|
"Нефтянка" ждет новых госсубсидий |
|
Рентабельность отечественных НПЗ снизилась более чем в 11 раз. ОАО "Мозырский НПЗ" в июле сработал с убытками в размере 9 млн. USD, а "Нафтан" — 15 млн. USD. Снижение рентабельности белорусских НПЗ до критического уровня вынуждает профильных чиновников лоббировать решения, которые позволили бы нефтеперерабочикам работать хотя бы с минимальной прибылью.
Ситуация на самом деле кризисная.
Убыточная работа отечественных НПЗ обусловлена не только более жесткими условиями поставок российской нефти в Беларусь и правилами экспорта выработанных из нее нефтепродуктов. Финансовую ситуацию предприятий усугубляют поставки горючего на внутренний рынок — при этом на каждой тонне заводы теряют примерно 30-40 USD.
В результате в первом полугодии "Нафтан" сработал с рентабельностью 3,8%, а у Мозырского НПЗ этот показатель оказался еще ниже — 0,9%.
Кроме того, в июле НПЗ пришлось расплачиваться за нефть, поставленную в начале года из госрезерва. Дело в том, что в январе 2007 года из-за неурегулированности правил на нефтяном рынке заводы испытывали дефицит сырья, поэтому вынуждены были воспользоваться госрезервами. Мозырский НПЗ получил из госрезерва 40 тыс. т, "Нафтан" — около 60 тыс. т.
Сложное финансовое положение НПЗ побудило концерн "Белнефтехим" подготовить проект указа президента о повышении размера госсубсидий для переработчиков нефти. Для переработчиков "железнодорожной" нефти концерн предложил установить субсидию на уровне 130% от российской спецпошлины на нефть, а для переработчиков "трубной" нефти — 110%.
Впервые профильные чиновники пошли на то, чтобы размер бюджетной субсидии превысил уровень спецпошлины на нефть, поставляемой в Беларусь. Впервые также концерн предложил ранжировать уровень выплачиваемой госсубсидии в зависимости от того, каким образом будет поставлена нефть на белорусские НПЗ — по железной дороге или трубопроводным транспортом.
Ранжирование нефти по способам доставки имеет свою подоплеку. Очевидно, что поставка сырья по железной дороге заметно дороже, чем по трубе. Как следствие, российским компаниям стало невыгодно работать по этой схеме. В результате из-за снижения поставок по железной дороге наметилось заметное отставание от графика поставок нефти, предусмотренного балансом Союзного государства (в этом году Беларусь должна получить 21,5 млн. т нефти по трубе и 3,9 млн. т — по железной дороге). Это могло послужить основанием для российской стороны урезать объемы поставок на 2008 год.
Чтобы этого не допустить, Комиссия по импорту энергоресурсов при Совете министров приняла беспрецедентное решение — не так давно она разрешила нефтяным компаниям не поставлять горючее на убыточный внутренний рынок, а весь объем нефтепродуктов, выработанных из поставленной по железной дороге нефти, поставлять на экспорт.
В сложившихся условиях это серьезный бонус. Решение имело положительный эффект: поставки по железной дороге активизировались, что, в свою очередь, позволило "Белоруснефти" с июля возобновить экспорт нефти.
Концерн "Белнефтехим" подготовил еще одно решение, направленное на повышение привлекательности нефтяного рынка.
На решение правительства согласиться с необходимостью повышения бюджетных субсидий для нефтепереработчиков (сейчас размер субсидии составляет 65,6 USD/т — 90% от спецпошлины на российскую нефть) повлияло, возможно, и то, что с 1 октября Россия увеличивает экспортную пошлину на нефть до рекордного уровня — 250,3 USD/т против действующей сейчас ставки пошлины 223,9 USD/т.
Вывозная пошлина на светлые нефтепродукты вырастет до 181 USD/т против нынешней 163,2 USD/т, на темные нефтепродукты — 97,5 USD/т против 87,9 USD/т. Аналогичные пошлины должна установить белорусская сторона. Соответственно размер спецпошлины на нефть, поставляемую в Беларусь с 1 октября, увеличится до 73,25 USD/т.
Таким образом, нефтепереработчикам с 1 октября придется платить дважды более высокую таможенную пошлину: в федеральный бюджет при вывозе нефти из России, а затем — в белорусский бюджет при экспорте горючего.
В ситуации, когда мировые цены на нефть растут, а цены на нефтепродукты не успевают за этим ростом, нефтепереработчиков ждут новые убытки. Пострадают белорусские заводы. Потому что российские давальцы — "Славнефть", ЛУКОЙЛ, "Славнефтехим" (оператор "Русснефти"), "Юнисойл" (оператор "Татнефти") и "Юнивест-М", которые в ожидании новых правил на нефтяном рынке в сентябре возобновили поставки нефти в Беларусь на давальческих условиях, в октябре, скорее всего, вынуждены будут опять свернуть поставки.
Чтобы не довести отечественную нефтепереработку до крайней ситуации, "Белнефтехим" и инициировал проект указа по повышению размера госсубсидий. Межведомственная комиссия по обеспечению энергоресурсов Беларуси эти предложения поддержала. Но из Администрации президента проект вернули на доработку, потребовав более четко аргументировать уровень компенсации.
Президиум Совета министров в минувший вторник, 11 сентября, документ одобрил. Теперь участники рынка ждут, когда его подпишет президент.
Татьяна МАНЕНОК
"Белорусы и рынок", №35 от 17.09.2007
Источник "Белорусы и рынок", №35 от 17.09.2007
|
|
|