|
Рейдерство - угроза экономике и государству. Защитить от него может только системное правовое противодействие. |
|
В последнее время в центральной и региональной прессе все чаще появляются публикации о фактах рейдерского захвата собственности. Их авторы справедливо и аргументированно подчеркивают, что у рейдерства в Украине существенная криминальная составляющая, а главная деструктивная сущность проявляется в подрыве экономической безопасности государства, во вреде для международного имиджа и инвестиционной привлекательности страны. При этом речь идет прежде всего о деятельности организованных преступных группировок, присваивающих чужое имущество путем мошенничества с использованием незаконных судебных решений и соучастием коррумпированных работников правоохранительных, контролирующих и других органов государственной власти. Когда заходит речь о глубинных корнях этого зла, правоохранители жалуются на несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законодательства, отсутствие достаточных полномочий и т. п., представители же бизнес-кругов считают, что это следствие недостатка у руководства страны политической воли, нужной для создания качественно нового законодательного поля, необходимого для цивилизованного развития бизнеса. В том числе, как это имеет место в развитых демократических странах, обеспечения равноправных, базирующихся на прочных, проверенных практикой нормах и принципах, отношениях структур разных форм собственности.
Насколько обоснованы подобные нарекания и претензии? В Верховной Раде Украины пятого созыва был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления уголовной ответственности за захват предприятий (рейдерство)», автор которого тогдашний народный депутат Украины Ю. Тимошенко. А 5 июня с. г. правительством подан проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг», которым предлагается ввести административную и уголовную ответственность за использование инсайдерской информации и манипулирование ценами при осуществлении операций с ценными бумагами и за создание препятствий в доступе к информации об эмитентах ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и/или искажение такой информации.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 июля 2008 года №686 утвержден состав Межведомственной комиссии по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий. Как один из ее членов хотел бы подчеркнуть: это решительные и последовательные шаги, которые свидетельствуют о настроенности правительства на системное и бескомпромиссное противодействие рейдерству.
В то же время анализ обращений к нашему профильному комитету и информации от правоохранительных органов убеждает, что в Украине еще нет единого понимания ряда ключевых понятий, необходимого для активного, компетентного и целенаправленного ведения этой борьбы. Одно из них — понятие законного объединения предприятий. То есть такого объединения, в результате которого собственники (акционеры) объединяющихся предприятий будут осуществлять контроль над всеми чистыми активами объединенной структуры, получат возможности для дальнейшего совместного распределения рисков и выгод от объединения, а также гарантии от противоправного (преступного) поглощения и захвата предприятий, то есть от рейдерства.
В Украине слияние и поглощение предприятий часто проводится с целью не оптимизации их экономической деятельности, а прежде всего ради присвоения чужого имущества. И, следовательно, имеют несомненную криминальную составляющую. Эти откровенно преступные действия, объединенные с коррупцией в судах и правоохранительных органах, вызывают возмущение в обществе и потому требуют принципиальной и недвусмысленной правовой оценки.
Из научных исследований, анализа выделяется целый массив незаконных действий, которые следует отнести к признакам рейдерства. Это — скупка акций у мелких акционеров, разглашение данных реестров держателей акций, вынесение незаконных судебных определений (решений) по делам относительно корпоративных конфликтов, нарушения со стороны органов государственной исполнительной службы при исполнении судебных постановлений (решений), произвол частных охранных структур и групп людей, использующих их при таких обстоятельств. И, в конце концов, силовой захват спорных предприятий, в том числе во исполнение соответствующих судебных решений, акционерных обществ (в том числе с государственной долей собственности) посторонними коммерческими структурами через миноритарных акционеров, действующих в их пользу. Типичные схемы, по которым осуществляется рейдерство, уже хорошо известны. Есть заказчик, «стимулирующий» соответствующими методами появление нужного ему судебного решения. Этого решения ждет государственный исполнитель, который уже якобы законным образом, но очень быстро, в молниеносном режиме готов его выполнить. Наконец, в этом ему содействуют органы внутренних дел, как только он поставит подпись под исполнительным производством.
Таким образом, это целый ряд преступных действий, а потому рейдерство необходимо рассматривать как отдельный вид организованной преступной деятельности, предусматривающей совершение ряда преступлений, связанных общим умыслом на противоправный захват чужой собственности, объединенный с использованием неправосудных судебных решений и коррупции в правоохранительных органах. Это прежде всего преступления в сфере хозяйственной деятельности (противодействие законной хозяйственной деятельности, доведение до банкротства, нарушение порядка выпуска (эмиссии) и оборота ценных бумаг и т. п.), преступления общеуголовной направленности (мошенничество, грабеж, подлог документов и т. п.), служебные преступления (злоупотребление властью или служебным положением, превышение служебных полномочий, взяточничество и т. п.), преступления против правосудия (принятие заведомо неправосудного решения, определения или постановления, заведомо ложные показания и т. п.), преступления против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления и объединений граждан (самоуправство, похищение, присвоение, вымогательство документов, штампов, печатей, овладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением, либо их повреждение, вмешательство в деятельность работника правоохранительного органа, подлог документов, печатей, штампов и бланков, их сбыт, использование поддельных документов и т. п.).
Как правило, рейдерский захват является хорошо организованным, продуманным, целенаправленным и комплексным мероприятием, требующим от своих инициаторов незаурядной изобретательности и финансовых ресурсов. К непременным атрибутам преступной схемы относятся, кроме взяток нужным людям, подлог документов, применение физического и психологического насилия.
Что особенно опасно, рейдерские нападения превратились в высокодоходный бизнес организованных преступных группировок. Противоправная деятельность обеспечивает им мощные финансовые ресурсы, которые позволяют без проблем оплачивать услуги квалифицированных юристов, ставить на конвейер подкуп судей, работников правоохранительных и контролирующих органов. Можно без преувеличения сказать, что это питательная среда для масштабной и с очень большим трудом искореняемой коррупции в структурах государственной власти.
Правовую и социальную характеристику рейдерства можно было бы еще продолжать. Но и сказанного, думаю, достаточно для вывода: сегодня это криминал едва ли не в самой неприкрытой жесткой и грубой форме. В то же время трудно согласиться с тем, что существующая законодательная база ограничивает масштабы и выбор инструментария для борьбы как с отдельными проявлениями этой повсеместной болезни, так и с системными причинами, порождающими ее.
Наказание за большинство противоправных действий, совершаемых во время рейдерского захвата, уже предусмотрено действующим Уголовным кодексом Украины. То есть, ничто не мешает правоохранительным органам привлекать за это к уголовной ответственности, даже при отсутствии специальной «рейдерской» статьи. Были бы только желание, воля руководителей правоохранительных ведомств и должная квалификация оперативных работников и следователей. А вот их, с горечью приходится это констатировать, недостает. И самое точное зеркало дистанции между словом и делом — статистика применения правоохранительными органами норм Уголовного кодекса Украины, касающаяся указанных статей, по которым осуждены:
- статья 206 «Противодействие законной хозяйственной деятельности» (2001-2002 гг. – 6 человек, 2003 г. – 13, 2004 г. – 9, 2005 г. – 8, 2006 – 11, 2007 – 0);
- статья 219 «Доведение до банкротства» (2001-2002 гг. – 1 человек, 2003 г. – 0, 2004 г. – 1, 2005 г. – 0, 2006 г. – 3, 2007 – 0);
- статья 223 «Нарушение порядка выпуска (эмиссии) и оборота ценных бумаг» (2001-2002 гг. – 0, 2003 г. – 0, 2004 г. – 0, 2005 г. – 0, 2006 г. – 0, 2007 г. – 0);
- статья 375 «Принятие судьей (судьями) заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления» (2001-2002 гг. – 0, 2003 г. – 0, 2004 г. – 0; 2005 г. – 0, 2006 г. – 1, 2007 г. – 0).
Как говорится в подобных случаях, комментарии здесь излишни. Виноват не закон, а те, кто обязан применять его для защиты государства и его экономики, отстаивания интересов человека, трудового коллектива, общества. Это касается и органов прокуратуры, которые недостаточно реагируют на нарушение в судах требований Гражданско-процессуального и Хозяйственного процессуального кодексов Украины, других законов при рассмотрении исков, инициированных рейдерами. Разве, например, действия рейдеров на начальной стадии организации незаконного захвата имущества не могут квалифицироваться при определенных условиях (содействие встрече для разработки планов и условий совместного совершения преступлений, материального обеспечения преступной деятельности и т. п.) как создание преступной организации с целью совершения тяжкого или особо тяжкого преступления? Как раз это и с определенной детализацией предусмотрено ст. 255 Уголовного кодекса Украины.
Что касается роли в таких конфликтах органов внутренних дел, то они характеризуются следующими данными МВД: в 2006 году в городе Киеве было зафиксировано 28 рейдерских захватов, и только в одном случае милиции удалось предотвратить силовой захват предприятия. Согласно данным общественной организации «Антирейдерский союз предпринимателей Украины» в течение последних 4,5 года в Украине было организованно 2,5 тысячи рейдерских атак. Статистики, в скольких случаях милиция предотвратила силовой захват предприятий, нет, или ее невыгодно иметь правоохранительным ведомствам?
Здесь, по мнению членов нашего комитета, подкрепленному результатами анализа, дает о себе знать недостаточная квалификация работников и отсутствие надлежащего взаимодействия в самой системе МВД (ГСБЭП, следователи, Государственная служба охраны и т. п.), так и с другими правоохранительными органами — налоговой милицией, подразделениями борьбы с коррупцией и организованной преступностью СБУ.
Считаем, что в законодательстве Украины необходимо закрепить юридическое определение термина «рейдерство», его признаков и сути, что позволит отмежевать его от правовых методов установления контроля над субъектами предпринимательства.
Очень важно, на наш взгляд, акцентировать внимание на применении уголовно-правовых средств против рейдерства как системы взаимосвязанных действий, а именно — против отдельных действий в контексте этой системы. Это позволит адекватно реагировать уже на первые шаги противоправного захвата предприятий. И в этой части действующее уголовное законодательство Украины действительно требует усовершенствования. Сквозь призму комплексной уголовно-правовой охраны корпоративных отношений с учетом международного опыта.
По нашему мнению, целесообразно ввести уголовную ответственность только за организацию рейдерского нападения. Лицо, его организовывающее, как правило, действует с особой дерзостью, понимая невозможность возврата ситуации в большинстве случаев к начальному состоянию. Также справедливым было бы и усиление уголовной ответственности всех субъектов рейдерского нападения.
Такой подход позволит привлечь к уголовной ответственности и судей — вынося заведомо неправосудные решения, они будут осознавать, что их действия подпадают под признаки преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Украины — 255 «Создание преступной организации» и 256 «Содействие участникам преступных организаций». Потребность в этом насущна: факты вмешательства судей в хозяйственную деятельность предприятий при обеспечении рейдерских захватов приобрели массовый характер. Основной почвой реализации рейдов является именно наличие судебных решений, без которых действия рейдеров однозначно считались бы противоправными и могли бы быть быстро прекращены правоохранительными органами.
Под углом зрения практического решения очерченных выше проблем наш комитет планирует провести 17 сентября 2008 года слушания на тему: «Совершенствование законодательства и пути преодоления рейдерства путем усиления реагирования правоохранительных органов на противоправные действия его организаторов и исполнителей».
На слушание приглашаются руководители правоохранительных и судебных органов Украины, правоведы и юристы-практики, представители общественных организаций и средств массовой информации.
Надеемся, что это будет принципиальный, конструктивный и полезный разговор, в частности, относительно отсутствия надлежащего реагирования правоохранительных органов на противоправные действия организаторов и исполнителей рейдерства. В контексте совершенствования действующего законодательства с целью усиления противодействия рейдерству комитет будет рекомендовать Верховной Раде Украины в первую очередь рассмотреть правительственный законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за правонарушение на рынке ценных бумаг». Кроме того, совместно с Межведомственной комиссией по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий подготовим законопроект о введении уголовной ответственности за организацию рейдерского нападения.
Виктор ШВЕЦ, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности
Газета Верховной Рады Украины "Голос Украины", 19 августа 2008 года
Источник "Голос Украины", 19 августа 2008 года
|
|
|