|
Практика применения законодательства и пути оптимизации процедур экономической несостоятельности (банкротства) |
|
Материалы «круглого стола», состоявшегося в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь 13 ноября 2009 г. В Высшем Хозяйственном Суде 13 ноября состоялся "круглый стол", посвященный проблемам практики применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротства) и оптимизации процедур банкротства.
Участие в обсуждении приняли руководство и судьи Высшего Хозяйственного Суда, судьи хозяйственных судов областей и города Минска, входящие в состав специализированных судебных коллегий по рассмотрению дел о банкротстве, директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики.
Открывая заседание, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Виктор Сергеевич Каменков отметил, что тема экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования была и остается актуальной не только для системы хозяйственных судов, но и для экономики республики в целом.
В условиях все более ускоряющегося технологического и экономического развития многие предприятия и организации, независимо от форм собственности, подвержены риску оказаться в кризисной ситуации и, как следствие, объявить о своей экономической несостоятельности.
Количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) напрямую зависит от тех процессов, которые происходят в экономике страны.
Необходимо отметить, что в настоящее время в нашем государстве активно развиваются процессы либерализации экономики, привлечения инвестиций, что, безусловно, окажет существенное влияние на деятельность национальных субъектов хозяйствования.
Так, выступая на Белорусском инвестиционно-экономическом форуме, премьер-министр Республики Беларусь подтвердил готовность обеспечить вхождение страны в тридцатку стран по условиям ведения бизнеса. Планом приватизации на 2008-2010 г.г. предусмотрено преобразование более 470 крупных государственных предприятий. В настоящее время в Беларуси существенно улучшились условия вхождения в рынок и регистрации предприятий, дважды мы были четвертыми в десятке мировых лидеров по проведению реформ. Республика Беларусь продолжает реформирование правовой и экономической системы, в том числе, и в направлении оптимизации процедур экономической несостоятельности (банкротства).
Статистические данные о работе хозяйственных судов в первом полугодии текущего года показали, что количество поступлений в хозяйственные суды заявлений о банкротстве, а также количество возбужденных дел о банкротстве увеличилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 11 процентов.
Однако, несмотря на то, что в текущем году практически все белорусские субъекты хозяйствования в той или иной мере ощутили на себе последствия мирового финансового кризиса, нельзя сказать, что причины увеличения количества поступающих в хозяйственные суды заявлений о банкротстве связаны исключительно с последствиями событий на финансовых рынках.
Проблема неэффективного управления собственностью существовала всегда. Поэтому оздоровление экономики, в том числе и посредством процедур экономической несостоятельности (банкротства), можно рассматривать как своего рода "естественный отбор", происходящий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) отнесены к категории наиболее сложных дел, подведомственных хозяйственным судам. В основе процедуры банкротства всегда клубок конфликтов и противоречивых интересов, социальных проблем, а ответственность за их правильное разрешение возлагается на хозяйственный суд.
Именно поэтому в Высшем Хозяйственном Суде уделяется повышенное внимание работе хозяйственных судов по рассмотрению и разрешению дел о банкротстве.
Год назад, 13 ноября, состоялся Президиум Высшего Хозяйственного Суда по отдельным вопросам организации работы хозяйственных судов по рассмотрению дел о банкротстве и соблюдения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), на котором были выработаны определенные рекомендации и поставлены перед хозяйственными судами задачи, требующие своего разрешения.
Президиумом указано на необходимость активизации работы хозяйственных судов по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), повышения качества и оперативности рассмотрения дел указанной категории, единообразного применения законодательства, улучшения взаимодействия хозяйственных судов с государственными органами и организациями по вопросам обеспечения процедур экономической несостоятельности (банкротства) и повышения персональной ответственности руководства хозяйственных судов и судей по разрешению поставленных задач.
Безусловно, в силу многообразия отношений, регулируемых законодательством о банкротстве, и еще большего многообразия споров, вытекающих из них, сложно выработать рекомендации по всем вопросам, возникающим в судебной практике. Законодательство о банкротстве требует своего дальнейшего совершенствования.
Поэтому целью проведения заседания "круглого стола" является конструктивный диалог, обмен положительным опытом в рассмотрении отдельных вопросов, возникающих при разрешении дел о банкротстве, и обсуждение тех проблем, которые требуют своего урегулирования.
Установление единой судебной практики, принятие законных и обоснованных судебных постановлений будет способствовать повышению авторитета судебной власти.
Принятие хозяйственным судом заявления и возбуждение производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
В своем выступлении заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Алексей Петрович Егоров обратил внимание судей на то, что актуальным для хозяйственных судов является применение механизмов, которые в рамках действующего законодательства позволяют добиваться сокращения числа поступающих заявлений о банкротстве и, соответственно, количества дел указанной категории.
Досудебное оздоровление призвано стать основной формой предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования, а вынесение хозяйственным судом частных определений в соответствии с подпунктом 1.10 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" (далее - Указ № 508), обязывающих к принятию мер по досудебному оздоровлению должников, - наиболее эффективной мерой, направленной на сокращение количества поступления заявлений о банкротстве.
Сравнительный анализ статистических данных о работе хозяйственных судов позволяет сделать вывод о том, что в тех судах, где данная форма реагирования не используется или используется не в полной мере, количество поступающих заявлений о банкротстве значительно выше.
В качестве примера приведена работа Высшего Хозяйственного Суда по данному направлению. Только во втором квартале текущего года по результатам изучения исполнительных производств было вынесено 6 частных определений о необходимости финансового оздоровления таких предприятий, как ОАО "Камволь", РУСХПП "Глубокский комбикормовый завод", ОАО "Минский приборостроительный завод "Белвар", ПРУП "Борисовский хрустальный завод имени Ф.Э. Дзержинского", МРУСП "Совхоз "Волма", ИЧПУП "ЛеГранд".
Представленные должниками, собственниками имущества и местными исполнительными и распорядительными органами во исполнение частных определений планы досудебного оздоровления свидетельствуют о том, что требования Высшего Хозяйственного Суда исполнены не формально.
О повышении ответственности комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротстве) по составлению планов досудебного оздоровления закреплено Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 2009 года № 178, который установил их обязанность по проведению анализа не только планов санации и ликвидации должников, но и анализа эффективности досудебного оздоровления.
И следует отметить, что мнение отдельных судей об эффективности вынесения частных определений только в отношении предприятий государственной формы собственности является не совсем верным.
Не все должники частных форм собственности являются так называемыми "пустышками", которые исключаются из ЕГР посредством процедуры банкротства. Отдельные частные предприятия имеют не только экономическое, но и социальное значение для конкретного региона, а поэтому судьба таких предприятий должна волновать не только их собственников, учредителей (участников), работников, но и местные органы власти.
Отсутствие результатов принудительного исполнения судебных постановлений представляет кредиторам должника право обратиться в хозяйственный суд с заявлением о его банкротстве.
В этой связи особое внимание хозяйственным судам необходимо уделять повышению эффективности работы судебных исполнителей. Возвращение исполнительного документа с актом о невозможности исполнения означает, что взыскание задолженности будет продолжено кредитором, но уже в рамках производства по делу о банкротстве.
Оптимизация работы, прежде всего, руководства хозяйственных судов, по взаимодействию с местными органами государственной власти и управления также является наиболее эффективной мерой, позволяющей разрешать вопросы неплатежеспособности предприятий государственной формы собственности в досудебном порядке и регулировать поступление в хозяйственные суды заявлений о банкротстве.
Хозяйственный суд должен занимать активную и требовательную позицию в решении указанных проблем, не ограничивая свою работу формальным участием в заседаниях исполнительных комитетов на местах.
И в том случае, если имеются основания для принятия заявления о банкротстве хозяйственный суд в каждом конкретном случае должен оценивать необходимость и целесообразность разрешения вопроса о принятии заявления о банкротстве и возбуждении производства по делу в выездном судебном заседании по месту нахождения должника, с привлечением к участию в заседании представителей заинтересованных государственных органов (организаций), местных исполнительных и распорядительных органов, трудового коллектива предприятия.
Следует признать обязательным проведение хозяйственными судами постоянной аналитической работы по изучению причин, влекущих увеличение количества заявлений о банкротстве.
В случае, если указанные причины будут признаны общими для всей республики, а не отдельной области, Высший Хозяйственный Суд будет принимать все необходимые меры, направленные на их возможное устранение, в том числе и путем совершенствования действующего законодательства.
Так, хозяйственным судом Минской области установлено, что одной из причин увеличения числа обращений кредиторов с заявлениями о банкротстве должников в текущем году явились изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль". В свете указанных изменений нормативного регулирования, в состав расходов от внереализационных операций подлежат включению убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности и других долгов, невозможных (нереальных) для взыскания. При этом невозможными (нереальными) для взыскания для целей налогообложения на сегодняшний день признается исключительно дебиторская задолженность ликвидированных субъектов хозяйствования, исключенных из ЕГР.
В этой связи кредиторы, которые предпринимают законные меры по взысканию долга с проблемных должников, вынуждены обращаться в хозяйственный суд с заявлениями о банкротстве.
В настоящее время Высшим Хозяйственным Судом на основании представленных хозяйственным судом Минской области сведений подготовлено обращение в Совет Министров Республики Беларусь о необходимости внесения изменений и дополнений в данный Закон и признания в качестве дебиторской задолженности нереальной к взысканию в том числе и задолженности, по которой истек срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения исполнительного документа взыскателю, если взыскание по нему не произведено или произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств и иного имущества.
Данная мера позволит кредиторам списывать дебиторскую задолженность и, как следствие, сократит количество обращений в хозяйственные суды с заявлениями о банкротстве.
В качестве примера уже реализованных мер, направленных на сокращение количества поступающих заявлений о банкротстве, можно привести рекомендации, изложенные в разъяснениях Высшего Хозяйственного Суда "Об отдельных вопросах практики применения Указа Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 года № 329" и "Об отдельных вопросах практики применения статьи 247 Закона "Об экономической несостоятельности (банкротства)".
Представляется, что данные разъяснения положительно повлияли на правоприменительную практику и позволили хозяйственным судам хотя бы в определенной части сократить нагрузку по рассмотрению дел о банкротстве.
Деятельность управляющих по делам о банкротстве
Директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь Александр Иванович Мирониченко обсудил с участниками "круглого стола" новеллы законодательства по вопросам регулирования деятельности управляющих по делам о банкротстве, а также вопросов оптимизации процедур санации и ликвидации в части распоряжения имуществом должников.
Так, Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 2009 года № 178 внесены изменения в Указ № 508.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2009 года № 993 утверждено новое Положение о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), концептуально изменившее ранее действовавший порядок и имеющее своей целью усиление зависимости размера вознаграждения временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) от результатов его деятельности.
Вышеуказанные законодательные изменения направлены, в том числе, и на повышение качества и эффективности работы управляющих по делам о банкротстве, приход на рынок антикризисного управления юридических лиц.
Участники "круглого стола" обсудили существующую проблему с назначением хозяйственными судами кандидатур управляющих по делам о банкротстве. В целях повышения уровня доверия лиц, участвующих в деле о банкротстве, и хозяйственного суда к кандидатуре управляющего высказано мнение о необходимости создания рейтинга управляющих по делам о банкротстве, на основании которого можно будет сделать вывод о возможности назначения той или иной кандидатуры для осуществления процедур банкротства по конкретному делу.
О необходимости осуществления действенного контроля со стороны хозяйственного суда за деятельностью управляющих по делам о банкротстве выступила заведующий сектором по банкротству главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда Ирина Сергеевна Тютюнова.
Специфика судопроизводства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) предполагает выполнение хозяйственным судом задач и функций, отличных от тех, которые выполняются, к примеру, при рассмотрении дел в исковом производстве. К таким функциям можно отнести и судебный контроль за деятельностью управляющего по делу о банкротстве. С одной стороны, управляющий выступает как центральная фигура в деле о банкротстве, именно на него в соответствии с законодательством возложена обязанность по осуществлению процедур экономической несостоятельности (банкротства), урегулированию отношений между кредиторами и должником, распоряжение имуществом предприятия, проведение санации или ликвидации должника.
Однако, принимая во внимание, что задачей хозяйственного суда при осуществлении правосудия и по делам о банкротстве является обеспечение правомерности, эффективности и оперативности проведения процедур банкротства, а также защита прав и законных интересов участников дела о банкротстве, содействие укреплению законности путем вынесения законных и обоснованных судебных постановлений, с момента назначения управляющего по делу о банкротстве хозяйственный суд должен осуществлять контроль за его деятельностью.
Поскольку контролировать деятельность управляющего возможно, в первую очередь, посредством изучения информации, содержащейся в отчетах о его деятельности, в Высшем Хозяйственном Суде планируется разработать единую форму отчетов управляющих по делам о банкротстве.
В том случае, если управляющий осуществляет деятельность с нарушениями законодательства, хозяйственному суду следует принимать соответствующие меры реагирования и в установленном порядке решать вопрос о привлечении управляющего к административной ответственности, дисквалификации или аннулировании лицензии. Деятельность в сфере антикризисного управления является в настоящее время лицензируемым видом деятельности и, следовательно, управляющие по делам о банкротстве должны обладать высоким уровнем знаний и быть профессионалами в данной сфере.
Источник "Вестник ВХС РБ", №24/2009, декабрь 2009 г.
|
|
|