Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Почему белорусский бизнес уезжает в Россию
 
Исследователи сравнили бизнес-среду у нас и в соседней стране.
- Это первое такое полное исследование. Раньше проводились сравнения, но по отдельным признакам - например, по налогам или сертификации. А мы постарались учесть все, - рассказывает автор Жанна Тарасевич, директор по проектной деятельности Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского, руководитель проекта ПРООН.


Беларусь переживает кризис лучше России…

Исследование началось в марте, когда финансовый кризис уже отразился в экономиках обеих стран. Проводилось оно на основе национальных статистик за 2005-2008 год и правовых актов обоих государств.

- Сейчас мы наблюдаем обратный процесс: гастарбайтеры возвращаются в Беларусь, особенно в строительные отрасли. Но это не показатель того, что бизнес-среда улучшилась. Просто пока Беларусь лучше переживает кризис, чем Россия. Факт остается фактом: нам нужно срочно выравнивать условия с Россией, иначе крупный бизнес перекочует туда. Предпринимательская инициатива будет затухать, что в кризис непозволительно. Да и об инвестициях разговора не будет. Так что правильно ставится вопрос, почему мы на 179 месте по налогам в мире, а не в тридцатке. Хорошо, что у чиновников появилось понимание того, что нам нужны реформы. Но все зависит не только от названия документов, но и от их качества. К примеру, закон о регулировании цен на вид либеральный, но подзаконные акты полностью меняют его суть. И если грядущие изменения в лицензировании будет таким же, и сократят количество лицензий с 400 до 399, толку не будет. Нам нужны быстрые реформы. А еще нужно поменять менталитет чиновников на местах, руководителей госпредприятий. Вчера была в двух компаниях, оказывающих одинаковые услуги, приводит пример Жанна Тарасевич. В частной фирме процедура заняла 20 минут, все были рады помочь. А в государственной потеряла время, так и не дождалась сотрудника и ушла несолоно хлебавши.


Убыточные предприятия дотирует бизнес.

- Простой пример, который показывает, в чем разница между нашими странами. У нас есть такое понятие, как инновационные фонды, обязательные выплаты предприятий в которые создают 4% бюджета, - рассказывает Жанна Тарасевич. - В развитых странах такие фонды тоже есть. Но там они формируются добровольно и за счет прибыли, а у нас - независимо от желания и возможностей. То есть фактически это еще один налог. Чиновники скажут, что их используют для развития инноваций и поддержки некоторых предприятий или видов деятельности. Но…. Возьмем фонд Минторга: его формируют предприятия, которые занимаются торговлей, независимо от того, основной ли это вид деятельности. Если «Атлант» делает холодильники, но у него есть один фирменный магазин, он тоже платит в инновационный фонд Минторга. Как и нефтеперерабатывающие предприятия. А деньги идут на 40% дотации «Белбыту». По большому счету частники или даже дотационные предприятия отдают деньги на поддержку убыточного госпредприятия. Или фонд Министерства строительства архитектуры. Его пополняют все государственные и частные предприятия. Причем для тех, кто не под ведомством Министерства архитектуры, ставка гораздо выше. А использовать деньги могут только те, кто подведомствен Министерству архитектуры. Если частное предприятие обратится в Минархитектуры и попросит денег из этого фонда, по законодательству это определят как господдержку, а значит, в обмен оно должно отдать часть денег государству. В России о таком даже не слышали.


КАК ВЕДУТ БИЗНЕС

 
Беларусь
Россия
Налоговая нагрузка на бизнес
50,9% (по данным Национального статистического комитета). Из них 36,3% - чистые налоговые платежи, остальное - неналоговые (взносы на обязательное страхование, отчисления в инновационные фонды и т.п.)
 В среднем 35%
Отчисления в фонд соцзащиты
Обязательные отчисления в фонд соцзащиты - 34% в фонд оплаты труда, плюс в фонд оплаты труда 1% из зарплаты работника
От 26% до 8% в зависимости от дохода.
Налог на прибыль
единая ставка 24%
Две ставки - 20% и 10%. Меньше платят те, кто занимается полезными для государства и людей видами бизнеса - например, парикмахерские, общепит и т.п.
Упрощенная система налогообложения
Налог - 6% от суммы выручки плюс НДС или 8% от суммы выручки от реализации без НДС
15% прибыли - (доходы минус расходы) или 6% от суммы выручки реализации без НДС
Неналоговые платежи
Отчисления в инновационные фонды обязательные, по сути, приобретают форму налога
Таких фондов нет
Расходы на ценообразование
Есть нормативы на консультации, на рекламу на маркетинговые услуги. Фактически, государство пытается регулировать все. - Обязательная привязка к тарифной сетке. Так что поставить хорошему работнику зарплату побольше нельзя.
Только 80% премий можно относить на себестоимость продукции. Остальное надо платить за счет чистой прибыли. Так что платить премии невыгодно.Чтобы вести налоги, нужен целый штат бухгалтеров, а чтобы их проверять - штат контролеров, за ошибки - огромные штрафы…
Нормируют представительские расходы - например на прием делегаций, обслуживание во время переговоров. Они не должны превышать 4% от расходов на оплату труда, и расходы на рекламу.
Регулирование ценообразования
Закон о ценообразовании либеральный. Но подзаконные акты изменяют его так, что ценообразование все равно регулируется. В итоге найти нерегулируемые сферы практически невозможно.
Цены рыночные. Государство регулирует только цены на социально значимые товары и на товары, производство которых монополизировано
Лицензии
48 позиций, из них 38 - с подвидами. В итоге получается около 400 лицензируемых видов деятельности. Среди них до сих пор розничная торговля, общепит и т.п.
 Чуть больше 80 видов. Перечень закрыт. При этом чтобы открыть гостиницу, прачечную или другую бытовую службу, заняться розничной торговлей, нужно только уведомить государство.
Доступ бизнеса к госзаказу
Механизма нет. Есть только предложение Минэкономики создать квоту для малых и средних предприятий -10% от объема госзаказа. Обещали ввести к 2010 году.
Примерно 1 трлн российских рублей в год достается малому и среднему бизнесу.
Условия ведения бизнеса
Высокая арендная плата, привязка к евро, проведение аукциона на аренду зданий, очень сложная процедура выделения земельного участка и создания инфраструктуры. Инкубаторов бизнеса - 8, часть из них коммерческие и просто зарабатывают на аренде. Льготы по аренде инкубаторы имеют только в первые два года после получения статуса.
Ставки аренды в рублях и отличаются в зависимости от опыта фирмы: начинающие платят меньше. В государственных инкубаторах малого бизнеса фирмам предоставляют помещения под ключ с факсами, компьютерами и льготами по налогам на 3 года.  Арендовать можно без конкурса и аукционов. Существует право выкупа арендуемого помещения.





Ксения НОВОЖИЛОВА


"Комсомольская правда", 21 июля 2009 года




Источник "Комсомольская правда", 21 июля 2009 года
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio