Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Спасите банкротство
 
Институт банкротства - спасение разваливающейся экономики Беларуси
Экономика не может эффективно работать без института банкротства. Организовать его, принять соответствующую нормативную базу, обучить судей, управляющих, экспертов-оценщиков - вот в чем должна состоять функция государства на переходном этапе. Никто другой этого не может сделать по определению, потому что только государство имеет монопольное право защита собственности, только оно служит гарантом выполнения сторонами своих договорных обязательств.
Что происходит с экономикой, в которой система естественной очистки от балласта (процедура санации и банкротства) заблокирован тем же государством? Мы это видели. Система разваливается. Симптомы - резкое падение объема производства, снижение уровня жизни населения, отток новых технологий и "мозгов", отсутствие инвестиционных ресурсов, рост безработицы, появление бедных, нищих, бездомных. Так развалился социализм. Ни США с Ватиканом, ни Бальцерович с Гайдаром при всем их могуществе не сделали этого. В саму систему встроен вирус саморазрушения.
ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО БАНКРОТСТВА
Беларусь остро нуждается в эффективной нормативной базе по организации и запуску института санации и банкротства. За 8 лет власть провалила проект "Банкротство", так и не сумев установить жесткую финансовую дисциплину. Вплоть до середины 1999г. ни одно госпредприятие вне зависимости от его финансового состояния не было санировано, реструктурировано или ликвидировано. В развитых странах данный институт ориентирован прежде всего на частные компании, поскольку они совершают подавляющее количество сделок. Не надо обольщаться на так называемом капиталистическом Западе государство очень часто находится вне правил рынка.
Почему банкротство у нас не работает? Среди основных причин отметим следующие:
- 85% всей собственности по-прежнему принадлежит государству. При отсутствии хозяина распорядители (директора или чиновники министерств и концернов) не имеют стимулов приводить в порядок чужое имущество. Статус временщика толкает временного менеджера к реализации схем по перекачке казенного имущества в свое.
- отсутствие политической волн к проведению системных экономическим реформ. Вместо рыночной системы, которая предполагает личную ответственность за инвестиционные решения, правительство Беларуси предпочло построение модели коллективной безответственности, известной также как рыночный социализм;
- этатизация частной собственности. Если производителю запрещают устанавливать свободные цены, покупать и продавать по своему усмотрению, если собственник не может использовать свое имущество так, чтобы получать для себя наибольшую выгоду, то можно утверждать, что частной собственности де-факто в стране нет;
- отсутствие эффективной законодательной базы. Власть, которая сделала ставку на государственные инвестиции и создание точек роста на базе госпредприятии и концернов, не была заинтересована в принятии закона о санации и банкротстве, потому что первыми "под топор" пошли бы многие госсубъекты. Комитет по санации и банкротству при Мингорисполкоме был создан не полных два года назад, а эпопея с антимонопольным министерством бесславно завершилась его превращением в структурное инертное подразделение ничего не значащего министерства;
- неподготовленность судебной системы к рассмотрению и эффективному решению дел по банкротству и санации; отсутствие достаточного количества экспертов по оценке имущества, кризисному управлению. На сегодняшний день складывается ситуация, когда судья, получающий около 20 млн рублей в месяц, должен сам назначать размер вознаграждения кризисному управляющему. Тот проводит огромную работу по оценке состояния предприятия, находящегося в сложном финансовой положении, составляет бизнес-план спасения предприятия или его ликвидации. Не поднимается рука у нищего судьи заплатить (даже не из бюджета) за такую работу столько, сколько она стоит на рынке реально.
Антикризисные управляющие - люди, обладающие уникальной комбинацией знаний в области экономики, права, бухучета и финансового менеджмента. Если правительство решит платить слишком мало, то данную работу будут делать не лучшие по специальности, а формалисты, отбывающие номер, или выпускники факультета экономики и права, которые еще пороху реальной экономики не нюхали. Час работы высококвалифицированного аудитора (юриста, менеджера) стоит от 5 до 20 долларов в белорусских условиях. Западные компании, занимающиеся антикризисным менеджментом, пальцем не пошевелят меньше чем за $ 100 в час. А у нас судья за аналогичные услуги предлагает заплатить по $40 в месяц. Создаются предпосылки, когда антикризисный управляющий, наделенный большими полномочиями, может превратиться в своеобразного шантажиста предприятий (делай откат или обанкрочу) или же станет инициировать перераспределение капитала. Как ни парадоксально, такая форма деятельности может ускорить процесс приватизации при условии, что государство решится на ликвидацию и распродажу имущества безнадежных должников.
БЕЛАРУСЬ: ПЕРВЫЕ ШАГИ
В 1999г. во многом благодаря стараниям Комитета по санации и банкротству открылись первые 120 дел. Все в отношении частных предприятий. Мелкие рыбешки, не загрязняющие общий аквариум. Идет обкатка механизмов и апробация различных схем лечения больных предприятий: некоторые можно лечить, а ко многим четко подходит народная мудрость "поздно пить "Боржоми", когда почки отказали. Подготовлено 30 антикризисных управляющих, готовых наводить порядок в отвратительно управляемом госимуществе. Налицо уже никем из серьезных экспертов не оспариваемый факт: государство не в состоянии контролировать и эффективно использовать свое собственное имущество. Все выделенные точки роста "ибо убыточны, либо балансируют на грани фола. И это при большой количестве привилегий и льгот, предоставляемых в той или иной форме.
По оценкам белорусских экспертов, около 65% всех госпредприятий неплатежеспособны. При npoведении санации и необходимых оздоровительных мер можно спасти большинство, ecли найдутся внешние инвесторы, а директора предприятий допустят к управлению молодых высококвалифицированных экспертов. Белорусские яппи пока не востребованы, но их время - не за горами. В коридорах власти на вопрос: "А что будет с предприятиями должниками, если списать все долги и начать все сначала?" - отвечают: "Через полгода задолженность будет на том же уровне". Так зачем же закачивать в бездонную бочку государственной бесхозяйственности ресурсы, капитал, рабочую силу, если они могли бы приносить прибыль и платить налоги в системе частной имущественной ответственности? На этот вопрос все сложнее отвечать даже отъявленным сторонникам неосоциалистической экономики.
УЧИТЕСЬ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ
Опыт соседних стран с более благоприятной правовой средой помогает понять, во что превратится реальный сектор экономики Беларуси без запуска института санации и банкротства. Дисциплинированная, на первый взгляд, Чехия проводила политику жалости по отношению к крупным госдолжникам. За последние 8 лет за счет бюджета было погашено около $ 6 млрд долгов. Символ национальной гордости "Хемапол" (контролирует 50% сектора, который генерирует 10% ВВП страны) обанкротился в январе 1999г. СКD, "Шкода Пльзень" и ZPS находятся на грани. С экономической точки зрения не вызывает сомнения, что все эти крупнейшие в стране компании должны пойти с молока. К сожалению, политики в состоянии видеть только краткосрочные перспективы ликвидации или насильственной реструктуризации гигантов.
А следовало бы научиться считать деньги не только одной компании, но и всех налогоплательщиков.
Очередная причина провала промышленной политики по отношению к крупным предприятиям - активная кредитная политика госбанков, которым было приказано не деньги зарабатывать, а сохранять рабочие места. Польша и особенно Венгрия более решительно ликвидировали убыточные предприятия. Чехия посчитала, что мягкое вхождение в рынок промышленных гигантов постепенно дисциплинирует их. В действительности оказалось с точностыо наоборот: банкроты втянули в долговую воронку большую часть здоровой экономики. Национальные локомотивы, выделенные государством, втянули страну обратно в кризис, а не вывезли в светло", стабильное будущее.
А КАК С БАНКРОТСТВОМ В РОССИИ?
Странный вопрос, когда вся страна после дефолта является банкротом и остро нуждается в кризисном управлении. На бумаге Россия имеет один из самых жестких законов "О банкротстве" (проект белорусского закона о многом перекликается с российским, однако имеются существенные различия). Возбудить процедуру банкротства можно после того, как в течение трех месяцев компания не выполняет свои финансовые обязательства. По большому счету, под это определение подпадают практически все cyбъекты, включая органы госвласти. После принятия закона поток дел о банкротстве резко возрос. До 1 марта 1998г. в арбитражных судах рассматривалось всего 4296 дел. А с 01.03.98 по 31.01.99 было подано 6574 заявления о возбуждении процедуры банкротства. Возбуждено 5883 дела. Почти 20% из них - по отсутствующим должникам (брошенные, отработавшие свое компании), 5% - по сельхозпредприятиям, только 42 дела по градообразуюшим предприятиям.
И здесь россияне показали, что таможенные чиновники вместе с родственными придворными бизнесами могут использовать самый строгий закон в свою пользу. Многие региональные администрации эффективно использовали закон о банкротстве для проведения очередного передела собственности. Когда под определение банкрота попадает почти каждый, администрация имеет возможность определять, против кого возбуждать, процедуру, а на кого закрывать глаза. В этой ситуации 1) без независимой судебной системы и института арбитражных управляющих (есть множество нитей, за которые, можно, по мере необходимости, дернуть), 2) при блокировке конкуренции среди кризисных управляющих (практически нет западных специалистов, юридическим лицам запрещено выступать в качестве управляющих), 3) при отсутствии возможности компании доказать свою финансовую состоятельность до возбуждения дела и блокировки деятельности компании, 4) при отсутствии четкого механизма ответственности суда и управляющих за нанесенный компании ущерб от "искусственного" банкротства с целью перераспределения собственности - происходит дискредитация важнейшего рыночного механизма.
Кстати, государство не сумело подготовить достаточное количество квалифицированных специалистов. Только 0,4% арбитражных управляющих имеют соответствующие лицензии. Огромный рынок для профессионалов в области финансового менеджмента, права и бухучета.
ПОДВОДНЫЕ РИФЫ ДЛЯ БЕЛАРУСИ
Самая большая опасность - не принимать закон "О банкротстве" и, приняв, игнорировать его. Для привлечения инвесторов, новых мозгов и технологий нормативная база должна быть прокредиторской, т.е. защищающей интересы собственника капитала. Заемщик, анализируя свое состояние и потенциал проекта, под который привлекаются средства, определяет режим работы с кредитором в договоре. Если он не выполняет свои обязательства, то кредитор вправе подать в суд. Да, возможны случаи шантажа компаний, которые имеют временные трудности, зачастую по не зависящим от них причинам. Но чем больше будет нормативных препятствий перед кредитором на пути возмещения им ущерба, тем выше будет инвестиционный риск. Чем длиннее защитный период, когда кредиторы не имеют права производить действия на возмещение своих средств, тем больше соблазна им воспользоваться компаниям для преднамеренного банкротства.
Подготовленный Комитетом по санации и банкротству проект закона "О банкротстве" учитывает практику применения, подобных актов в разных странах мира. Закон будет действовать по следующей схеме:
1 этап. Заявление кредитора (прокурора, налогового или иного уполномоченного органа, должника);
2 этап. Принятие заявления хозяйственным судом, возбуждение производства по делу о банкротстве, начало защитного периода;
3 этап. Возбуждение конкурсного производства;
4 этап. Рассмотрение дела о банкротстве, принятие решения о банкротстве с санацией либо ликвидацией.
На каждом из этапов дело может быть прекращено по причине отсутствия предмета рассмотрения или же в виде мирового соглашения заинтересованных сторон. Закон мягче российского, но и среда его применения имеет принципиальные отличия. В белорусских условиях он будет работать прежде всего против госпредприятий - основных экономических игроков. Они должны поставщикам, банкам. Государственным. Те, в свою очередь, должны энергетикам и газовикам. Государственным. Разорвать порочный круг неплатежей и начать оздоровление экономики из области политических решений. Никакой даже самый совершенный закон этот процесс не запустит. В случае его принятия правительство получает возможность проведения тихой приватизации под ширмой санации и ликвидации. Беларусь получит возможность начать приватизацию как бы с заднего двора. Нельзя сказать, что это самая эффективная форма изменения собственника, но это лучше, чем сегодняшний генерирующий сплошные долги статус-кво.
Для вовлечения лучших специалистов в процесс антикризисного управления, санации и банкротства предприятий законодателям надо решить следующие важнейшие проблемы: интенсифицировать подготовку антикризисных управляющих, определить условия оплаты их труда, предусмотреть возможность привлечения специализированных белорусских и иностранных компаний (аудиторских) на конкурсной основе; осуществить судебную реформу, добиться независимости хозяйственных судов, изменить принципы оплаты работы судей; четко определить механизмы перехода прав собственности на имущество должника между кредиторами, кто имеет право инициировать процедуру банкротства и при каких условиях. При этом государство не должно иметь приоритетного права на получение самых ликвидных активов: предусмотреть ответственность чиновников, руководства концернов и предприятий за блокировку принятых мер по восстановлению платежеспособности должника.
Кстати, проект закона предусматривает весьма перспективный набор мер: перепрофилирование производства: закрытие нерентабельных производств: ликвидация дебиторской задолженности; пpoдaжа части имущества должника: уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами); продажа предприятия (бизнеса) должника;
В том, что данное направление государственной деятельности в сочетании с инициативой профессиональных экспертов из частного сектора перспективно и обречено на большой спрос в ближайшие 5 лет сомневаться не приходится. Нет сомнения также в том, что спасение института банкротства является предпосылкой спасения разваливающейся на глазах экономической системы Беларуси.


Ярослав Романчук

Источник «Белорусская газета», 21 июня 1999 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio