|
Процедура госрегистрации, безусловно, улучшилась с принятием Декрета от 17.12.2007 г. № 8. Но это весьма скромное улучшение, и белорусские правила создания бизнеса по-прежнему далеки от существующих в других странах. Несмотря на позитивные изменения законодательства о госрегистрации и ликвидации организаций, которые произошли со вступлением в силу Декрета № 8, создание бизнеса по-прежнему занимает не меньше месяца, а также требует участия юриста. Процедура прекращения бизнеса еще более длительная (не менее полугода, а порой и несколько лет) и дорогая.
Эксперты Минского столичного союза предпринимателей предлагают ряд конкретных мер, способных значительно улучшить систему государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
Прежде всего, требуется в полной мере реализовать заявительный принцип, который на сегодня носит в значительной мере декларативный характер. В регистрирующих органах образуются огромные очереди, рабочее утро начинается с переклички собравшихся. На общение с регистраторами по-прежнему уходит чрезмерно много времени. Да, Декрет № 8 упразднил оценку учредительных документов сотрудниками исполкома, но теперь вместо устава они тщательно анализируют заявление о регистрации.
Не в полной мере реализован и принцип "одного окна". Регистрирующим органам пока не удалось обеспечить строгое, неукоснительное соблюдение законодательства всеми представителями исполнительной власти.
Нет никакого смысла указывать в учредительных документах предмет и виды деятельности субъекта хозяйствования, тем более лицензируемые. Если рыночная конъюнктура меняется и становится выгодным что-то продать или купить, выпустить новую продукцию, то зачем терять время на уведомление о такой операции регистрирующего органа? Так легко упустить момент, и сделка окажется неактуальной. Десять лет назад в республике уже действовал принцип общей правоспособности, применяется он и в большинстве других государств. И Беларуси незачем использовать в этой части специальное регулирование.
Так же безболезненно можно отказаться от открытия временных счетов для формирования уставных фондов. Уставные фонды в их нынешних размерах экономически никак не обоснованны: создать бизнес за 500-600 EUR невозможно. Открытие счета отнимает силы и время, замораживаются пусть небольшие, но подчас важные для создаваемой организации средства.
Абсолютно лишней процедурой является и экспертиза достоверности оценки неденежных вкладов в УФ в части оценки малоценных вкладов. Каждый из нас, будучи потребителем, в состоянии оценить некую вещь стоимостью, к примеру, до 1 млн. BYR. Тем более что чаще всего вкладом становится новая вещь и ее стоимость близка к продажной цене. Поэтому в таких случаях вполне достаточно согласия создателей бизнеса в отношении оценки размера неденежного вклада в УФ.
Отдельная тема — основания для отказа в создании бизнеса. Их перечень остается обширным и не имеет разумных объяснений. В него попала, в частности, непогашенная задолженность перед бюджетом. Но разве не логичнее дать лицу, имеющему задолженность, возможность создать новый бизнес, заработать деньги и рассчитаться по долгам? Ограничение на создание бизнеса может быть установлено только судом (до исполнения судебного акта о запрете на осуществление определенной деятельности).
Процедура ликвидации почти не изменилась с принятием Декрета № 8. Учредители бизнеса, как и прежде, годами будут ждать налоговых проверок, без чего не смогут завершить процесс ликвидации и создать новый бизнес.
Есть смысл отказаться от такого основания для ликвидации, как неудовлетворительные результаты финансовой деятельности. На рынке может сложиться неблагоприятная конъюнктура, зачем по этому поводу перед кем-то объясняться? Крайне спорное основание для ликвидации и неосуществление деятельности в течение полугода. Из того же ряда — "нарушения трудового законодательства" и "невыплата заработной платы в минимальном установленном законодательстве размере". Даже если эти нарушения имеют место, то здесь, как правило, вина менеджмента (руководителя, заместителей руководителя, бухгалтера) организации, — они субъекты ответственности. Владельцы бизнеса не должны лишаться его из-за нарушений менеджеров.
Как уже отмечалось, ликвидация организации зачастую невозможна ввиду наличия долгов. В таких случаях необходима процедура банкротства, для проведения которой требуется антикризисный управляющий. Однако таких специалистов в Беларуси не хватает. Данный вид деятельности относится к исключительным, то есть антикризисный управляющий не вправе осуществлять иную деятельность, кроме преподавательской и научной, при этом он вправе вести только одну полную процедуру (банкротство должника с имуществом). Эти ограничения не позволяют сегодня тысячам бизнесов ликвидироваться в законном порядке с погашением долгов.
Кроме того, для организаций, находящихся в процедуре ликвидации и не осуществляющих деятельность, необходимо значительно сократить состав и периодичность представления бухгалтерской отчетности. Состояние ликвидации или банкротства является нетипичным, экономические показатели не несут той информации и не имеют того значения, как в период нормальной деятельности организации. Поэтому ежемесячное представление отчетности, в частности, статистической, не столько уточняет, сколько искажает государственную отчетность.
В заключение хотелось бы отметить, что государству необходимо отказаться от излишнего патроната и дать владельцам бизнеса (акционерам, участникам, пайщикам) возможность в большей мере выполнять свою владельческую функцию: самостоятельно определять размер УФ и порядок его формирования (до регистрации или после), самим решать, указывать или нет в учредительных документах предмет и виды деятельности организации. Ведь существует субсидиарная ответственность учредителей по обязательствам организации.
Простые и понятные административные процедуры, минимальное их количество, исчерпывающий перечень документов, обоснованные организационно, экономически и юридически критерии для отказа в создании бизнеса, выверенные основания для ликвидации предприятия только в судебном порядке, полная реализация принципа "одного окна" — вот что необходимо, чтобы процедуры создания и прекращения бизнеса способствовали развитию бизнеса в Беларуси.
Виталий БРАГИНЕЦ, юридическая фирма "Брагинец и партнеры"
"Белорусы и рынок", №6 от 11.02.2008
Источник "Белорусы и рынок", №6 от 11.02.2008
|
|
|