|
Как отличить инвестора от рейдера? |
|
Смена собственника — непростой процесс для любого предприятия. Новые владельцы ставят новые задачи, иногда кардинально меняют стратегию, нередко происходят кадровые перестановки… Еще сложнее выглядит механизм приватизации. С этим сталкивались практически все государства. Ведь цену, условия передачи в частные руки и многие другие вопросы решают не собственники, а уполномоченные должностные лица. А в душе человека в большинстве случаев остается место для соблазна. О проблемах приватизации рассказал начальник главного управления экономической безопасности КГБ Беларуси Виктор РУСАК. — Виктор Владимирович, в последнее время все чаще звучит термин «рейдерство». Действительно ли в Беларуси были случаи преступного захвата предприятий?
— Анализ имеющихся в Комитете государственной безопасности материалов свидетельствует о том, что так называемый преступный захват активов, или рейдерство, в республике является единичным случаем. Эта негативная тенденция не получила массового характера. Тем более некорректно сравнивать ситуацию в стране с аналогичными процессами, которые происходят у наших соседей.
Главой государства и правительством принимаются своевременные меры по защите интересов рядового акционера и регулированию деятельности акционерных обществ, развитию депозитарной системы. Особое внимание данному вопросу уделяют правоохранительные органы республики, реализуются различные мероприятия в рамках государственной программы по усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией, что способствует профилактике и предупреждению правонарушений в указанной сфере. Это обеспечивает стабильность и спокойствие собственникам и практически полностью исключает криминальный передел активов предприятий.
— Какие же меры предпринимаются для противодействия рейдерству?
— В целях противодействия незаконному захвату активов юридических лиц по инициативе Комитета государственной безопасности внесен ряд дополнений и изменений в действующее законодательство, регулирующее процедуру банкротства экономически несостоятельных предприятий и процессы обращения ценных бумаг. В частности, в проекте Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и Указе Президента Республики Беларусь от 06.04.2009 №178 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508» учтены предложения Комитета госбезопасности о том, что отчуждение имущества хозяйственных обществ, являющихся градообразующими или приравненными к ним организациями, акции которых не находятся в собственности государства, должно осуществляться по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами власти, на территории которых расположены эти субъекты хозяйствования. Также учтено предложение о необходимости проведения органом государственного управления по делам о банкротстве обязательных проверок деятельности временных управляющих, осуществляющих полномочия в производстве по делам об экономической несостоятельности указанных организаций.
Одним из активных механизмов рейдерства являются захват активов и установление полного контроля над хозяйственной деятельностью юридического лица посредством проведения различных операций с ценными бумагами эмитента. В связи с этим Комитет совместно с заинтересованными госорганами последовательно отстаивал позицию недопустимости полной отмены моратория на продажу акций, приобретенных гражданами республики на льготных условиях, а также в обмен на именные приватизационные чеки «Имущество».
Действительно, современные тенденции развития мировой экономики делают необходимым формирование привлекательного инвестиционного климата в республике, развитие частного сектора. Но на фоне либерализации отечественного фондового рынка некоторые граждане пытаются завладеть активами наиболее ликвидных предприятий. Для этого разрабатываются различные схемы приобретения ценных бумаг их эмитентов. Интерес к скупке акций в первую очередь вызван возможностью приобретения контрольного пакета акционерного общества по цене гораздо ниже реальной рыночной стоимости его активов.
Комитетом госбезопасности постоянно осуществляется мониторинг ситуации на рынке ценных бумаг. Анализ показал: ряд зарубежных финансовых групп предпринимают действия по захвату активов наиболее успешных и ликвидных предприятий торговой сети Минска с использованием так называемых квазиюридических способов, информации конфиденциального характера, распространяют сведения, порочащие репутацию руководителей этих предприятий. Расшатывание ситуации приводит к социальной нестабильности на предприятиях и коллективным обращениям с жалобами в правоохранительные органы. Аналогичные механизмы применяются для овладения гостиничными и развлекательными объектами, а также предприятиями, собственность которых находится на ликвидных площадях и земельных участках в престижных районах Минска и областных центров.
В качестве одного из примеров попыток рейдерского захвата можно привести ситуацию, связанную с незаконной скупкой акций ЗАО «Фабрика головных уборов «Людмила». В 2008 г. одной из минских коммерческих структур в целях захвата ликвидных активов данного предприятия путем незаконного использования конфиденциальной информации об акционерах были предприняты попытки по скупке акций в обход приоритетного права акционеров и самого общества на покупку ценных бумаг. По результатам мероприятий, проведенных Комитетом государственной безопасности во взаимодействии с Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов, сделки по купле-продаже акций ЗАО были признаны Высшим Хозяйственным Судом ничтожными.
— В Беларуси начался период разгосударствления и приватизации. Какие меры необходимо предпринять, чтобы эти процессы прошли без злоупотреблений?
— В настоящее время существенно активизировались приватизационные процессы. Так, по данным Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, в соответствии с планом приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, в 2008 г. реформировано 156 предприятий республиканской собственности и 37 — коммунальной. В рамках вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых фондов путем продажи на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, реализовано 444 объекта. В целях совершенствования законодательства по вопросам управления и распоряжения государственным имуществом, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в республику разработан и принят ряд нормативных правовых актов. В прошлом году акционированы такие крупные промышленные объекты, как ПО «Белавтомаз», «Минский моторный завод», Белорусское оптико-механическое объединение «БелОМО».
Проблемы есть. Мы их видим и будем жестко пресекать любые противоправные действия в сфере разгосударствления и приватизации государственной собственности. Так, в августе 2008 г. в результате совместных мероприятий, проведенных КГБ и МВД, во время получения взятки в размере 45 тыс. долл. за благоприятное решение вопроса по продаже выставленного на аукцион административного здания московской коммерческой структуре был задержан директор РУП «Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» А.В. Кулешов. В январе 2009 г. судом Заводского района г. Минска он приговорен к 11 годам лишения свободы.
В октябре 2008 г. сотрудниками КГБ с поличным при получении взятки в размере 160 тыс. долл. были задержаны антикризисный управляющий ОДО «Белагропрод» С.В. Куимов, председатель ликвидационной комиссии ООС «Гомельская мясная компания» В.Д. Чварков и гражданин И.К. Останин, выступавший в качестве пособника. Установлено, что Чварков и Куимов по сговору с Останиным получили взятку за оказание содействия в продаже помещения магазина, расположенного в Гомеле, в нарушение установленного порядка проведения аукциона. В отношении задержанных лиц прокуратурой Гомельской области возбуждено уголовное дело. В рамках расследования уголовного дела за незаконное проведение аукционов по продаже зданий прокуратурой Гомельской области дополнительно по материалам УКГБ по Гомельской области возбуждено 8 уголовных дел. Общая сумма взяток по ним составила 260 тыс. долл. США.
— Возможно, многие злоупотребления происходят вследствие несовершенства нормативной правовой базы? Позволяет ли она силовикам эффективно противодействовать криминалу в процессах приватизации?
— Позволяет, но это не значит, что нет проблемных вопросов. По мере возникновения мы стараемся их решать. К примеру, Комитетом в рамках осуществленных профилактических мероприятий было инициировано внесение в действующее законодательство ряда дополнений и изменений, способствующих локализации таких правонарушений и направленных на максимальное обеспечение интересов государства при реформировании собственности.
В частности, в Декрете главы государства от 14.04.2008 № 7 нашли отражение наши предложения по реализации принципов перспективного планирования приватизационных процессов путем формирования трехлетних планов приватизации госсобственности, а также перечней АО, акции которых подлежат продаже. Также в Декрете учтены предложения Комитета по поэтапной отмене моратория на отчуждение акций, приобретенных гражданами в период льготной приватизации. Эти нормы направлены на снижение уровня коррупции, на улучшение инвестиционного климата в республике и повышение активности на рынке ценных бумаг.
Вступление в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 18.04.2009 № 3, предусматривающего альтернативную подследственность по коррупционным статьям, позволит, на наш взгляд, органам государственной безопасности еще более эффективно противодействовать криминалу в процессе приватизации государственной собственности.
Владимир ВОЛЧКОВ, «Р»
"Республика", №99 от 03.06.2009
Источник "Республика", №99 от 03.06.2009
|
|
|