Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в судебном порядке
 
В первом полугодии 2009 года хозяйственными судами республики рассмотрено 176 дел по искам о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, что на 40 дел меньше, чем в аналогичном периоде 2008 года. Из общего количества рассмотренных дел ответчиками по 104 искам выступали юридические лица, по 72 - индивидуальные предприниматели. По результатам рассмотрения дел указной категории 77% заявленных требований удовлетворено, хозяйственным судом принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.
Необходимо отметить, что с 2009 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее - Декрет №1), которым внесены изменения в ранее действовавший порядок ликвидации, а также изменены основания для принятия компетентными органами решения о ее проведении. В этой связи хозяйственными судами в текущем году ведется работа по формированию единой практики применения новых нормативных установлений Декрета № 1.

Так, одной из проблем, возникших при рассмотрении хозяйственными судами дел о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, явилось рассмотрение исков, предъявленных регистрирующими органами на основании подпункта 3.2 пункта 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее - Положение). Указанной нормой предусмотрено, что деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в случае аннулирования его государственной регистрации. Одним из оснований для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 года № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" является неуплата индивидуальным предпринимателем либо уплата в неполном объеме единого налога и (или) налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме.

Согласно пункту 26 Положения при обнаружении оснований для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции вносят представления в регистрирующий орган для принятия решения об аннулировании государственной регистрации. В течение пяти рабочих дней регистрирующий орган принимает такое решение и обращается в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

При рассмотрении указанных исков хозяйственными судами в отдельных случаях устанавливались обстоятельства погашения ответчиками к моменту судебного разбирательства полностью либо в части неуплаченного налога. Таким образом, возникла ситуация, при которой решение регистрирующего органа об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя на момент его принятия являлось законным и обоснованным.

В то же время, принимая во внимание, что ликвидация предпринимательской деятельности является исключительной мерой воздействия как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей за допущенные при ее осуществлении нарушения, а также то обстоятельство, что указанные нарушения устранены на момент судебного разбирательства, в судебной практике возник вопрос об обоснованности принятия хозяйственным судом решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в указанном случае.

Данный вопрос был разрешен в письме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 3 июня 2009 года № 02-41/1279 "Об отдельных вопросах практики прекращения деятельности индивидуального предпринимателя".

Хозяйственным судам в целях зашиты прав и охраняемых законом интересов индивидуального предпринимателя при рассмотрении исков о прекращении их деятельности на основании подпункта 3.2 пункт 3 Положения рекомендовано принимать во внимание те
действия, которые были предприняты ответчиком по устранению нарушений, послуживших основанием для аннулирования его государственной регистрации (например, полное или частичное погашение налоговой задолженности), а также и другие обстоятельства в зависимости от обстоятельств конкретного дела.

Таким образом, приняты меры по исключению формального подхода к рассмотрению дел данной категории, недопущению случаев принятия хозяйственным судом судебного постановления о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя только на основании ранее принятого решения об аннулировании его государственной регистрации.



И.С. ТЮТЮНОВА,
заведующий сектором по банкротству главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда

Рецензент
Т.М. Протащик, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь



"Вестник ВХС РБ", №19/2009, октябрь 2009 г.




Источник "Вестник ВХС РБ", №19/2009, октябрь 2009 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio