуры ликвидации субъекта хозяйствования, но уполномоченные органы не представили документы о том, что у юрлица есть какая-либо задолженность перед государством, он может быть исключен из Единого государственного регистра (ЕГР).

Регистрирующих проверят.

В новом декрете, который внесет изменения в Декрет № 1 и может быть подписан уже в текущем году, предполагается усовершенствовать как процедуру регистрации, так и ликвидации субъектов хозяйствования.

Так, планируется внести норму, которая позволит не допускать повторную регистрацию ИП. Эта проблема проявилась после того, как процедура регистрации приняла не разрешительный, а заявительный характер. Раньше регистрирующие органы скрупулезно проверяли ИП. Сейчас этого уже нет и один человек может несколько раз зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

Сегодня в декрете содержится требование публиковать информацию о том, что организация находится в стадии ликвидации. Однако Минюст предлагает разрешить публиковать такую информацию в Интернете на сайте министерства. По мнению Г. Подрезенок, это значительно упростит работу для субъектов хозяйствования.

Как отметила консультант управления Единого государственного регистра юридических лиц Минюста Светлана Духович, в проекте документа предусмотрены и некоторые изменения в процедуру аннулирования регистрации ИП. Сегодня аннулирование производится по решению регистрирующего органа и только на основании представления контролирующих органов. Регистрирующий орган должен рассмотреть представление и обратиться в хозяйственный суд с заявлением об аннулировании. Основаниями для аннулирования могут служить неуплата единого налога или его уплата в неполной мере, осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением ее требований.

На практике у органов юстиции возникли проблемы, когда регистрирующие органы, получив представления контрольных ведомств, направляют решения об аннулировании регистрации ИП в хозяйственные суды, не отслеживая ни размер неуплаченного налога, ни смягчающие обстоятельства. А суды, всесторонне рассмотрев ситуацию, частенько отказывают регистрирующим органам в рассмотрении иска, ведь последствием аннулирования госрегистрации для индивидуального предпринимателя является дальнейшая невозможность обратиться и зарегистрироваться вновь.

По словам С. Духович, отказы в рассмотрении исков повлекли некоторые потери местных бюджетов, так как за услуги судов приходится платить именно казне. Кроме того, возникла проблема восстановления деятельности предпринимателей, ведь решение о приостановлении регистрации органом принимается еще до передачи дела в суд. Минюст рассмотрел этот вопрос; теперь ИП может просто написать заявление о восстановлении права на занятие предпринимательской деятельностью.

Минюст также сделал разъяснения регистрирующим органам, в которых указывалось, что они не должны нести каждое представление в суд. Лучше решать все проблемные вопросы с предпринимателями.

Г. Подрезенок отметила, что после окончания моратория на проверки Минюст намерен проверить регистрирующие органы различных уровней. И в случае выявления нарушений министерство, а также управления юстиции облисполкомов могут наложить на сотрудников регистрирующих органов административные наказания.

"Сегодня огульных проверок никто не проводит, но все факты, которые поступают в Минюст, проверяются и виновные привлекаются к ответственности. Не должно быть такого, чтобы отказывали в регистрации по надуманным причинам", - подчеркнула Г. Подрезенок.


Справка "БР"

По состоянию на 1 октября в Беларуси зарегистрировано 244.244 юридических лица, из них 150.886 действующих и 667.791 ИП, из которых действуют 258.450. За 8 месяцев в Брестской области зарегистрировано 1.006 юрлиц, 4.376 ИП, в Витебской области - 1.120 юрлиц, 2.604 ИП, в Гомельской области - 1.198 юрлиц и 3.233 ИП, в Гродненской - 859 юрлиц и 3.422 ИП, в г. Минске - 3.718 юрлиц и 5.526 ИП, в Минской области - 1.731 юрлицо и 3.746 ИП, в Могилевской - 1.002 юрлица и 3.761 ИП. Всего в Беларуси за 8 месяцев 2009 года зарегистрировано 10.687 юрлиц, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями - 363, и 25.763 ИП.




Алесь СЕРЖАНОВИЧ


Аналитический еженедельник "Белорусы и рынок", №40 от 12.10.2009




Источник "Белорусы и рынок", №40 от 12.10.2009
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio