|
Последствия открытия конкурсного производства. Приостановление удовлетворения требований кредиторов |
|
Решением от 29.06.2001 хозяйственный суд г. Минска признал банкротом общество с ограниченной ответственностью "BST-Ltd" и открыл в отношении его конкурсную процедуру санации на срок до 31.12.2002. Санация определяется Законом Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) как процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности. Последствия открытия конкурсного производства определены ст. 90 Закона. В частности, с момента его открытия приостанавливается удовлетворение требований кредиторов по платежным обязательствам должника до завершения ликвидационного производства или вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве должника; все требования к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом. В силу ст. 91 Закона в течение периода приостановления удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, предъявленным к исполнению в виде бесспорного (безакцептного) списания средств, не начисляются проценты, неустойка (штраф, пени) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств. Статьей 144 Закона установлена очередность удовлетворения требований кредиторов. Обратившись с жалобой в Высший Хозяйственный Суд, Гомельское областное управление Фонда социальной защиты населения указало, что нормы ст. 90-91 и других статей Закона находятся в явном противоречии с законодательством о государственном социальном страховании, чем нарушаются права и интересы Фонда социальной защиты населения и граждан Республики Беларусь. Высший Хозяйственный Суд, рассмотрев жалобу, указал, что противоречия между законодательством о социальном страховании и Законом нет. Во-первых, законодательство о государственном социальном страховании в части регулирования порядка уплаты (взыскания) платежей в Фонд социальной защиты населения применяется в отношении платежеспособных плательщиков. В случае же признания судом неплатежеспособного плательщика экономически несостоятельным (банкротом) законодательство о государственном социальном страховании в части уплаты (взыскания) платежей в Фонд социальной защиты населения применяется с учетом норм, содержащихся в Законе. Во-вторых, в силу ст. 61 ГК и Закона смысл признания субъекта хозяйствования, не способного удовлетворить требования кредиторов, экономически несостоятельным (банкротом) заключается в том, чтобы с максимальной возможностью удовлетворить в равной степени требования всех кредиторов, а не требования отдельного кредитора в ущерб всем остальным. Вместе с тем Закон определяет приоритетность требований одной категории кредиторов перед другими, для чего в ст. 144 Закона установлена очередность требований кредиторов, которая учитывает интересы и государственного бюджета, и государственных внебюджетных фондов. Исходя из этого, Высший Хозяйственный Суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы Гомельского областного управления Фонда социальной защиты населения.
Источник Журнал «Юрист», май 2002 г.
|
|
|