|
Развитие рынка долговых ценных бумаг в минувшем году носило противоречивый характер. С одной стороны, объем рынка акций значительно вырос. Причем как на биржевом, так и на внебиржевом сегментах. С другой — качественные характеристики рынка остались прежними. Какого-либо заметного влияния его на экономические процессы не ощущалось. Если говорить о количественных показателях, то значительное увеличение объема сделок произошло еще в первом полугодии. Основной причиной этого стала продажа пакета акций ОАО «Белтрансгаз» на 5,3 трлн. Br. Помимо этого отдельные эмитенты выкупали собственные акции. Например, СП ЗАО «Милавица» осуществило в I квартале таких операций более чем на 3 млрд. Br. Однако в дальнейшем рост рынка обеспечивался прежде всего за счет продажи крупных пакетов. Достаточно отметить, что лидерами рейтинга эмитентов, который рассчитывает ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» по суммарному объему зарегистрированных сделок купли-продажи на внебиржевом рынке, являются компании, чьи акции были приобретены иностранными инвесторами. Первые четыре позиции в рейтинге занимают ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Белвнешэкономбанк», ЗАО «Славнефтебанк» (после продажи акций переименован в ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)») и ОАО «Мотовело». Примечательно, что в рейтинге профессиональных участников рынка ценных бумаг лидирующие позиции по объему зарегистрированных сделок заняли Фонд госимущества и Нацбанк.
В результате долевые инструменты использовались участниками рынка в основном по нескольким направлениям: либо эмитент приобретал собственные акции на баланс, меняя структуру акционерного капитала, либо миноритарные акционеры отчуждали акции государству, после чего крупный пакет приобретал внешний инвестор. Помимо этого государство, изначально владевшее ценными бумагами акционерного общества, реализовывало их инвесторам.
В любом случае главным игроком на отечественном рынке долговых инструментов остается государство, которое не только определяет правила игры на нем, но и выступает в роли основного его участника. Результатом такого положения является отсутствие какого-либо существенного движения в тех секторах, которые пока не привлекли внимание органов госуправления. Следствие этого — узкий круг и участников, и инвесторов на отечественном фондовом рынке, низкая ликвидность инструментов и отсутствие широкомасштабного влияния на экономику.
В этой связи, несмотря на существенный рост количественных показателей торговли акциями, качественные характеристики рынка за прошедший год остались неизменными. Это позволяет говорить о том, что рынок долевых инструментов у нас если и есть, то он настолько незаметен, что не выполняет своих функций как индикатора экономического состояния и инструмента привлечения ресурсов.
Причины подобного положения давно известны. Во-первых, это наличие существенных ограничений на отчуждение акций, полученных инвесторами в процессе приватизации. Необходимо отметить, что в марте можно будет отметить 10-летний юбилей введения данного моратория. И хотя в течение этого срока он подвергался корректировке, права собственников акций большинства ОАО остаются существенно ограниченными. Во-вторых, наличие института «золотой акции». Согласно действующему законодательству государство имеет право установить контроль над любым акционерным обществом, созданным в процессе приватизации.
Наличие столь широких полномочий госорганов по отношению к правам собственников также не увеличивает привлекательность долевых ценных бумаг.
Наиболее существенным препятствием на пути эффективного развития фондового рынка является непонимание механизмов его работы. Вопросы — «зачем он нужен и что реальный сектор может от него получить» — являются для нас актуальными по сей день. Подобный взгляд — порождение плановой системы хозяйствования, когда отсутствовал институт собственности на средства производства.
В современных условиях неэффективно функционирующий фондовый рынок сдерживает экономическое развитие страны. Производить мы почти умеем, продавать продукцию еще учимся, а до инструментов, с помощью которых можно наращивать производственные активы и развивать бизнес, еще не дошли.
На сегодняшний день отечественная экономика ограничивает себя использованием для этих целей ограниченных бюджетных и заемных средств. В итоге стереотипы о фондовом рынке оказывают негативное влияние как на его развитие, так и на развитие национальной экономики. Искаженные ориентиры и экономические прогнозы не позволяют направлять ресурсы в те отрасли, которые могут показать наиболее динамичные результаты.
Понятно, что любое явление имеет в себе как позитивные, так и негативные стороны. Мнение о том, что посредством долговых ценных бумаг могут осуществляться недружественные захваты предприятий с последующим их банкротством, не лишено оснований. Взгляд на фондовые активы как на виртуальные также имеет место быть. Кроме того, часто можно слышать, что данный сектор финансового рынка имеет спекулятивный характер, на нем не создается добавленная стоимость и материальные блага в масштабах всей экономики. Все это позволяет всерьез ставить вопрос: «А нужен ли нам фондовый рынок вообще, тем более развитый?».
Как показывает практика — нужен, и желательно развитый. Например, в ходе ведения газовых переговоров возник вопрос о стоимостной оценке ОАО «Белтрансгаз». Присутствие на биржевом рынке даже незначительной доли акционерного капитала при условии ликвидной торговли, по крайней мере, исключило бы значительные расхождения в оценке компании. Кроме того, крупные коммерческие банки недавно заявили о планах проведения IPO. В этой связи одним из принципиальных вопросов для них станет стоимость публично размещаемого пакета. Наличие котировок акций на отечественном фондовом рынке значительно упростило бы эту задачу.
Однако помимо указанных частных случаев фондовый рынок призван решать и задачи в масштабах всей экономики. Совмин и Нацбанк совместно подготовили план радикального улучшения бизнес-климата. Документ предусматривает изменение законодательства в области иностранных инвестиций, деятельности СЭЗ, налоговой политики, внешнеэкономической и инновационной деятельности, а также финансового рынка. Видимо, понимание того, что стране необходимо максимально быстро повысить конкурентоспособность в мировой экономической системе, позволило поставить конкретную цель — Беларусь должна войти в первые 25 стран по уровню благоприятности делового климата.
Данная цель является достаточно амбициозной, потому как в рейтинге, который рассчитывает Всемирный банк совместно с Международной финансовой корпорацией, наша страна сегодня находится на 110-м месте. Первые 25 мест занимают государства с действительно развитой рыночной экономикой. Азиатский регион представлен Сингапуром, Гонконгом, Таиландом и Японией. Западная Европа — скандинавскими странами, Австрией, Германией, Великобританией и Швейцарией. Однако, как и в любом рейтинге, здесь можно заметить и определенные несоответствия. Из стран Бенилюкса Нидерланды и Бельгия входят в число лучших, а Люксембург занимает только 42-е место. При этом деловой климат в Грузии, занимающей 18-е место, «привлекательнее», чем, например, в Италии, которая находится на 53-й позиции. Примечательно, что наши соседи — Литва и Латвия — занимают 26-е и 22-е места соответственно.
В любом случае в большинстве стран с привлекательным деловым климатом функционирует эффективный фондовый рынок. Инвестор приходит в тот регион, где помимо приемлемых административных процедур, благоприятных налоговых условий, стабильного законодательства есть возможность использования наиболее удобного инструмента, каким является фондовый рынок, как для осуществления, так и для привлечения инвестиций.
Столкнувшись с внешней энергетической угрозой, наша экономика пока ориентирована на заемные ресурсы. Однако существенно улучшить бизнес-среду без либерализации рынка долговых ценных бумаг будет достаточно сложно. Отсутствие важнейшего элемента финансового рынка вряд ли позволит динамично расти в рейтинге делового климата, а тем более войти в число лучших стран по данному показателю.
Денис ЛОПАТИН
"Экономическая газета", №8 от 01.02.2008
Источник "Экономическая газета", №8 от 01.02.2008
|
|
|