|
К проблеме определения правовой сущности и значения лицензии |
|
Аннотация. Впервые официальное определение лицензии было закреплено Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которым лицензия - это специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату.
На наш взгляд, данное определение является небесспорным, поскольку само понятие "разрешение" допускает к себе неоднозначное толкование. Кроме того, отсутствие разработанных в науке и закрепленных на законодательном уровне признаков, присущих лицензии, приводит к отождествлению данной правовой категории с иными разрешениями, повсеместно выдаваемыми государственными органами на совершение тех или иных действий.
Только комплексный подход позволит исследовать сущность лицензии и дать ей логически верное определение. Введение. Переход Республики Беларусь к рыночной экономике повлек за собой необходимость закрепления в действующем законодательстве определенных способов воздействия государства на предпринимательскую деятельность. С принятием ряда нормативных правовых актов, регламентирующих экономические процессы, в механизм государственного регулирования вошел такой правовой инструмент как лицензирование отдельных видов деятельности, формой проявления которого является лицензия.
Этимологически слово "лицензия" происходит от латинского "licentia", которое переводится как "вольность, свобода делать что угодно" [1, с. 319]. В связи с тем, что длительное время на законодательном уровне отсутствовало легальное определение лицензии, в правовой доктрине сложилась неоднозначная трактовка данного понятия. Как правило, термин "лицензия" употребляется в двух основных значениях: право на осуществление определенного вида деятельности [2, с. 191] и документ, удостоверяющий наличие такого права [3, с. 301]. Свое официальное закрепление данный термин получил с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Декрет № 17), в соответствии с которым лицензия - это специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату [4]. Вместе с тем, не смотря на то, что законодатель дает четкое определение данному понятию, под разрешением следует понимать право на совершение чего-нибудь либо документ, удостоверяющий это право [5, с. 510].
Наличие дифференцированных подходов к пониманию лицензии, обусловленное отсутствием должного внимания со стороны ученых к изучению данной правовой категории, влечет необходимость исследования ее сущности и предложения более качественного определения, не допускающего неоднозначное толкование.
Основная часть. Так, в соответствии со статьей 45 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством [6].
Таким образом, выдача лицензирующим органом лицензии является юридическим фактом - обстоятельством, с которым нормы гражданского права связывают возникновение определенных правоотношений.
Данный юридический факт квалифицируется как правообразующий и является основанием возникновения у хозяйствующего субъекта права на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности. Такое субъективное право конкретного субъекта реализуется в рамках абсолютного правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Иными словами, процесс выдачи лицензии является основанием возникновения права на осуществление определенного вида деятельности, а сама лицензия - подтверждением наличия такого права.
На наш взгляд, лицензия является сложным правовым явлением, поскольку представляет собой положительное решение лицензирующего органа, дающее право на занятие соответствующим видом предпринимательской деятельности, воплощенное в определенную форму - официальный документ, который заполняется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 года № 1310 "О форме специального разрешения (лицензии) и о порядке ее заполнения" [7]. Принимая решение о выдаче лицензии, лицензирующий орган разрешает соискателю лицензии либо лицензиату осуществлять определенный вид деятельности.
Приведенная точка зрения подтверждается пунктами 21 и 25 Декрета № 17, в соответствии с которыми срок действия лицензии исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче, а право на осуществление определенного вида деятельности возникает со дня ее получения.
В соответствии с пунктом 21 Декрета № 17 только лицензиат может осуществлять вид деятельности, на который выдана лицензия, без передачи права на его осуществление другому юридическому или физическому лицу.
При осуществлении вида деятельности на основании лицензии по договору простого товарищества право на осуществление этого вида деятельности принадлежит его участнику (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, являющемуся участником данного товарищества), имеющему лицензию на осуществление такого вида деятельности.
Следует отметить, что для законодательства Республики Беларусь характерно неоднозначное использование понятий "разрешение" и "специальное разрешение" (лицензия). Так, например, в соответствии со статьей 45 ГК лицензия определяется как специальное разрешение. Вместе с тем согласно статьям 530 и 627 ГК права продавца и арендодателя, полученные на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю и арендатору по договору аренды либо купли-продажи. В данном случае понятия "лицензия" и "разрешение" идентичны.
Однако существует самостоятельный пласт нормативных правовых актов, в которых термин "разрешение" отделен от термина "лицензия". Например, в соответствии со статьей 8 Кодекса Республики Беларусь о недрах республиканские органы управления по природным ресурсам и охране окружающей среды выдают разрешения на застройку площадей залегания месторождений общераспространенных полезных ископаемых [8].
Проблема соотношения данных понятий имеет не только теоретическое, но и практическое значение. "Разрешение" является родовым понятием относительно понятия "лицензия" и включает в себя, помимо лицензии, иные виды разрешений, выдаваемые государственными органами на совершение каких-либо действий. Оба определения - компоненты одного разрешительного режима, целью которого является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении.
Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства на совершение хозяйствующими субъектами тех или иных юридически значимых действий.
В целях отграничения лицензии от иных разрешений, повсеместно выдаваемых государственными органами, необходимо определить признаки, присущие только лицензии: - во-первых, Декретом № 17 установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. При этом виды деятельности, не подлежащие лицензированию в соответствии с Декретом № 17, осуществляются без наличия соответствующих специальных разрешений (лицензий) [9]; - во-вторых, виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), подлежат обязательному указанию в учредительных документах юридических лиц, свидетельствах о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденным Декретом № 17 [10]. Для осуществления видов деятельности, указание которых в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, учредительных документах коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с актами законодательства не требуется, данные субъекты права обязаны письменно уведомить соответствующие регистрирующий (по месту государственной регистрации) и налоговый (по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика) органы о тех видах деятельности, которые они предполагают осуществлять. Уведомление об осуществлении видов деятельности, указанных в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, не требуется; - в-третьих, суть различий между лицензией и разрешением заключается в специфике общей совокупности мероприятий, осуществляемых в связи с выданной лицензией. Лицензирование является контрольно-разрешительной процедурой, одним из центральных элементов которой является предварительный и, главное, последующий контроль за соблюдением лицензионных требований и условий. Разовость разрешения особенна не тем, что оно выдается на совершение какого-либо отдельного действия (что не всегда так), а тем, что предполагает разовый (предварительный) характер контрольной процедуры.
Заключение. Таким образом, на основании приведенных доводов можно сделать вывод о том, что лицензия - это документ разрешительного характера, удостоверяющий наличие у лицензиата соответствующего права на осуществление определенного вида деятельности, подлежащего обязательному указанию в учредительных документах, свидетельстве о государственной регистрации, выданный лицензирующим органом на определенный срок с обязательным соблюдением лицензионных требований и условий. На наш взгляд, в целях обеспечения единых подходов к пониманию лицензии необходимо закрепить данное определение на законодательном уровне.
Литература:
1. Петрученко, О. Латинско-русский словарь / О. Петрученко: 10-е изд. - СПб.: Лань, 2001. - 704 с. 2. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) / С.Э. Жилинский. - М.: НОРМА, 2002. - 672 с. 3. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право / Н.Ю. Круглова. - М.: РДЛ, 1997. - 832 с. 4. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17 // Нац. реестр нормативных правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 79. - № 1/4779. 5. Ожегов, СИ. Словарь русского языка: Ок. 57. 000 слов / СИ. Ожегов; под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1986. - 764 с. 6. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: с измен, и доп.: текст по состоянию на 20 июля 2006 г. // Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. - 1999. - № 7 - 9. - Ст. 101. 7. О форме специального разрешения (лицензии) и о порядке ее заполнения: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 окт. 2003 г., № 1310 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 116. - № 5/13185. 8. Кодекс Республики Беларусь о недрах: принят Палатой представителей 13 нояб. 1997 г.: одобр. Советом Респ. 27 нояб. 1997 г. // Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. - 1998. - № 8-9. - ст. 103. 9. О дополнительных мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 окт. 2003 г., № 1390 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 124. - № 5/13325. 10. О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 и о внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 19 дек. 2003 г., № 1666 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 2. - № 5/13597.
О.А. МАЗУР, аспирантка Академии управления при Президенте Республики Беларусь
"Вестник ВХС РБ", №10, май 2007 г.
Источник "Вестник ВХС РБ", №10, май 2007 г.
|
|
|