Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Естественный отбор
 
Новые экономические условия переживут далеко не все лизинговые компании
Сотрудники лизинговых компаний грустят. Значительно сократившееся количество сделок заставляет их руководство искать возможности диверсификации бизнеса. Они понимают: оказывая исключительно лизинговые услуги, в ближайшее время просто не выжить. Специалисты уверяют: из полутора сотен компаний, имеющих лицензии на их оказание, в ближайшее время выживут меньше половины.

На рынке лизинговых услуг сегодня все чаще говорят о «цепной реакции». Компании, занимающиеся финансовой арендой, вслед за банковским сектором спешно бросились пересматривать условия работы с клиентами: повышать процентные ставки, размеры авансовых платежей и сокращать сроки договоров. И немудрено: для большинства операторов этого рынка долгосрочные кредиты банков — основной источник финансовых ресурсов. Справедливости ради стоит отметить, что период латентности у лизингодателей все же оказался более продолжительным, нежели у банкиров. Ведь в отличие от последних операторы, занимающиеся финансовой арендой, работают с менее рисковыми инструментами, да и залоговая база в отличие от ценных бумаг всегда обладает более стабильной стоимостью. Однако кризис банковской ликвидности больно ударил по лизингодателям. Оценить нынешнюю ситуацию на рынке лизинговых услуг достаточно сложно, но операторы склоняются к мысли, что по условиям сделок он откатился назад минимум на 2—3 года. Сроки лизинга уменьшились с 5 до 2—3 лет, аванс составляет не менее 20 %, процентные ставки по итогам ноября также возросли на порядок, до 22—24 % годовых в рублях. Если еще в сентябре — начале октября политика лизингодателей была направлена на оптимизацию предложений для клиентов, в частности на снижение размера первого платежа, разнообразие выбора графиков платежей, то в настоящий момент условия финансирования клиентов ужесточили все без исключения операторы. А некоторые и временно прекратили работу по заключению новых договоров. Как отмечает председатель правления ОО «Белорусский союз лизингодателей» Александр Цыбулько, по итогам года отрасль покажет значительный спад. Если в 2007 году рост лизинговых услуг по отношению к 2006-му составил 44 %, то в 2008-м ожидается не более 20 %. Но доходы отрасли вырастут. «Лизинговые платежи, как правило, взимаются в течение всего срока договора лизинга, а лизинговый портфель несколько инертен. Даже если было заключено много договоров, через несколько месяцев он начнет расти и появятся новые доходы. И наоборот: при сокращении объемов нового лизинга портфель резко не сократится и неожиданного изменения в структуре доходов за 2008 год не будет», — объясняет Александр Цыбулько. Значительные изменения на рынке лизингового финансирования произошли по рублевым ставкам — налицо дефицит предложения с приемлемыми условиями для новых лизингополучателей. Как правило, доступные рублевые ставки предлагаются только постоянным и проверенным клиентам. При этом в лизинговых компаниях не скрывают: требования к лизингополучателю значительно возросли. Потенциальный клиент должен осуществлять свою деятельность продолжительный срок, иметь ликвидный бухгалтерский баланс и безупречную кредитную историю. «Изменился подход к заключению новой сделки», — говорит замдиректора компании «Мобильный лизинг» Эдуард Кузнецов. По его словам, принимая решение о заключении договора, компания опирается уже не на один или два ключевых показателя, а старается проводить комплексный анализ: финансовое состояние потенциального клиента, ликвидность предмета лизинга, срок договора и аванс лизингополучателя.

Специалисты указывают: отчасти на нынешнем положении лизинговой отрасли сказалось перераспределение сил в ней за последние несколько лет. Если еще в 2000—2002 годах в лизинговых проектах в качестве лизингодателя участвовали в основном банки (их доля по объему переданного в лизинг имущества составляла не менее 60 %), то сегодня более активную позицию занимают специализированные лизинговые компании. Как отмечают в Белорусском союзе лизингодателей, доля банковского участия в сделках в 2007 году сократилась до 35,8 %, причем более 80 % активных лизинговых операций приходилось на три банка — «Беларусбанк», «БПС-банк» и «Белинвестбанк». Однако, по всей видимости, в новых экономических условиях будет проходить постепенное «вымывание» из рынка последних. «Чистые» лизинговые структуры, которые фактически представляли собой посредников между банками-кредиторами и лизингополучателями, в ближайшие несколько месяцев вообще могут исчезнуть с рынка. Пожалуй, кризис не коснется только тех организаций, которые за последние годы смогли нарастить объем участия в лизинговых проектах собственным капиталом. Быть отрезанным от широкой возможности пользоваться банковскими кредитами им теперь не грозит.

Генеральный директор ЗАО «Мазконтрактлизинг» Василий Сидорук указывает, что отдельные белорусские лизинговые компании от новых финансовых условий могут только выиграть. Дело в том, что главные конкуренты — фирмы, которые были созданы под патронатом международных финансовых структур, — сегодня серьезно теряют свои позиции на рынке. Такие компании, как «Парекс лизинг», «Райффайзен­лизинг», «РЕСО-БелЛизинг», больше озабочены своими «домашними» проблемами. Значит, самое время составить им конкуренцию. «Если бы белорусские государственные лизинговые компании могли рассчитывать на возможность изыскания в бюджете дополнительных средств на поддержание отрасли, они серьезно усилили бы свои позиции. Ведь сегодня львиная доля рынка принадлежит иностранцам», — поясняет специалист. Поддержка государственных лизинговых компаний в новых экономических условиях была бы нелишней. В последний год в Беларуси активно прорабатывалась схема продажи экспорта техники за рубеж через механизмы лизинга. Идея создания специализированной лизинговой компании, которая при условии выделения из бюджета определенного компенсационного фонда могла бы помогать реализовывать за границей белорусские грузовые автомобили, трактора, автобусы на весьма интересных для покупателей условиях, — решение, может быть, и неординарное, но вполне эффективное. Оно позволило бы не упустить рынки за рубежом. Согласно задумке процентная ставка, по которой иностранные компании получали бы белорусскую технику на условиях финансовой аренды, должна на несколько процентных пунктов отличаться от стоимости услуг российских лизингодателей, а недостающую дельту планировалось возмещать из специализированного фонда, размер которого предварительно был оценен в $ 200 млн. Впрочем, планы пока остаются планами, хотя Александр Цыбулько отмечает, что проект не «заморожен». Еще до конца года в Беларуси могут быть приняты сразу два новых закона: «О лизинге» и «О создании Белорусской лизинговой компании».



Александр БЕНЬКО, «Р»


"Республика", №231 от 10.12.2008




Источник "Республика", №231 от 10.12.2008
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio