|
О больших и малых проблемах банкротства |
|
С каждым годом в хозяйственных судах возрастает количество дел, связанных с процедурой банкротства субъектов предпринимательской деятельности. Учитывая масштаб вопросов, с которыми сталкиваются предприятия, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь значительную долю семинаров по банкротству - и даже "круглые столы" - посвящает ответам на вопросы участников семинаров, разъяснениям, рекомендациям, разбору сложных правовых ситуаций. Оперативно публикуются в средствах массовой информации нормативные документы и консультации для широкого круга специалистов по вышеназванным проблемам. Такие семинары, организованные Высшим Хозяйственным Судом, состоялись во всех областях республики и городе Минске. Неплатежеспособность, несостоятельность субъектов хозяйствования сегодня явление массовое, - отметил, открывая семинар по вопросам банкротства, председатель хозяйственного суда Брестской области Валентин Семенович КОЛБИК. Некоторые считают, что принятие нового Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), вступившего в силу с 12 февраля 2002 года, создает реальные условия для устранения неплатежеспособности. И больше всего это касается авторов, инициаторов проекта этого Закона. Да, наличие такого Закона предопределено существованием рыночных отношений, к тому же это атрибут цивилизованного государства. И основная его цель: разрешить ситуацию с неплатежеспособностью. Поэтому основным приоритетом Закона является санация. Но не нужно быть наивными, что принятие такого Закона само по себе окажет существенное воздействие на улучшение ситуации. Ведь, чего греха таить, примерно половина всех предприятий республики станут или останутся неплатежеспособными надолго, поскольку они являются убыточными навсегда. Но они продолжают работать, неэффективно расходуя еще имеющиеся в республике ресурсы, с другой стороны, - из-за этого заблокировано развитие эффективных производств. Поэтому, скорее всего, процедура банкротства, кто на нее уповает, зная, что она растягивается на несколько лет, может помочь там, где число крупных предприятий-банкротов исчисляется единицами. А еще следует добавить: она поможет, если к этой процедуре будет соответствующее уважение, интерес, которые, к сожалению, пока не наблюдаются. Ряд ученых-экономистов полагают, что в наших условиях необходимо больше думать о внесудебных процедурах финансовой реструктуризации. Зарубежная и отечественная практика показала низкую эффективность пассивных методов преодоления финансовой несостоятельности. Например, в Болгарии и Румынии не делали ставку на банкротство, но производили взаимозачеты долгов, выдавали дешевые кредиты, находили государственные средства для санации предприятий. Подобное проводится и у нас. Эти методы лишь продляют агонию убыточных предприятий. И, наоборот, лишь закрытие и ликвидация убыточных предприятий, жесткая финансовая политика приводили к успеху (Латвия, Эстония, Польша, Чехия и т.д.). Предлагается, что реструктуризировать необходимо те предприятия, которые являются или могут быть рентабельными в ближайшее время. Далее - необходимо ускорить процесс ликвидации убыточных и бесперспективных предприятий, если возможно, используя внесудебные процедуры, привлечь к решению проблемы многочисленных субъектов хозяйствования. Со времени вступления в законную силу Закона прошло чуть более двух лет. Хозяйственными судами республики за это время наработана определенная практика рассмотрения дел о банкротстве. По-разному складывается динамика рассмотренных дел по судам. Если в городе Минске их рассматривается сотни, то в Бресте - десятки. В процессе рассмотрения дел выявляются ошибки заявителей, судов, недостатки действующего законодательства о банкротстве, которые нам вместе необходимо преодолевать и вырабатывать предложения по совершенствованию как судебной практики, так и законодательства.
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ,
отметила в своем выступлении Людмила ЛЕВАНЧУК, судья хозяйственного суда Брестской области
Изначально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиальным направлениям: британская модель строилась по тому принципу, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, американская модель преследовала цель восстановления платежеспособности предприятия при помощи реорганизационных процедур. Что же такое неплатежеспособность? Под неплатежеспособностью закон понимает неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Говоря другими словами, неплатежеспособность - это потеря способности своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства, обусловленная валютно-финансовым положением субъекта, отсутствием своих свободных средств, дефицитностью бюджета и платежного баланса. Термин "неплатежеспособность" шире по значению, чем термин "несостоятельность" (неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер). Неплатежеспособность может быть вызвана временными обстоятельствами, условиями финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Проблема ее разрешения, как правило, - вопрос времени, а для принудительного исполнения должником денежных обязательств применяются нормы гражданского законодательства. Неплатежеспособность может быть вызвана и внешними факторами, предотвратить которые не в состоянии ни один из субъектов. Резкое колебание курса доллара в сторону увеличения может поставить в шеренгу неплатежеспособных целые отрасли государства. С такой ситуацией мы столкнулись в октябре 1994 года, когда в печально известный "черный вторник" произошло обвальное падение рубля. Поскольку экономическая несостоятельность (банкротство) - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная судом в соответствии с законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона, следовательно, можно говорить о том, что в Законе о несостоятельности неплатежеспособность и несостоятельность определяются как два различных признака банкротства, как причина и следствие. Можно говорить о том, что неплатежеспособность - ключ к процедуре банкротства. С моей точки зрения, назрела необходимость понятию "неплатежеспособности" придать более "вескую правовую оболочку". Для чего это надо? Для того, чтобы четко можно было кредиторов классифицировать на добросовестных и недобросовестных, исключить полностью возможность развала предприятий, создав прецедент. Породить порочную практику очень легко, трудно будет потом устранять ее негативные последствия. Примером может служить рентабельное предприятие "Бархим" (г. Барановичи). Основанием для возбуждения дела о банкротстве один из кредиторов указал неисполнение должником своих обязательств по одному из гражданско-правовых договоров. При изучении материалов дела и решении вопроса судом: а есть ли основания для возбуждения производства по делу о банкротстве, - у суда возник ряд вопросов, ответов на которые материалы дела так и не дали. А чем было вызвано неисполнение "Бархимом" своих обязательств, не может ли он в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства быть освобожден от гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательства? Если бы с таким заявлением обратился должник, суд обязательно бы изучил структуру его баланса. А как быть, если с заявлением обращается кредитор? Ведь баланса предприятия должника в этом случае в материалах дела нет. В таком случае речь может идти и о финансовом захвате предприятия. Что может быть проще? Установил срок погашения задолженности 1 месяц - и вперед в суд с заявлением о признании должника банкротом. Такой лазейки в законе в принципе быть не должно. Поэтому суду и пришлось искать основания для возвращения заявления, хотя по формальным основаниям в рамках статьи 10 Закона основания для возбуждения производства были. Отсюда и мнение, бытующее среди многих юристов, что Брестский суд в таких вопросах стоит "насмерть, как Брестская крепость". В Законе можно выделить два признака несостоятельности: - приостановление текущих платежей; - превышение обязательств должника над его имуществом. Это означает, что состояние предприятий, лишь приближающихся к несостоятельному по существу происходящих с ним процессов, но не признанное судом таковым, позволяет полагать, что данное предприятие еще может выйти из кризисной ситуации. То есть неплатежеспособность - это диагноз, а болезнь можно лечить. Банкротство же с ликвидацией - это и юридическая и фактическая смерть. Фактически сейчас сохраняется лишь внешний признак банкротства: приостановление текущих платежей. Если он останется доминирующим, то это обернется ростом количества банкротных дел и упрощением процедуры рассмотрения данной категории дел. В то же время, если допустить, что приостановление текущих платежей вызвано превышением обязательств должника над его имуществом, то своевременное установление этого обстоятельства отсечет от имущественного оборота неплатежеспособные предприятия. Данный фактор в современных условиях является немаловажным. Бессмысленно сейчас спорить о том чьи интересы прежде всего должен защищать Закон. С моей точки зрения, в этой "битве" нет победителей и побежденных. Противопоставление прав кредиторов и должника просто лишено смысла, поскольку при банкротстве государство вмешивается в имущественные отношения должника с кредиторами с одной единственной целью: изменить экономическое состояние должника. Финал этого вмешательства может быть разным: если банкротство рассматривать как способ возврата долгов кредиторам, то исход - ликвидация должника-банкрота. Если преследовать реабилитационные цели, то можно и восстановить платежеспособность. Разумное сочетание целей - гарантия реализации возможности максимально защитить интересы всех. Суд сейчас выступает в двух ипостасях: как могильщик и как доктор. Пограничного состояния здесь быть не может. Важно правильно определить свою роль, поскольку ипостаси реаниматолога не предусмотрено. Неплатежеспособность - это процесс, а не состояние. А процесс может быть и обратимым. Важно определить с помощью установленных критериев, есть ли возможность "вылечить тяжелобольного", есть ли смысл вообще начинать лечение при неутешительном прогнозе? В настоящее время система критериев по определению неплатежеспособности предприятий устанавливается согласно Правилам по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27 апрели 2000 года № 46. Согласно данным Правилам выводы о финансовом состоянии и неплатежеспособности организации-должника следуют из расчетов коэффициентов ликвидности. Ликвидность же определяет способность предприятия рассчитаться по срочным долгам, а ее коэффициенты характеризуют его возможность погасить краткосрочную задолженность за счет имеющихся оборотных средств. В соответствии с пунктом 19 главы 5 Правил должник считается устойчиво неплатежеспособным, когда у него есть неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих состоянию последнего баланса, то есть это должник, у которого значение коэффициента текущей ликвидности (к-1) или коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (к-2) на конец отчетного периода или в течение обозначенного выше срока будут ниже нормативных, устанавливаемых Правилами в соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия. Первый коэффициент характеризует общую обеспеченность субъекта предпринимательской деятельности собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения им срочных обязательств, второй - наличие у него таких средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Для определения степени устойчивой неплатежеспособности целесообразно рассчитывать и дополнительные показатели: коэффициенты обеспеченности финансовых и просроченных финансовых обязательств активами (к-3 и к-4) на конец отчетного периода. Первый определяет способность субъекта рассчитаться со своими финансовыми обязательствами после реализации активов и рассчитывается отношением всех обязательств за исключением фондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей к общей стоимости имущества (активов), второй - способность рассчитаться по просроченным финансовым обязательствам после реализации активов и рассчитывается отношением этих обязательств к общей стоимости активов. Ситуация, когда фактическое значение одного из этих коэффициентов на конец отчетного периода будет превышать нормативное, является основанием для признания устойчиво неплатежеспособного должника потенциальным банкротом. По мнению многих аналитиков, нельзя определять неплатежеспособность только по двум финансовым показателям, необходимо учитывать показатели, отражающие эффективность финансово-хозяйственной деятельности субъекта. В то же время, как показывает практика, нельзя подходить к решению данного вопроса сугубо формально. Хозяйственным судом Брестской области возбуждено производство по делу о банкротстве Горынского КСМ. С формальной точки зрения, возможно было и не найти оснований для инициирования процесса, поскольку долги его еще не превысили общую стоимость имущества. Но анализ структуры его баланса позволял сделать вывод, что промедление в решении этого вопроса может иметь необратимые последствия для субъекта предпринимательской деятельности. Ведь государство, вмешиваясь по своей сути в имущественные отношения, в то же время предоставляет сильные гарантии субъекту, который подвергнется процедурам банкротства. Чего стоит только введение приостановления удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам должника. Ради одного этого многие субъекты предпринимательской деятельности пытаются "протолкнуть" заявление в суд. Важно самому суду не ошибиться. Хозяйственный суд Брестской области при возбуждении производства по делу о банкротстве изначально пытался определить эти показатели и при их отсутствии не находил оснований для возбуждения производства по делу. Этим и объясняется "стояние насмерть". Этим объясняется и тот факт, что в Брестской области нет обвала банкротных дел. Ошибка в таких условиях может обернуться трагедией для субъекта предпринимательской деятельности, поскольку кроме гарантий наступают и иные последствия, о которых субъект может и не подозревать. Достаточно обратить внимание на тот факт, что право управления имуществом переходит к управляющему, наступает обязанность досрочного исполнения обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника. Одновременно должник приобретает и благо, и бремя. Никто не знает, как будут складываться отношения управляющего с субъектом, никто не может дать гарантий от того факта, что управляющий может быть "ангажирован" кредиторами и вовсю проводить политику, направленную только на удовлетворение требований последних, даже во вред субъекту. И от этого нет "страхового полиса". Что касается банкротных дел, то, с моей точки зрения, именно при их рассмотрении действует принцип закономерностей и случайностей. Случайной удачей может стать управляющий, такой, каким был Ли Якока, когда он бросил все в фирме "Форд" и взялся за роль управляющего в фирме, "дышавшей на ладан". Таковой в свое время являлась фирма "Крайслер". За доллар в неделю в течение года работала его команда, а через год его "подопечная" вошла в десятку сильнейших фирм мира. А это уже закономерность. В то же время нельзя сбрасывать со счетов интересы кредиторов, помня о равенстве участников гражданского оборота. Ни в коем случае нельзя порождать такую ситуацию, когда недобросовестный должник будет долгое время "водить за нос" своих кредиторов, обещая им возврат долга в самое короткое время, а сам тем временем, потихоньку скатываясь в пропасть неплатежеспособности, прихватит с собой еще пару-тройку субъектов. "Страхового полиса" и от этого не существует. Просто каждый самостоятельно должен определить путь, который ему предстоит пройти. Хорошо, если все участники процедуры банкротства смогут найти общий язык, и достигнут взаимопонимания, которое явится опорой для их взаимного сотрудничества. Дорогу осилит идущий. А дорога в этом процессе длинная и сложная. Поскольку неплатежеспособность выступает как процесс, то, следовательно, она может изменяться под влиянием каких-либо факторов как внешних, так и внутренних. Например, реализация части высоко ликвидного имущества может прервать ситуацию неплатежеспособности, равно как и реструктуризация задолженности или получение заемных средств. Все это является действиями, а, значит, и банкротство можно определить как процесс урегулирования взаимоотношений между должником и кредитором, который осуществляется в определенный временной промежуток по решению суда, либо по согласию сторон. (B.C. Кивачук. "Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций в условиях банкротства". Брест, 2001. С. 6). С этим нельзя не согласиться. Каким будет этот процесс, чем он завершится, - во многом зависит и от личных качеств управляющего, от стремления найти выход из финансовой тьмы должника, его кредиторов, от профессионализма судьи, которому дело об экономической несостоятельности станет "родным по воле случая". Нас не учили быть судьями по банкротным делам. Мы учимся вместе с государством, управляющим, всеми участниками этого сложного процесса. Мы все ошибаемся и исправляем свои ошибки. Важно то, что мы понимаем все эти сложности и пробуем пройти сообща этот сложный путь. А пока - все начинается с неплатежеспособности.
ОСНОВАНИЯМ ВВЕДЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА
посвятила свое выступление Татьяна ЛЮДВИГ, судья хозяйственного суда Брестской области
Основания введения упрощенной процедуры банкротства предусмотрены статьями 247,250 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), которая проводится в отношении ликвидируемого и отсутствующего должника. Так, в соответствии с частью первой статьи 257 Закона, если выявлено обстоятельство, что стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется по упрошенной процедуре, в порядке, установленном Законом, с учетом особенностей, предусмотренных разделом XII Закона. Статья 247 предусматривает также круг лиц, на которых возложена обязанность подачи заявления в суд о банкротстве должника. К ним относятся: ликвидационная комиссия, которая обязана подать такое заявление в течение одного месяца со дня выявления такого обстоятельства; собственник имущества юридического липа - унитарного предприятия, учредитель юридического лица или его руководитель, иной уполномоченный орган, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до назначения ликвидационной комиссии в течение одного месяца после выявления такого обстоятельства. Правом на подачу заявления о банкротстве при выявлении вышеназванных обстоятельств обладает также кредитор должника. В практике возникали вопросы, каким требованиям должны соответствовать форма и содержание заявления о банкротстве по упрощенной процедуре. Высказывалось мнение, что, поскольку в разделе XI (упрощенные процедуры банкротства) не указано, что форма и содержание заявления о банкротстве ликвидируемого и отсутствующего должника должны соответствовать требованиям статей 23 - 30 Закона, то необходимо в этом случае руководствоваться нормами Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК). Обосную свою позицию по данному вопросу. В статье 171 ХПК сказано, что дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан рассматриваются хозяйственным судом по правилам, предусмотренным ХПК с особенностями, установленными законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве). Статья 18 Закона устанавливает, что положения о рассмотрении дел о банкротстве, предусмотренные разделом II, применяются, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Раздел XI Закона о банкротстве (упрощенные процедуры банкротства) устанавливает особенности рассмотрения дел о банкротстве ликвидируемого и отсутствующего должника. Данный раздел не определяет каких-либо особенностей по отношению к форме и содержанию заявления о банкротстве. Требования же к форме и содержанию заявления о банкротстве содержатся в разделе II Закона. В связи с чем форма и содержание заявления о банкротстве, документы, прилагаемые к заявлению, должны соответствовать общим требованиям подачи заявления, предъявляемые разделом 2 Закона. В чем особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого лица? Защитный период в производстве по делу о банкротстве ликвидируемого юридического лица не применяется. Санация и мировое соглашение также не применяются, за исключением случаев, когда в установленном законом порядке будет отменено решение соответствующего органа о ликвидации юридического лица. В определении о возбуждении производства по делу хозяйственный суд указывает об открытии конкурсного производства и назначении управляющего. Если до возбуждения дела о банкротстве юридического лица в установленном порядке назначена ликвидационная комиссия, то после возбуждения дела о банкротстве данного юридического лица эта комиссия передает все дела юридического лица управляющему в срок, установленный хозяйственным судом, который не может превышать семи дней со дня возбуждения дела о банкротстве. Если при рассмотрении дела о банкротстве будет установлено, что имеющееся у юридического лица имущество позволяет удовлетворить требования всех кредиторов в полном объеме, хозяйственный суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве этого юридического лица. Определение хозяйственного суда о прекращении производства по делу является основанием для проведения ликвидации юридического лица в соответствии с гражданским законодательством. Хозяйственный суд в течение четырех месяцев со дня возбуждения производства по делу о банкротстве ликвидируемого лица принимает решение об открытии ликвидационного производства в отношении этого юридического лица. Нарушение требования, обязывающего ликвидационную комиссию подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве в течение одного месяца со дня выявления обстоятельства к проведению упрощенной процедуры банкротства, является основанием для отказа во внесении записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Собственник имущества юридического липа - унитарного предприятия, учредители юридического лица, его руководитель и председатель ликвидационной комиссии, допустившие нарушение требований, предусмотренных статьей 247 Закона, солидарно несут субсидиарную ответственность по платежным обязательствам юридического липа, а также обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и другим расходам, предусмотренным статьей 144 Закона, в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Хочу отметить, что в практике хозяйственного суда Брестской области ни по одному из дел о банкротстве не решался вопрос о привлечении вышеуказанных лиц к субсидиарной ответственности, не было случаев выявления имущества в процессе конкурсного производства, производство по делам в отношении ликвидируемых должников не прекращались. В 2001 - 2002 годах в хозяйственный суд с заявлениями о банкротстве ликвидируемого юридического лица при недостаточности или отсутствии имущества у должника, необходимого для погашения требований кредиторов, в большинстве случаев обращались инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (единичный случай - регистрирующий орган). Это право предоставлено им частью 4 статьи 247 Закона, а также Указом Президента Республики Беларусь от 14 августа 2002 года № 442 "О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования". Таких дел в суде было возбуждено 19. Должниками, в основном, являлись предприятия с иностранными инвестициями, которые длительное время не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность. Задолженность перед бюджетом образовывалась после принятия решения хозяйственным судом об их ликвидации и взыскании государственной пошлины. Принимая заявление о банкротстве ликвидируемого юридического лица, открывая конкурсное производство в отношении должника, суд назначал управляющего и в соответствии со статьей 17 Закона ввиду отсутствия имущества у должника, обязывай кредитора - инспекции МНС - опубликовать сообщения в средствах массовой информации (республиканских и местных) об открытии конкурсного производства и других сведениях, связанных с производством по делу о банкротстве. В установленные Законом сроки кредиторы не всегда опубликовывали требуемую информацию ввиду отсутствия денежных средств. Отсутствие сообщения в СМИ нарушало права других кредиторов и приводило к нарушению процедуры банкротства, установленной Законом, в частности, суд не всегда имел возможность соблюсти требования части 5 статьи 248 Закона и в течение четырех месяцев со дня возбуждения производства по делу принять решение об открытии ликвидационного производства в отношении этого юридического лица. Следует отметить также и тот факт, что статья 51 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" возлагает на хозяйственный суд обязанность назначать управляющему вознаграждение в пределах, определяемых законодательством. При отсутствии имущества у должника вознаграждение управляющему должно быть назначено в соответствии с Порядком использования средств республиканского бюджета для выплаты вознаграждения доверенному лицу в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования, утвержденного Приказом Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь 8 июля 1999 года № 181/135, согласно которому выплаты производятся в размере одной минимальной заработной платы за каждый день процессуального срока, в течение которого управляющий выполняет свои функции. В связи с вышеизложенными фактами возникает вопрос о целесообразности возбуждения процедуры банкротства, когда у предприятия имеется единственная сумма задолженности перед бюджетом - госпошлина, взысканная по решению суда и которая значительно меньше реальных расходов о банкротстве. Видимо в этих случаях все-таки необходимо ликвидационной комиссии проводить определенную работу, направленную на погашение задолженности учредителями предприятия либо при незначительных суммах задолженности обращаться в Государственную комиссию при Совете Министров Республики Беларусь по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве и решать вопрос об освобождении от уплаты задолженности в каждом конкретном случае отдельно. По некоторым делам прослеживается формальное отношение ликвидационных комиссий к исполнению обязанностей, возложенных на них Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь 16 марта 1999 года № 11 в редакции Указа Президента Республики Беларусь № 22 от 16 ноября 2000 года, а также соответствующими судебными актами. Здесь следует сделать упрек и управляющим, которые также не проводят никакой работы (оговорюсь, что не во всех случаях) с учредителями предприятий-должников по погашению задолженности перед бюджетом - тех сумм госпошлины, которые являются причиной возбуждения дел о банкротстве.
Источник «Вестник ВХС», № 7
|
|
|