Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  К фондовому рынку "топать и топать"
 
Формирование в нашей стране благоприятного инвестиционного климата и развитие фондового рынка должно стать результатом реализации норм Декрета № 7. Об этих надеждах говорят разработчики документа и государственные эксперты. Насколько оправданны эти ожидания с точки зрения независимых экспертов? Об этом «ЭГ» поинтересовалась у известного белорусского экономиста Леонида ЗЛОТНИКОВА.
Без сомнения, шажок сделан в верном направлении, но его явно недостаточно для улучшения инвестиционного климата. Чтобы сделать его привлекательным, надо «топать» еще очень долго, ведь инвестклимат определяется многими составляющими. Приведу красноречивый, на мой взгляд, пример. Когда несколько лет назад я был в Японии, мы посещали небольшое предприятие, которое делает оборудование для очистки воды от попавших в нее нефтепродуктов. Они хотели бы организовать производство этого оборудования поближе к Европе. Я предложил им рассмотреть вариант его размещения в нашей стране и рассказал, что наш Инвестиционный кодекс позволяет предоставлять льготы по договору. Реакция была прямо противоположной ожидаемой. Серьезного японского инвестора отпугнула перспектива формирования условий привлечения инвестиций не по законодательству, а по договору c исполнительной властью. Классический западный добропорядочный инвестор хочет иметь дело с законом, а не с чиновником. Более того, договорные условия инвестиций ведут к неравенству субъектов, что также является отпугивающим фактором.

Не нравится серьезным инвесторам и наше налоговое законодательство. Причем дело не только в высокой налоговой нагрузке. В нашем законодательстве нет нормы, запрещающей вводить налоговые новшества задним числом, что четко прописано в Общей части Налогового кодекса в других странах. Нет у нас и еще одной нормы, к которой привык цивилизованный бизнес: то, что любые противоречия в налоговом законодательстве трактуются в пользу налогоплательщиков.

У нас маленькая страна, с закрытым рынком, в которой ставка делается на импортозамещение. В такой ситуации есть угроза, что в какой-то момент инвестору предложат покупать сырье или комплектующие для своего предприятия в Беларуси.

Есть препятствия и для вхождения наших компаний в систему мирового разделения труда, без чего сегодня ни одна страна не может развиваться нормально. С нашим производителем трудно сотрудничать — он не самостоятелен при формировании цены, осуществлении импортных закупок, обязан принимать на работу не способных трудиться бомжей и т. д. Чтобы страна стала привлекательной для инвестиций, нужно сделать экономику открытой, либерально-рыночной. В ней все должны иметь равные и нормальные условия работы, а не только те, кто вкладывает средства в малые города или СЭЗ.

Еще один отягчающий фактор — не реформированная обрабатывающая промышленность. Она не реструктуризирована, в ней не выделены жизнеспособные элементы, нет института банкротства — долги накапливаются годами, а предприятия — не банкроты. В этих условиях они не могут нормально работать, они не конкурентоспособны. Инвесторам невыгодно вкладывать средства в эти предприятия. Подтверждение тому — китайская кредитная линия в миллиарды долларов. Она уже давно открыта, а эффективных проектов все нет. При этом заметьте: китайцы готовы давать кредиты, особенно под гарантии государства, но вкладывать деньги в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в нашу экономику они не торопятся. В прошлом году прямых китайских инвестиций было лишь порядка 40-50 млн. USD.

Даже метод привлечения инвестиций у нас советский, плановый. Мы сами намечаем, что сделать, в какой срок и сколько должно быть денег. Таких предприятий в Программе инновационного развития несколько сотен. Намечаем и ждем инвестора, а никто не идет. Это вообще странно. Государство может, конечно, стимулировать приток иностранных инвестиций в какие-то отдельные проекты, но в общем случае инвестор сам должен решать, куда ему вкладывать. Иначе будет как у нас — за первые 2 месяца т.г. прямые иностранные инвестиции в их общем объеме составили 0,4%.

Что касается фондового рынка, то, конечно, какие-то обороты там пойдут. Они и в прошлом году уже были. Но дело в том, что у нас очень мало серьезных акционерных обществ, акции которых поступают на открытый рынок. У нас же не ходят на фондовом рынке акции Нафтана, Белтрансгаза, вообще не акционированы такие предприятия, как МТЗ, МАЗ. А если и попадают на рынок акции отдельных «голубых фишек» (к примеру, акции Velcom), то об их продаже общество узнает после оформления сделки. Нужно сделать еще очень много, чтобы у нас появился фондовый рынок.



"Экономическая газета", №31 от 22.04.2008




Источник "Экономическая газета", №31 от 22.04.2008
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio