|
Партнерство с "Рено-Ниссан" может привести автоконцерн к смене бренда.
Не исключено, что впоследствии АвтоВАЗу придется "сменить вывеску", но банкротство ему в ближайшей перспективе не грозит, заявил вчера аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын. И рассказал журналистам о результатах проверки, как автоконцерн использовал 25 миллиардов рублей господдержки. "Рено-Логан-АвтоВАЗ", - так, по мнению аудитора, может звучать новое название автоконцерна после ребрендинга. Разумеется, его забросали вопросами об перспективах намечающегося альянса АвтоВАЗа со своим основным акционером - французской компанией "Рено-Ниссан". На это Михаил Бесхмельницын заметил, что Счетную палату беспокоят два вопроса. Во-первых, то, что производство обновленного ряда автомобилей начнется только в 2012 году. Во-вторых, что потом права на дальнейшую доработку автомобилей останутся исключительно за "Рено".
Аудитор вкратце разъяснил предполагаемый механизм реализации возможного альянса АвтоВАЗ - "Рено-Ниссан". Обновление модельного ряда АвтоВАЗа планирует за счет приобретения у своего партнера лицензионных прав на производство автомобилей и сборку силовых агрегатов. Стоимость приобретенных прав составляет 220 миллионов евро. Условия оплаты, учитывая тот факт, что "Рено" является одним из основных участников ОАО "АвтоВАЗ", достаточно жесткие: деньги должны быть перечислены до конца 2009 года.
А начало производства автомобилей предполагается не раньше 2012 года, еще раз напомнил аудитор. Кроме того, для производства лицензионных автомобилей требуется серьезная модернизация производственных мощностей. Однако, по данным Счетной палаты, во время проведения проверки на заводе не смогли документально подтвердить возможные источники финансирования этих работ. "Хотелось бы надеяться, что деньги на модернизацию АвтоВАЗ найдет вне рамок госбюджета", - заметил Бесхмельницын.
"Доверие к нынешнему топ-менеджменту и его дальнейшим действиям, потенциальные возможности внутреннего и внешнего автомобильных рынков позволят этой команде найти и привлечь дешевые ресурсы", - объяснил Бесхмельницын свой прогноз относительно того, что банкротство АвтоВАЗу не грозит. Однако пока, признал он, дела обстоят не лучшим образом. Каскад "минусовых" цифр, которые он привел, не для слабонервных.
По данным Счетной палаты, финансовая поддержка государства обеспечила платежеспособность завода лишь на короткий срок. Степень платежеспособности АвтоВАЗа сегодня в два раза ниже стандартного показателя, подчеркнул Бесхмельницын. На 1 декабря 2009 года общий долг АвтоВАЗа с учетом полученных от государства 25 миллиардов рублей субсидий составляет 80 миллиардов рублей и продолжает расти. На складах остается 50 тысяч непроданных автомобилей. При этом количество дефектов на тысячу авто в разы превышает допустимые международные показатели. Убытки накопились из-за превышения себестоимости продукции над выручкой, а расходы, связанные с простоем предприятий в январе-августе 2009 года, еще больше ухудшили его финансовое состояние. Если три года назад выручка АвтоВАЗа за продажу свыше 765 тысяч авто составила 152 миллиарда рублей, то дальше проданных машин становилось все меньше. А в 2009 году заводу удалось реализовать всего 254 тысячи штук за 60 миллиардов рублей.
Главный вывод, который делает Счетная палата, - государственная помощь не оказала существенного эффекта: прогноз минпромторга, что предприятие сохранит средства для развития, не оправдался. Деньги, по словам Бесхмельницына, разошлись почти мгновенно и до копейки. 8 миллиардов рублей - на закупку товароматериальных ценностей, еще 8,5 миллиарда - на погашение долгов перед поставщиками комплектующих, 2 миллиарда - на зарплаты рабочим (от бонусов, сообщил Бесхмельницын, в этом году на АвтоВАЗе благоразумно отказались). Остальные средства пошли на оплату лизинговых платежей, банковских векселей, облигаций и налоги.
Что касается очередного обещанного правительством транша в 12 миллиардов рублей на поддержку АвтоВАЗа, то, по данным Бесхмельницына, средства на счета пока не поступили. А когда придут, то будут отслеживаться Счетной палатой в режиме онлайн. Как это, собственно, происходило с "траншем" в 25 миллиардов рублей. "Главное, чтобы деньги эффективно использовались", - заметил аудитор Счетной палаты. По его расчетам, при благоприятном развитии событий АвтоВАЗ вернет их государству в течение трех лет.
Справка "РГ"
По данным Счетной палаты, прибыль АвтоВАЗа за последние три года постоянно сокращалась. В 2006 году она была 11,7 миллиарда рублей, в 2007-м - 7,7 миллиарда, в 2008-м - ее не было вообще, а за 9 месяцев 2009 года зафиксирован убыток в 19,7 миллиарда рублей.
Татьяна Зыкова
"Российская газета", №5074 от 25.12.2009
Источник "Российская газета", №5074 от 25.12.2009
|
|
|