|
В Беларуси необходимо законодательство, которое исключало бы конфликт экономических интересов компаний различных организационно-правовых форм, чтобы удобно было работать всем: как крупному, так и мелкому бизнесу. Такое мнение от имени бизнес-сообщества высказал в ходе республиканской конференции «О проблемах развития предпринимательства и улучшении бизнес-климата» первый вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Виктор МАРГЕЛОВ. «Бытует мнение, что все должны быть в равных условиях. Однако нагрузка должна быть постепенной для каждой категории бизнеса. У нас же иная картина: у индивидуальных предпринимателей низкая налоговая нагрузка, затем резкий рост для малых предприятий, а затем снижение удельного веса нагрузки для крупных субъектов хозяйствования», — отметил В.Маргелов. В результате такого дисбаланса и возникли проблемы с переоформлением бизнеса индивидуальными предпринимателями в другие правовые формы. «Лишение ИП наемных работников — это простое решение сложной проблемы, и поэтому оно неэффективно. Должна работать система, когда преобразоваться из ИП будет выгодно, и этому учит мировой опыт». При этом он отметил, что уровень налоговой нагрузки с 1994 г. по 2007 г. увеличился с 29% до 49%, а количество проверок хотя и снижается, собираемость штрафов и их размеры растут.
«Вместо борьбы за международные рынки и прибыль бизнес вынужден простаивать перед кабинетами чиновников, тратить большие средства на постоянно меняющееся законодательство, обосновывать каждый свой шаг», — отметил В.Маргелов. В ходе конференции представители бизнеса предлагали отменить государственное регулирование ценообразования предельного уровня наценок, рентабельности для частных предприятий, выровнять условия хозяйствования, создать равные условия доступа к материальным ресурсам для государственных и частных предприятий. Эти и другие предложения включены в проект национальной платформы бизнеса, которая обсуждалась в ходе заседания. На основе этого документа предпринимательское сообщество намерено вести диалог с правительством и добиваться улучшения бизнес-климата в стране. Ряд предложений платформы, которая была в целом поддержана представителями бизнеса и власти (по налоговой системе, регистрации и ликвидации и т. д.), уже нашли отражение в законодательстве. Однако этого, по мнению бизнеса, пока недостаточно.
Закон все же будет
По мнению председателя комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Анатолия Павловича, законодательная база по предпринимательству, принятая в 1991-1996 гг., устарела. В комиссии уже несколько лет находится проект закона о поддержке малого и среднего предпринимательства, который был подготовлен правительством в 2005 г. и существенно переработан с учетом мнения предпринимательских союзов. На этапе согласования документ было решено немного задержать, поскольку тогда еще готовилась Программа развития малых и средних городов. «Я предполагаю, что в 2008 г. Администрация Президента и правительство доработают проект закона, чтобы мы в этом году постарались его принять», — проинформировал А.Павлович.
Кроме того, сейчас в комиссии идет работа над проектом закона об информации, информатизации и защите информации. В нем предусматриваются нормы, которые обязывают госорганы распространять в СМИ общедоступную информацию о своей деятельности, в т.ч. о принятых нормативных правовых актах. Скоро поступят в Палату представителей проекты законов о банкротстве и товарных биржах.
По словам А.Павловича, настораживает то, что на протяжении последних лет удельный вес малых предприятий в валовом внутреннем продукте составляет порядка 8%. Не хватает еще чего-то, чтобы этот сектор вышел на более серьезные рубежи. Создать в стране такую атмосферу, при которой бизнес полноценно развивался и достиг величин, на которые рассчитывает государство, можно лишь совместными усилиями: правительства, парламента, общественных объединений, считает он.
Нагрузку планируют снижать
По итогам 2007 г. налоговая нагрузка на экономику снизилась на 2 процентных пункта, проинформировал участников конференции заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко. В следующем году правительство планирует и дальше упрощать налоговое администрирование, сокращать налоги и сборы, унифицировать объекты налогообложения, а также дебюрократизировать налоговую систему.
Кроме того, на протяжении последних лет МНС сокращает проверки, в т.ч. рейдовые. С 2002 г. их количество снизилось с 209,9 тыс. до 77,5 тыс. в 2007 году. МНС разработало и внесло в правительство проект законодательного акта, с принятием которого на длительный период от налоговых проверок будут освобождены добросовестные плательщики, отметил замминистра. МНС и в дальнейшем будет принимать меры по защите интересов добросовестных налогоплательщиков.
При этом МНС не исключает, что может отказаться от рейдовых проверок. «На налоговые органы, помимо контроля уплаты налогов, возложен контроль за соблюдением около 50 актов законодательства: от книг проверок и порядка их ведения до контроля за оборотом табачных изделий, спирта и т. д. С этой целью проводятся рейдовые проверки. Они носят внеплановый характер, так как латентность правонарушений очень высокая, что требует внезапного начала проверки. Но как только с нас снимут эти вопросы — поверьте, все проверки будут плановые», — заверил В.Каменко присутствующих.
Дмитрий ЕРМАК
"Экономическая газета", №9 от 05.02.2008
Источник "Экономическая газета", №9 от 05.02.2008
|
|
|