|
ОАО "Гомельский подшипниковый завод" инициировало в хозяйственном суде возбуждение в отношении себя процедуры банкротства. Дело об экономической несостоятельности пока не возбуждено. Заявление предприятия в Гомельский областной хозяйственный суд поступило 12 сентября — предполагается, что оно будет рассматриваться в течение месяца.
В октябре состоится рабочее совещание с участием представителей суда, Минпрома, департамента по банкротству и санации Минэкономики и городской администрации, на котором будет официально объявлено об открытии производства по делу о банкротстве.
По данным агентства ПРАЙМ-ТАСС, на протяжении последних 8 лет предприятие постепенно утрачивало платежеспособность и сейчас практически не располагает собственными оборотными средствами. Объем просроченной кредиторской задолженности составляет 3,14 млрд. BYR, в том числе по уплате налогов — 2,2 млрд. BYR.
На предприятии рассчитывают на процедуру защитного периода и проведение комплексного анализа ситуации антикризисным управляющим.
Финансовое положение завода заметно ухудшилось после того, как начались трудности со сбытом у ОАО "Мотовело" — одного из основных покупателей продукции ГПЗ. К примеру, в первом полугодии этого года "Мотовело" закупило подшипников лишь на 140 млн. BYR против запланированного объема 380 млн. BYR.
В течение последних двух лет Гомельский подшипниковый завод совместно с Минпромом разработал несколько вариантов финансового оздоровления.
Один из них — присоединение к ОАО "Минский подшипниковый завод" (МПЗ) в качестве филиала. В конце января 2005 года собрание акционеров гомельского завода такую схему реорганизации одобрило. Предполагалось, что присоединение Гомельского подшипникового завода к МПЗ позволит предприятию в рамках общей программы господдержки получить доступ к финансовым ресурсам.
Однако позже Минпром отказался от идеи объединения профильных заводов, поскольку к этому времени ухудшилось финансовое положение МПЗ.
Сейчас руководство ГПЗ рассчитывает на нового собственника "Мотовело", который планирует в ближайшие 2 года увеличить объем производства в 2 раза.
Отвечая на вопрос агентства о возможности привлечения российских меткомбинатов в качестве стратегических инвесторов для ГПЗ, представитель предприятия отметил, что следствием состоявшихся процессов консолидации в российской металлургии стало включение всех российских подшипниковых заводов в технологические цепочки крупных производителей металла. "И сегодня уже не в их интересах заниматься поддержкой конкурентов", — заявил он.
В 2004-2005 гг. ГПЗ вел переговоры о стратегическом партнерстве с Европейской подшипниковой корпорацией, которая предлагала организовать в Беларуси новое производство малошумных подшипников для электродвигателей. Но в то время Минпром отказал иностранному инвестору в продаже пакета акций предприятия.
В связи с этим также отметим, что Минский подшипниковый завод был одним из первых крупных белорусских предприятий, приступивших к реформированию с помощью аренды в 1991 году. Акционировался в 2001 году. В то время к МПЗ проявил интерес один из ведущих мировых производителей подшипников — шведская фиpма SKF, владеющая 18% миpoвoгo pынка пoдшипникoв. Но реализовать этот проект не удалось.
В 2004 году в Минпром поступили предложения от официального дистрибьютора МПЗ в Москве "Торгового дома ГПЗ-11" о покупке госпакета акций МПЗ через механизм вторичной эмиссии акций. Понимая, что белорусскому предприятию нужны ресурсы на развитие, потенциальный партнер предлагал провести в 2004 году две эмиссии акций МПЗ. Эти предложения белорусское правительство не поддержало.
Летом 2005 года собрание акционеров ОАО "МПЗ" одобрило увеличение доли государства в уставном фонде предприятия с 69,98 до 100% в обмен на оказание господдержки.
На днях в российских СМИ появилась информация о том, что МПЗ планируется включить в российский холдинг, который создает Рособоронэкспорт. По сведениям участников рынка, в новый холдинг "Проект ГПЗ" могут войти четыре завода в России и завод в Беларуси, в развитие которых Рособоронэкспорт собирается инвестировать порядка 250-300 млн. USD.
Отмечается, что создание нового холдинга ориентировано на удовлетворение потребностей предприятий, управляемых Рособоронэкспортом. В частности, на АвтоВАЗ будет ориентирован вологодский завод, исторически выпускающий преимущественно автомобильные подшипники. В то же время минский завод, производивший подшипники для металлургических предприятий, может поставлять продукцию формируемому Рособоронэкспортом холдингу "Русспецсталь".
Справка "БР"
Гомельский подшипниковый завод образован в 1938 году. Акционерное общество создано в 2001 году. Доля государства — 96,9%. В 2006 г. выручка предприятия составила 2,55 млрд. BYR. Персонал — 231 человек.
Татьяна МАНЕНOК
"Белорусы и рынок", №37 от 01.10.2007
Источник "Белорусы и рынок", №37 от 01.10.2007
|
|
|