|
Образцово-показательный банкрот половина сельских хозяйств Беларуси имеют признаки неплатежеспособности |
|
ВЕРОНИКА ЧЕРКАСОВА
Около полутора месяцев назад Совет Министров поручил Мин-госимуществу и Минсельхозпроду подобрать полтора десятка сельхозпредприятий для того, чтобы провести в судебных инстанциях реальную процедуру санации и банкротства. Составленный вышеуказанными ведомствами список сначала включал в себя 15 сельхозпредприятий, в окончательном варианте он сокращен до девяти хозяйств. Механизм банкротства действует в мире с XVI века. В Российской империи понятие банкротства было введено императором Павлом 1 в 1801 году. Тогда же было разработано самое развитое в мире законодательство по этому вопросу. Надо думать, что работали над ним долго и вдумчиво. А вот суверенная Беларусь справилась с задачей быстро. В рекордно короткие сроки, буквально за несколько дней, Минсельхозпрод и Комитет по санации и банкротству разработали план реализации мероприятий, необходимых для проведения процедуры банкротства. Сегодня белорусские разработчики плана считают самым важным во всей процедуре проработку возможных вариантов и предварительную разработку моделей реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. В основе осуществления процедуры банкротства лежит закон 1991 года, который, несомненно, не отвечает современным требованиям, однако предполагается, что около 20 нормативных документов, принятых в последние годы в этом направлении, позволят пользоваться им и дальше. Несмотря на то, что сегодня в Беларуси разработано не менее 10 моделей реформирования неплатежеспособных хозяйств, на практике неизбежно придется столкнуться с нехваткой нормативных актов, подходов и механизмов реального осуществления процедуры банкротства. Заметим, что в России законодательная база в этом направлении давно разработана, процесс идет весьма широко, в настоящее время там в арбитражных судах находится около 10 тыс. дел об объявлении предприятий банкротами, и весомая их часть касается аграрных предприятий. В Беларуси уже пять лет ведется работа над законом, который регулировал бы процедуру санации, банкротства и объявления экономической несостоятельности, в настоящее время даже подготовлен проект такого закона. Это весьма важно, поскольку уже сегодня 47% хозяйств республики имеют признаки неплатежеспособности, а значит, в следующем году количество предприятий, в отношении которых будет осуществляться процедура банкротства и экономической несостоятельности, вырастет. В новом проекте закона о банкротстве учтены особенности банкротства банков, производств, сельскохозяйственных предприятий. Вообще же, вопросы о признании тех или иных предприятий банкротами возникают уже не первый год. В 1997 году было возбуждено 54 дела, а в 1998г. - 47. Однако из-за отсутствия закона все они были приостановлены. В настоящее время в каждой из областей Беларуси выделено по 3-4 судьи, которые будут заниматься такими делами. Признать или не признать должника банкротом может только суд, который признает хозяйство или предприятие неплатежеспособным лишь тогда, когда неплатежеспособность становится устойчивой. По мнению первого заместителя председателя Комитета по санации и банкротству Александра Мирониченко, необходимо создать ситуацию, при которой заявления о признании сельхозпредприятий банкротами будут поданы в хозяйственные суды к концу декабря. Несмотря на то, что список подлежащих процедуре банкротства предприятий ограничивается всего 9 субъектами, на самом деле их число могло бы составить от 15% до одной трети всех хозяйств страны. По мнению Мирониченко, в подавляющем большинстве случаев неплатежеспособными хозяйства становятся не по своей вине, а из-за несбалансированного ценообразования, снижения государственного субсидирования, которое в начале 90-х составляло 20%, а сегодня не превышает 7-8%, сильнейшего налогового пресса, исчезновения долгосрочных кредитов и сведения к минимуму краткосрочных. Низкая оплата труда привела к тому, что за последние годы сельское хозяйство Беларуси потеряло 35% трудовых ресурсов, в этом году в колхозахисовхозахсменилось39% руководителей, материально-техническая база изношена на 80%. При этом перед отраслью ставится задача обеспечения внутреннего рынка на 85% продукцией собственного производства. Однако надо помнить о том, что банкротство - отнюдь не оптимальный способ решения экономических проблем причем не только для хозяйств, оказавшихся в бедственном положении, но и для кредиторов. Гораздо более привлекательной и выгодной процедурой являются санация и восстановление платежеспособности предприятия. Сегодня все чаще и чаще в хозяйственные суды обращаются иностранные кредиторы по вопросу о признании финансов вой несостоятельности предприятия, что гораздо выгоднее, нежели требовать взыскания долгов после его ликвидации. В настоящее время во всем мире не принято терять контрагентов и должников, поскольку это автоматически означает некомпетентность кредитора, который не смог разобраться, кого он берет в партнеры, с кем имеет дело. Однако в Беларуси по-прежнему основной процент составляют дела о ликвидации производств. Ситуацию вполне можно сравнить с той, когда человек обращается к врачу в самый последний цемент, когда помощь уже невозможна, да долговые обязательства превышают стоимость имущества хозяйства. Надо заметить, что в последнее время резко возросла динамика подачи заявлений о неплатежеспособности и банкротстве в промышленности, и есть все основания считать, что в самом ближайшем будущем то же самое ждет и сельское хозяйство, поскольку к концу текущего года 80% хозяйств будут признаны убыточными., что, в сущности, означает крах всей системы. В этой ситуации трудно надеяться, что принятие нового, пусть даже прогрессивного закона сможет оказать существенное влияние на состояние белорусской экономики. Тем более, что до сих пор не ясно, кто возьмет на себя финансирование работ по санации, оплату труда управляющих, а главное - создание стабильной экономической среды, без которой бессмысленно принимать новые и надеяться на реанимацию почившего в болоте сельского хозяйства.
Источник «БДГ», 14 декабря 1999 г., № 106
|
|
|