|
Это не кризис, это новая жизнь… |
|
Ведущие эксперты анализируют мировой финансовый кризис. Еженедельник «АиФ» продолжает обсуждать последствия и прогнозы мирового финансового кризиса с Ольгой Шандорой, управляющим партнером частного инвестиционного банка в Нью-Йорке, одним из наиболее ярких финансовых аналитиков, системное мышление которой помогло взглянуть по-новому на многие актуальные проблемы в бизнесе и в развитии и реструктуризации экономики.
Еще почти год назад Ольга Шандора первой стала говорить о скорых последствиях кризиса для стран Восточной Европы, прогнозировала девальвацию в Беларуси, предлагала и анализировала инновации, которые помогут выйти из сложной экономической ситуации многим странам СНГ. Что нового произошло за последнее время?
- Ольга, вы снова в Минске. Что бросается в глаза, и можно ли происходящие процессы назвать кризисом?
- То, что СМИ называют кризисом, ведущие банки мира назвали новой жизнью. Уничтожено огромное количество капитала на Уолл-стрит, который, как кровь, текущая по жилам, давал жизнь мировому бизнес-сообществу. Пройдет много лет, пока этот капитал будет восстановлен, тем более, что идет реформирование этой отрасли, что еще более замедляет создание нового капитала. Мировой бизнес уже учится жить в условиях нового мира, когда наблюдается недостаток финансирования во всех сферах жизни во всех странах мира.
- Вы по долгу службы много ездите. Есть ли разница в том, как протекает кризис в разных странах?
- Особой разницы я не замечаю. Везде есть приблизительно одинаковые признаки. С точки зрения банкира, люди различаются прежде всего по уровню потребления, а не по национальности или месту жительства. Во всем мире богатые люди стали сдержаннее в потреблении, демонстрация богатств стала не модной. Ну а бедные всегда и везде думают о простых, насущных вещах. Больше всего страдает средний класс. В Америке, например, кризис прежде всего виден в ресторанах, дорогих магазинах, отелях, частных школах, турфирмах… Те, кто ходил в рестораны несколько раз в неделю, стали чаще готовить дома. Те, кто покупал раз в месяц дорогую обувь, достали из своих шкафов пару прошлого сезона. Те, кто приобретал предметы роскоши, отложили новые покупки до лучших времен. Но буквально везде люди стали более внимательно считать свои деньги.
- Какие отрасли быстрее других выходят из кризиса? У вас есть совет?
- Те, где идут немедленные сокращения выпуска невостребованной продукции. Где не вымывается оборотный капитал на содержание незадействованного персонала, где идет переориентирование спроса и агрессивное внедрение инноваций. Выживут те, кто не держится за старые, неработающие схемы сбыта… К слову, часто можно услышать критику в адрес защиты собственного рынка в Беларуси и иных странах СНГ, ярких протекционистских тенденций. Но абсолютно все страны, поверьте, абсолютно все страны мира защищают своего производителя. Где-то больше, где-то меньше, но абсолютно везде думают о том, как эту защиту сделать еще более эффективной.
- Что делать людям в таких условиях? Ведь жить с мыслью о кризисе непросто…
- Принять мысленно и внутренне как можно быстрее новую реальность жизни и не держаться за старые амбиции, старые должности, старые невостребованные профессии. Они стали неактуальны, новая жизнь всех ставит на свои места.
СПРАВКА "АиФ"
Ольга Шандора родилась в Минске. Училась на факультете прикладной математики БГУ. В конце 80-х эмигрировала в США. МВА в области маркетинга. Магистратура по международным финансам, Колумбийский университет. Работала в течение 15 лет в США в ведущих инвестиционных банках Wall Street. Прошла карьерный путь от простого служащего до руководителя — вице-президента нью-йоркского отделения банка UBS. В настоящее время — управляющий партнер в частном инвестиционном банке, занимается вопросами фондового рынка, имеет консалтинговую компанию в Беларуси.
Евгений СТРИЖ
Еженедельник "Аргументы и факты в Белоруссии", №30 от 22.07.2009
Источник "Аргументы и факты в Белоруссии", №30 от 22.07.2009
|
|
|