|
Наличие часового производства в стране — один из индикаторов ее индустриального и технического развития. Собственная часовая марка повышает общий рейтинг страны. Это и была одна из причин, по которой Президент страны поставил задачу в обязательном порядке сохранить бренд «Луч». На территории СССР было 17 часовых предприятий, и белорусская продукция считалась одной из лучших. Немало потребителей и сегодня уважительно относятся к этой торговой марке. «Луч» входит в число «золотых» имиджевых брендов Беларуси. Естественно, дать погибнуть такой торговой марке — непростительная роскошь. Увы, предприятие уже не первый год находится в тяжелом экономическом положении. В статье «Куда движется часовая стрелка», опубликованной в «ЭС» 4 июня 2008 года, был сделан анализ положения дел на предприятии. Были высказаны и определенные предположения: затянувшийся кризис может иметь скрытую подоплеку. Конечно, это только догадки. Но статья вызвала достаточно большой резонанс. Судьба завода серьезно волнует и его партнеров, и работников, и ветеранов часовой промышленности… И немало экспертов, компетентных в проблемах ОАО «Луч», подтвердили: предположения «ЭС» не такие уж и беспочвенные. Ситуацию сегодня на ОАО «Луч» простой назвать сложно. Задолженности перевалили за 20 миллиардов рублей, складские запасы составляют более 800 тысяч часов, сокращаются рынки сбыта… Не помог даже режим санации. Он действует на предприятии уже почти год, но обрести стабильность пока так и не удалось. Конечно, некоторые подвижки в лучшую сторону происходят, но, по-моему, слишком незначительные, чтобы в корне изменить ситуацию.
В последние годы ОАО «Луч» прочно вошло в список «непростых» производств. В некоторой степени у людей даже выработалось определенное «жалостливое» отношение к этому предприятию, которое когда-то гремело на весь Союз, но оказалось слабо востребованным в условиях современного рынка. Да, действительно, после того, как китайцы выпустили первый миллиард часов и активно взялись «штамповать» второй, производителям хронометров стало тесно. Сбавили обороты даже швейцарские производители. Впрочем, проблема со сбытом часов, в том числе и механических, кроется не только в агрессивной экспансии восточных производителей. Это лишь один из факторов. Более важна другая тенденция: неминуемое сокращение спроса на часы.
Время течет, научный прогресс рвется вперед, изменяется и структура потребительского рынка. Приходят новые товары, вытесняют старые. Например, современные дети уже и не знают, что такое примус, керогаз, думаю, многие ни разу в жизни не видели и промокашки… Предметы, которые еще 20—30 лет назад находились в широком обиходе, сегодня стали всего лишь историей и раритетами. Постепенно вытесняются из современного быта и часы. Точнее, наручные заменяются другими разновидностями «фиксаторов учета» времени. Сегодня часы встроены в компьютер, бытовую технику, неслышно отсчитывает секунды и мобильный телефон, другая электроника… Словом, часы постепенно перестают быть самостоятельным товаром и становятся одной из дополнительных встроенных в другую технику функций.
Говоря проще, продавать механические часы становится все сложнее. Но это не значит, что устарел завод «Луч». Предприятие обладает сегодня весьма прогрессивными технологиями, в его цехах стоит преимущественно швейцарское оборудование, некоторые станки, можно сказать, уникальны для Беларуси. И если оторваться от «чистого» производства часов, потенциал у объединение достаточно солидный. Он может выполнять любые работы, связанные с точной обработкой металла, на предприятии имеются оборудование и технологии в области печати плат, есть все необходимые лицензии и разрешения для работы с драгоценными металлами… Другими словами, часовой завод, кроме производства хронометров, мог бы выполнять широкий ряд заказов других предприятий. Например, того же машиностроительного комплекса республики.
Ряд специалистов отмечают: если бы предприятие использовало полностью свои производственные возможности, то смогло бы, если не процветать, то, как минимум, стабильно работать. Почему же «Луч» никак не может выкарабкаться из долгов? Наверное, по банальной причине: объединение продолжает упорно выпускать часы. Да, старается повысить их качество, сейчас разрабатываются новые модели, но сегодня уже очевидно: выйти на положительную рентабельность исключительно на часовом производстве — задача практически нереальная. Мощности завода рассчитаны на выпуск десятков тысяч хронометров в месяц. Такие объемы продать невозможно. А если использовать основные фонды всего на несколько процентов, накладные расходы «съедят» любую прибыль.
Увы, столь необходимая предприятию диверсификация пока проводится слабо. Судя по всему, закрывать финансовые прорехи пока планируется в большей степени за счет участия на рынке недвижимости. Действительно, в 2002—2006 годах часть помещений завод продал различным компаниям. В некоторой степени весьма распространенная практика: в кризисных случаях избавляться от непрофильных активов. Реально сегодня ОАО «Луч» столь масштабные цеха и офисы и не нужны. Сейчас предприятие в судебном порядке пытается вернуть всю недвижимость обратно в свое владение. Видимо, эти офисные площади — весьма ликвидный актив, учитывая их выгодное «географическое» положение, впоследствии либо продадут снова, либо будут сдавать в аренду. Но тогда «Луч» из производственного предприятия наполовину превратится в девелоперскую компанию. Насколько это поможет спасти белорусский часовой бренд — спорный вопрос.
Страсти вокруг недвижимости разгорелись нешуточные, а производственные показатели между тем не вызывают восхищения. Да и складские запасы не пошли на резкое снижение. Правда, есть в этой истории и еще один момент. Сегодня принимаются принципиальные решения относительно часового завода, которые определят его будущее. Между тем «Луч» — предприятие полностью частное. Акции принадлежат 9 200 нынешним и бывшим работникам завода. Сегодня многие решения с владельцами не обсуждаются и не согласовываются. Но впоследствии акционеры могут задать сакраментальный вопрос о судьбе своей собственности и ее рациональном использовании. В том числе и через суд. А значит, чисто теоретически ОАО «Луч» может погрязнуть в процессах. Судебные разбирательства, как известно, затратные события для любого предприятия. И тем более их стоит избегать компаниям, финансовое положение которых не самое стабильное.
Впрочем, несмотря на задолженность, «Луч» сложно назвать совсем уж классическим банкротом. Несколько месяцев назад специалисты Минэкономики, исследовав вопрос, констатировали: стопроцентно назвать завод несостоятельным нельзя. Да, задолженности имеются, есть просроченные платежи, но ликвидные активы предприятия их перекрывают. Как отмечают специалисты, анализируя ситуацию, ОАО «Луч» смогло бы рассчитаться с кредиторами, реализовав несколько пустующих объектов недвижимости. Можно было использовать вариант дополнительной эмиссии акций и продажи их потенциальному инвестору. Но все эти возможности по разным причинам использованы не были.
Так будет ли сохранен «Луч»? Не только как торговая марка, но и как высокотехнологичное уникальное предприятие, способное создавать механические системы высокой точности. Не обязательно только часовые. Ведь технологии и опыт часового завода можно использовать для производства комплектующих для станкостроительных и машиностроительных комплексов, для производства медицинского оборудования, другой продукции. Например, коллекционных и юбилейных монет, которые ежегодно Национальный банк выпускает несколько тысяч, но заказывает у заграничных производителей. Хотя необходимое оборудование и специалисты имеются на ОАО «Луч».
К сожалению, за последний год значительного прорыва к выходу из кризиса предприятие не сделало. Режим санации привел только к некоторой неразберихе в руководстве предприятия. С 2007 года на «Луче» сменилось 3 антикризисных управляющих. При такой стремительной кадровой перестановке сложно говорить об эффективности. Да и ответственность за судьбу предприятия тоже несколько «нивелируется». Видимо, в отношении часового завода необходимо принимать какие-то более действенные меры по выводу его из кризиса. Возможно, сказать слово необходимо и собственникам предприятия. В конечном итоге среди них есть немало работников, которые великолепно знают и производственные, и технологические его возможности.
Владимир ВОЛЧКОВ, «Р»
"Республика", №116 от 25.06.2008
Источник "Республика", №116 от 25.06.2008
|
|
|